Святыня на все времена

image_print

Состоялось освящение Главного храма Вооружённых Сил Российской Федерации.

Возведение Патриаршего собора в честь Воскресения Христова – Главного храма Вооружённых Сил Российской Федерации в Военно-патриотическом парке культуры и отдыха «Патриот» в подмосковной Кубинке в ознаменование 75-летия Победы в Великой Отечественной войне, а также в память о ратных подвигах нашего народа во всех  войнах, состоялось в невиданно ранее малый срок. Уже одно это делает храм уникальным. Это событие навсегда останется на скрижалях отечественной Истории.

Решение о строительстве военного храма было принято в 2018 году.
19 сентября того же года Святейший Патриарх Кирилл в присутствии Президента России Владимира Путина и министра обороны Российской Федерации генерала армии Сергея Шойгу освятил закладной камень, положенный на месте будущего собора.
Важно, что изначально была поставлена задача о строительстве по периметру будущего Главного храма российского воинства и уникального мультимедийного музейного комплекса «Дорога Памяти», филиала Центрального музея Вооружённых Сил. Он уже стал настоящей сокровищницей, где хранятся более 33 миллионов фотографий, документов, писем участников Великой Отечественной войны – фронтовиков, партизан, тружеников тыла, всех, кто приближал великий день Победы над немецко-фашистскими захватчиками. Длина этой символической дороги составляет 1418 шагов – по числу дней и ночей Великой Отечественной войны, ведущих к 9 Мая 1945 года.
И храм, возводимый к 75-й годовщине разгрома врага, сразу же стали называть и Храмом Победы.
«Освящение собора во имя Воскресения Христова – Главного храма Вооружённых Сил Российской Федерации, возведённого в ознаменование 75-летия Победы в Великой Отечественной войне – знаменательное для России событие. Для отечественных Вооружённых Сил, для всей страны», – сказал по завершении богослужения министр обороны генерал армии Сергей Шойгу.
«Я абсолютно уверен, что все те, кто будет приходить сюда, будут вспоминать о прошлых подвигах и готовиться к будущим во благо своего Отечества», – отметил министр.
«Я очень надеюсь на то, что у каждого из нас в сердце хранится частица той памяти, которой дорожит наша страна, наш народ. Памяти о наших отцах и дедах, о предках, которые принесли эту Победу и завещали нам хранить память об этой Победе», – продолжил министр. «Сегодня я хотел бы сказать слова благодарности всем тем, кто принял участие в создании всего комплекса, десяткам тысяч человек, которые в разной степени, в разных объёмах поддержали строительство этого храма», – подчеркнул Шойгу.
«Я хотел бы сказать слова благодарности строителям, архитекторам, художникам, скульпторам. Они вложили сюда душу. Многие работали здесь абсолютно безвозмездно. Результат их труда перед вашими глазами. Спасибо им за это», – сказал министр.
«Ваше Святейшество, отдельные слова благодарности вам за кураторство, за ваше огромное внимание к строительству храма», – сказал Шойгу, обращаясь к Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу.
Собор, посвящённый 75-летию Победы в Великой Отечественной войне, а также ратным подвигам русского народа во всех войнах, возведён на народные пожертвования. Всего на его строительство было собрано более трёх миллиардов рублей.
Для сбора пожертвований был создан благотворительный фонд «Воскресение», который прошёл государственную регистрацию.
Деньги поступали от военнослужащих и членов их семей, гражданского персонала российских Вооружённых Сил, трудовых коллективов, от многих неравнодушных людей как из нашей страны, так и из-за рубежа, коммерческих организаций.

Среди жертвователей первые лица государства, члены правительства, Государственной Думы и Совета Федерации, руководство Мин­обороны России, департамента военной контрразведки ФСБ, губернаторы и мэры, деятели науки, культуры и искусства, ветераны, священнослужители
Это 1217 юридических лиц, 94 360 конкретных человек, в том числе 15 760 человек, приславших коллективные вклады. Ещё 15 490 взносов поступили через СМС-сообщения.
И надо сразу сказать, что в храме ещё до его освящения и открытия уже чувствовалась особенная духовная атмосфера, присущая древним церквям. «Намоленная», – как говорят православные. Потому что все, кто его задумал и строил, кто присылал средства на его строительство, делали это со светлыми чувствами, вкладывая в доброе дело частичку своей души.
Возведение Главного храма Вооружённых Сил стало поистине общим делом, делом, объединившим усилия Церкви и Армии, жертвователей, благотворителей, архитекторов, художников и строителей.
И богослужением в нём Россия молитвенно отметила 75-летие Великой Победы нашего народа и народов коалиции во Второй мировой войне.
…Торжественное освящение храма состоялось 14 июня 2020 года, в воскресный день. По мнению святых отцов, воскресный день – это малая Пасха. Еженедельно Церковь вспоминает о самом главном событии священной истории в домостроительстве нашего спасения – Воскресении Христовом, победе жизни над смертью и тленом. А в это воскресенье отмечался и праздник Всех Святых, который ежегодно отмечается в следующее после дня Святой Троицы воскресенье.
Чин великого освящения собора и первую Божественную литургию в новоосвящённом храме совершил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.
Для участия в торжественном богослужении собрались архипастыри и пастыри, монашествующие и миряне Русской Православной Церкви, руководство Вооружённых Сил России во главе с министром обороны России генералом армии Сергеем Шойгу, представители всех родов войск, государственные и общественные деятели, ветераны Великой Отечественной войны и Вооружённых Сил.
Это генерал-майор Степан Гаврилович Едыкин, который прошёл войну в составе 1-го Белорусского фронта. О том, как он воевал, говорят его награды: ордена Отечественной войны I степени, Трудового Красного Знамени, Знак Почёта, две медали «За боевые заслуги». Рядовой Вадим Терентьевич Куц, который воевал в составе 3-го Украинского фронта, награждён орденами Отечественной войны II степени, «Пурпурное сердце», медалью «За Победу над Германией». Полковник Иван Иванович Жучков, воевал в составе 1-го Белорусского фронта. О его ратном вкладе в Победу говорят награды. Ордена Славы III степени, Отечественной войны II степени, два ордена Красной Звезды и «Знак Почёта», медаль «За боевые заслуги». Рядовой Василий Гаврилович Пронин участвовал в обороне Тулы. Воевал на Западном и Брянском фронтах. Участник сражений на Курской дуге. Награды – ордена Отечественной войны I степени, Трудового Красного Знамени, два ордена «Знак Почёта», солдатский орден – медаль «За отвагу» и другие. Полковник Илья Львович Смоляр, который воевал в составе 2-го Белорусского фронта. Его награды – ордена Отечественной войны I степени, Красной Звезды, медаль «За боевые заслуги». Адмирал Свет Савич Турунов был на фронте с 1943 года. После окончания Ленинградского артиллерийского училища участвовал в боях в составе Ленинградского и 4-го Украинского фронтов. Среди наград – ордена Ленина, Октябрьской Революции, Отечественной войны I степени, Красной Звезды, два ордена Трудового Красного Знамени.

Центральная мозаика Главного храма Вооружённых Сил Российской Федерации – самое масштабное изображение образа Спаса Нерукотворного в истории православия

…Если о проведении литургии сказать коротко, то главным содержанием этого совместного, общего делания, – а именно так с греческого языка переводится слово «литургия», – является таинство Тела и Крови Христовых, принесение бескровной Жертвы благодарения (по-гречески – Евхаристии) о всех и за вся. Именно Литургия занимает особое место среди всех богослужений суточного круга, ибо во время Литургии совершается величайшее таинство Евхаристии, по-русски таинство Благодарения, которое было установлено Самим Спасителем накануне крестных страданий. В Великий Четверг, на Тайной Вечере, омыв ноги ученикам и показав им тем самым пример глубочайшего смирения, Господь взял хлеб, благословил его, преломил и дал ученикам со словами: «Примите, ядите: сие есть Тело Мое, которое за вас предается во оставление грехов, сие творите в Мое воспоминание». Потом Он взял чашу с виноградным вином и, воздав хвалу Богу, подал чашу ученикам, говоря: «Пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов; сие творите, когда только будете пить, в Мое воспоминание». Причастив своих учеников-апостолов, Спаситель заповедовал им совершать это таинство в Его воспоминание, во оставление грехов и в жизнь вечную. Верующие во Христа и причащающиеся Его Тела и Крови становятся причастниками жизни вечной. И Сам Господь говорит в Евангелии: «Ядущий Мою плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и я воскрешу его в последний день».
Хочется отметить, что ощущение торжественности и благостности происходящей церемонии придавало необычайное благозвучие церковного хора. Особо, когда звучали песнопения, которые называются антифоны. Это название они получили от способа исполнения. Антифонное – попеременное пение символизирует неумолкающее пение Ангелов, прославляющих благость и всемогущество Бога Творца и Вседержителя. Считается, что антифонное пение было в обычае у первых христиан. В богослужебную практику Антиохийской Церкви этот способ пения ввел святитель Игнатий Богоносец. В IV веке антифонное пение распространяли святители Иоанн Златоуст (на Востоке) и Амвросий Медиоланский (на Западе). По традиции на Литургии полагается исполнение трёх антифонов. После первого антифона диакон произносит малую ектению. После второго антифона хор поет гимн «Единородный Сыне», после чего вновь следует малая ектиния. Гимн «Единородный Сыне» напоминает о том, что главное благодеяние Божие роду человеческому заключалось в ниспослании на землю Сына Божия, воплотившегося от Пресвятой Богородицы и Своею смертию победившего смерть. Обычно третий антифон напоминает нам тот евангельский идеал, к которому должен стремиться каждый христианин. Этот антифон включает в себя пение евангельских блаженств, и Церковь напоминает нам о том, что согласно Евангелию человек, просящий милости у Бога, сам должен стать смиренным духом, плачущим о своих грехах, кротким, поступающим по правде, чистым сердцем, милосердным к ближним, терпеливым во всех испытаниях, готовым отдать жизнь за Христа. Во время пения третьего антифона совершается Малый вход. Этот выход священнослужителей из алтаря с Евангелием символизирует шествие Спасителя на проповедь Евангелия…
Хор составили около 140 человек. Это были артисты хора ­Ансамбля Александрова, православный хор инженерных войск ВС РФ «За веру и Отечество» и хор духовенства Московской Епархии.
Благодаря телевизионной трансляции свидетелями красоты и величия проведения Великого освящения и Божественной литургии стали миллионы россиян, ближнего и дальнего зарубежья.
Собравшиеся на церемонию освящения Главного храма российского воинства, могли услышать, как «заговорил» сам храм: звон его самого большого колокола весом в 10 тонн слышен за пять километров. Это с учётом шума автомобильной магистрали и близлежащих сооружений, вокруг которых тише или громче всегда кипит жизнь. В прежние времена звон от такого колокола разносился по всей округе километров на десять. У него есть имя – «Праздничный благовестник» и посвящён он памяти всех, кто сражался с немецко-фашистскими захватчиками. А значит, граждан не только нашей страны. На украшающих его миниатюрах отражены моменты самых значимых страниц Великой Отечественной войны, ключевые события и сражения на пути к Победе. Сталинградская битва, снятие блокады Ленинграда, взятие Берлина… Также на колоколе можно увидеть четыре иконы, символизирующие Воскресение и силу нашего воинства.
А всего на звоннице Храма Победы 18 колоколов. Все их объединяет общая стилистика, дизайн, но каждый из них имеет своё особое предназначение.
Кроме большого колокола есть ещё пять колоколов-благовестников меньшего размера, посвящённые родам войск. На колоколе с эмблемой Сухопутных войск изображена икона их покровителя – Александра Невского. На колоколе, связанном с ВМФ, – икона Андрея Первозванного. Колокола ВКС и ВДВ украшает облик их покровителя – Ильи Пророка, а образ великомученицы Варвары находится рядом с колоколом с эмблемой РВСН. Это самые крупные колокола – наборы. Они звучат в первую очередь. Именно с них начинается звон и каждый определяет отдельную службу. В православные праздники звучит главный колокол – «Праздничный благовестник». Второй по размеру – «Воскресный благовестник». Он будет звучать по воскресеньям и в другие дни. Ещё четыре колокола – полиелейный (звучит в полиелейные праздники), славо­словный, будничный и постовой. У каждого своя функция. Остальные 12 колоколов создают неповторимый художественный колокольный звон, настоящую музыку. Они используются в сложных звонах, которые называют трезвон. Красоту звону во все колокола придают именно они. Колокол – это голос храма. Колокольный звон – акустическое выражение этого уникального голоса. Колокола отливались из высокооловянистой бронзы. Этот традиционный сплав определяет красоту, мощь, яркость звучания. Работа над колоколами велась уже по современной технологии, которая отличается от прежних старинных литейных традиций. Но формы колоколов, их геометрия соответствуют лучшим классическим образцам, и прежде всего это определяется по хорошему звуку. И мастера долго трудились, чтобы у колокольного набора Храма Победы были высокие характеристики, интересный и красивый звуковой ряд. Интересно, что 18 колоколов храма позволяют исполнять не только исторические звоны, но и создавать новые.
Колокола были изготовлены на Колоколитейном заводе Анисимова в Воронеже. На сегодня это крупнейшее в России предприятие по производству церковных колоколов с полным технологическим циклом – от начала проектирования до отливки любых, в том числе супертяжёлых колоколов весом до 120 тонн. Важно, что завод располагает собственной акустической лабораторией, что позволяет производить акустические исследования, применяя метод математического моделирования частот колокола. На предприятии трудятся опытные литейщики, формовщики, модельщики, художники, работающие в традициях лучших русских мастеров.
Важно сказать, что металл, из которого были отлиты колокола, поступил на благотворительной основе, как и многие другие материалы для строительства храма.
Надо отметить, что перед тем, как колокола вознеслись на высоту 75 метров, а всё, что имеет отношение к храму, несёт свою, победную символику, ведь храм возводился к 75-летию Великой Победы, они были освящены главой Синодального отдела по взаимодействию с Вооружёнными Силами и правоохранительными органами Русской православной церкви, настоятелем Патриаршего собора Воскресения Христова – Главного храма Вооружённых Сил Российской Федерации епископом Клинским Стефаном.
Кстати, в будущем в храмовом комплексе планируется организовать курсы звонарей, где будут готовить мастеров колокольного звона для войсковых храмов.
Интересно, что совсем недавно, 8 июня (26 мая по старому стилю), православный мир отмечал и 137-летие торжественного освящения Храма Христа Спасителя в Москве, который был тоже построен на народные пожертвования. Об этом было в специальном манифесте сказано так: «Построеніи въ Москве церкви во имя Христа Спасителя, въ ознаменованіе благодарности къ промыслу Божію за спасеніе Россіи отъ враговъ 1812 г., Декабря 25». Тот храм стал духовным памятником доблести Русской армии, спасшей Отечество от нашествия «двунадесяти языков» во время Отечественной войны 1812 года. Внутри храма, в притворе и на гульбище вокруг центральной части, были размещены мраморные доски, на которых перечислены сражения Отечественной войны 1812 года и заграничных походов Русской армии 1813–1814 годов и имена особо отличившихся в них воинов. Надо сказать, что этот храм был не единственным, воздвигнутым во славу русского оружия. Им была продолжена традиция строительства так называемых «обетных» храмов, в благодарность Богу за победу над врагом Отечества.
Надо подчеркнуть, что взаимодействие Церкви и Армии было плодотворно и полезно на протяжении многих веков. Военное духовенство в русской армии играло важную консолидирующую, воспитательную и духовно значимую роль. Церковь благословляла ратное служение защитников Отечества, молилась о даровании побед, утешала в дни скорби о погибших на полях сражений.
Традиция строительства воинских церквей уходит в глубь времён, а история храмов в честь военных побед насчитывает несколько столетий. Возведённый Главный храм Вооружённых Сил Российской Федерации увековечивает великую победу ХХ века во Второй мировой войне и одновременно является первым в истории России Главным Православным Собором Вооружённых Сил Российской Федерации. И построен он для всех Вооружённых Сил страны, для всего нашего народа на все времена. Мощь и красота Главного храма Вооружённых Сил Российской Федерации показывает и всё величие ратной истории России.
Архитектура, внешнее и внутреннее убранство ныне освящённого собора продолжает лучшие традиции церковного искусства, выработанные веками. В его создании приняли участие многие выдающиеся мастера своего дела. Сохранение и воспроизведение в художественных образах исторической памяти народа было основной задачей, изначально поставленной перед большим коллективом авторов.
На строительстве и создании всего убранства были задействованы с начала производства более четырёх тысяч человек.
В решении задач по художественному оформлению Главного храма Вооружённых Сил России приняли участие в том числе всемирно известные живописцы и специалисты Студии военных художников имени М.Б. Грекова.
Храмовый комплекс в совокупности представляет синтез современного искусства. Мозаика, скульптура, керамика, живопись, витражи гармонично сочетаются в едином ансамбле. В его создании ключевая роль принадлежит главному архитектору и автору проекта Дмитрию Смирнову. К работе были приглашены такие именитые деятели искусств, как академики Российской академии художеств, народные художники России Сергей Андрияка, Салават Щербаков, Василий Нестеренко, известные живописцы Дарья Шабалина и Михаил Леонтьев.
Храм отличает многообразие новых композиционных решений и художественных приёмов, сочетание различных материалов и техник, виртуозность исполнения и высокое качество произведений.
Если смотреть шире, то надо обязательно отметить то, что храм отождествляется с Победой, в том числе и в связи с символами, заложенными при его проектировании и проработке деталей оформления.
Интересно, что многое основано на ассоциативных цифрах, связанных с Великой Отечественной войной. Идея максимально отра­зить в облике храма символы Победы принадлежит министру обороны России генералу армии Сергею Шойгу. Практически каждая деталь храма по своему значению и пропорциям несёт смысловую нагрузку. И порой не связанную напрямую с событиями войны. Например, высота храма вместе с крестом составляет 96 метров. В 960 году родился Святой Равноапостольный Великий князь Владимир, в честь которого освящён нижний храм. Диаметр барабана главного купола – 19 метров 45 сантиметров. Кстати, 8 окон, находящихся на барабане, дают храму необычное сияние света. Диаметр купола – 22 метра 43 сантиметра. И это тоже не случайно. 8 мая 1945 года в 22 часа 43 минуты был подписан Акт о безоговорочной капитуляции Германии. Высота малых куполов – 14 метров 18 сантиметров – 1418 дней и ночей длилась война 1941–1945 годов. Высота звонницы – 75 метров, именно столько лет прошло со дня Победы. Площадь мозаики в интерьере 2644 квадратных метра, что соответствует числу полных кавалеров ордена Славы. Высота мандорлы (в христианском искусстве особая форма нимба, сияние овальной формы, вытянутое в вертикальном направлении, внутри которого помещается изображение Христа или Богоматери (реже святых) – 11 694 метра, ровно столько участников Великой Отечественной войны получили звание Героя Советского Союза. В целом храм спроектирован в монументальном русско-византийском стиле, органично включающем современные архитектурные подходы и уникальные для православного строительства нововведения. Фасады здания отделаны металлом, своды – остеклены. Впервые в истории православного строительства воплощена уникальная архитектура храма, построенного из металла и стекла. Снаружи стены храма декорированы бронзовыми горельефами со сценами эпизодов ­войны работы скульптора Салавата Щербакова. Основные плоскости фасада храма выполнены из натурального камня и имеют большое количество резных каменных элементов. Скульптурные группы фасадов отлиты из бронзы, следуя генеральной концепции собора – созданию образа храма-воина. Эту идею поддерживают модульные элементы наружных стен в форме стилизованных воинских доспехов. На фасаде храма установлено 29 скульптур. Из них 4 скульптуры евангелистов, а 8 скульптур святых воинов-полководцев символизируют такое же число кампаний Великой Отечественной войны. В 20 нишах на фасаде храма приведены цитаты из Евангелия о победе добра над злом на церковно-славянском языке и наставления святых праведных воинов, выполненные традиционной русской вязью. Для полов храма, так же как и для чугунных плит паперти (ступеней) храма использовался сплав, в который включён металл из переплавленного оружия вермахта. В основание храма вбито 435 свай, длина каждой из которых 15 метров. Эта цифра также обыграна: над Рейхстагом 30 апреля 1945 года было водружено знамя 150-й стрелковой дивизии, которое стало Знаменем Победы.
Особенно пластичным и эмоционально выразительным украшением храма являются барельефные обрамления главного входа соборной колокольни, выполненные скульптором Даши Намдаковым в древних традициях. Ему же принадлежит и особо значимое изображение в храме – одиннадцатиметровая барельефная икона Христа Воскресшего в главной апсиде собора.
Величественные северные и южные врата формируют фасады храма, на них запечатлены битва за Сталинград, освобождение Севастополя, подвиг панфиловцев, оборона Москвы, водружение Знамени Победы над Рейхстагом и другие известные эпизоды войны работы московских скульпторов Виталия Шанова и Дарьи Успенской. На порталах северных и южных врат изображены 36 памятных медалей, по 9 в каждом портале.
О колоколах храма речь уже была.
22 января 2020 года на строящийся храм подняли купол, который был освящён на высоте 65 метров над землёй настоятелем собора епископом Клинским Стефаном, председателем Синодального отдела по взаимодействию с Вооружёнными Силами и правоохранительными органами. Купол храма выполнен в виде шлема святого благоверного князя Александра Невского, с изображением на нём Архангела Михаила – предводителя небесного воинства.
В куполе находится уникальное мозаичное панно с изображением образа Спаса Нерукотворного, древнейшего из канонических изображений Христа. Такое самое большое изображение Спасителя в диаметре составляет 16,5 метра, это самое масштабное изображение образа Спаса Нерукотворного в истории православия. Его общая площадь составляет 300 квадратных метров. Огромный, сверкающий золотом мозаичный образ Спаса Нерукотворного копирует древнюю новгородскую икону – воинскую хоругвь XII века. В настоящее время икона находится в экспозиции Третьяковской галереи. Со времён Древней Руси именно такой образ традиционно помещался на знамёнах и штандартах, символизируя духовную защиту русского воинства.
Работа над образом была сложнейшая. Сначала был выполнен эскиз в необходимом масштабе. Затем техническими специалистами разработана компьютерная модель купола, на него перенесено изображение эскиза с разными вариантами развёртки поверхности изображения. После выбора одного из них с Василием Нестеренко – главным мозаичистом храма было согласовано оптимальное соотношение фонового пространства, обрамляющего образ, к самому изображению Спасителя. Здесь было особенно важно учитывать размещение образа именно в купольном пространстве. Если делать изображение меньше, то искажение минимально, если же его растягивать на весь купол, то лик образа искажается больше и с разных точек храма хуже просматривается.
Далее с художниками-мозаичистами были разработаны и согласованы размер и принцип деления всего мозаичного панно на монтажные сегменты (деление изображения на куски, которые позволят монтировать его в куполе на объекте). Следующий этап – нанесение изображения высокого качества на специальные картоны в масштабе 1:1, из которых складывается вся композиция, их разметка и маркировка. И только потом на специальную сетку, на клей – особый латексный раствор, состоящий из двух компонентов, крепятся кусочки смальты. Образ Спаса Нерукотворного составили многие тысячи кубиков цветного стекла и запечённого между стеклянными пластинами сусального золота. Такая смальта вечная. Надо сказать, что только золотой смальтой, из которой состоят нимб и пространство вокруг образа, так называемая юбка, покрыто 200 квадратных метров. Кстати, вес квадратного метра мозаики в среднем 15–17 килограммов, правда, золотое покрытие весит поменьше – около 10 килограммов. В работе мозаичистов есть немало секретов. Например, тот белый цвет в изображении, что мы увидим снизу, а мозаика находится на высоте 80 метров, на самом деле составлен из кусочков стекла пяти его оттенков. А ещё между ними для оживления, для игры света на мозаике вставляются и кусочки золота. Кстати, у золотой смальты тоже не один цвет. Не только непосредственно цвета сусального золота, но и его медового, бронзового и лимонного оттенков.
Как рассказал Василий Нестеренко, сложность создания именно этого образа Спаса Нерукотворного была в том, как именно он будет смотреть на всех, кто придёт в храм. Ведь обычно лик святого пишется так, чтобы в любой части собора создавался эффект, будто его взгляд устремлён прямо на входящего. Здесь же он смотрит словно бы и на каждого, одновременно и словно бы в глубь себя, что делает его образ живым.
– У этого образа мощная духовная задача, – подчеркнул художник. – Спаса Нерукотворного крайне редко помещают на куполе, но в таком храме подобное решение оправданно. Этот образ со времён Александра Невского сопровождал русских военных на походных знамёнах во всех сражениях. У него и здесь своя сакральная задача. Не только символизировать силу и мощь Российской армии, но и будто накрывать обитель сверху, защищая всех, входящих под своды храма.
– В этом образе Спаса Нерукотворного души сотен людей, которые трудились над ним более четырёх месяцев, – отметил Нестеренко. – Уникально было и то, что мозаика создавалась тогда, когда купола ещё не было. Но всё успешно было сделано без него, под очень сложную вогнутую конструкцию. Мозаика – одна из сложнейших техник в искусстве, и то, как много в этом храме мозаики, показывает, что задача перед мастерами стояла трудная и по срокам работы в том числе. И это ещё раз подчёркивает уникальность храма, которая прослеживается во всём. Это вообще особенность строительства Главного храма российского воинства – в нём всё делается как никогда раньше. Начиная от архитектуры и до его внешнего и внутреннего оформления. И сроки возведения тоже уникальные: так никогда храмы не строились. Ну, хотя бы десять лет, а здесь практически за один год… Важность строительства такого собора и в том, что в этом храме будет отражена вся русская военная история, начиная с крещения Руси при Владимире.
Если говорить о сроках и объёме работ на примере мозаик храма, то тысячи квадратных метров мозаик были собраны в рекордные сроки, за несколько месяцев.

Храмовый комплекс в подмосковной Кубинке символизирует духовность русского воинства, поднимающего меч только для защиты своего Отечества

И выполнено всё на высочайшем художественном уровне. Стоит обратить внимание, например, на монументальную мозаичную композицию Богоматери с Младенцем на западной стене, созданную Дарьей Успенской. Эта работа перекликается с известным плакатом времён войны «Родина-мать зовёт!».
Когда в храме недавно побывали послы нескольких государств, то они во время его осмотра были восхищены его красотой и многозначностью символики в ювелирном сочетании духовного и светского.
Стены храма украшены росписями с батальными сценами из военной истории и текстами из Священного Писания. Центральная апсида, посвящённая Воскресению Христову, выполнена в виде металлического рельефа. Отделка храма, главная икона «Спас Нерукотворный» и иконостас выполнены из меди с эмалями, как это делалось на походных воинских иконах. Своды храма собраны из витражей с изображением орденов, которыми награждали за ратные подвиги в разные периоды истории России.
Витражи изготавливали в мастерских Академии акварели и изящных искусств. Орденов на витражах – сорок. И, конечно же, главный среди них – орден Победы.
– Уникальность этой работы в первую очередь в масштабе. Общая площадь витражей порядка полутора тысяч квадратных метров. И сроки их изготовления были сверхолимпийскими, – рассказал ректор академии Сергей Андрияка. Поэтому для решения задачи пришлось мобилизовать практически всех наших мастеров, технологов, преподавателей, студентов. Участие в таком проекте – бесценный опыт. Возможность показать наш потенциал, в том числе технический. Немаловажно, что студенты академии получили бесценный опыт практического взаимодействия с педагогами в столь важном проекте. У нас теперь есть грандиозный соборный опыт взаимодействия в общем деле учителей и учеников, – считает Андрияка.
Надо отметить, что успешной работе помогло и то, что мастерские академии многофункциональны, здесь можно выполнять самые сложные заказы. Всё оборудовано для работы с витражом в технике тиффани, фьюзинга и росписи по стеклу, есть большой выбор материалов, первоклассных инструментов и станков, используются современные специальные печи.
Это было чрезвычайно важно при изготовлении витражей для храма. Здесь использовались одновременно несколько видов художественной техники. В основе работы – фьюзинговое спекание стекла, оно же применяется при росписи стёкол специальными, тоже «стеклянными» витражными красками. При изготовлении трудных в исполнении ажурных элементов применяется гидроабразивная резка стекла. И потом все элементы собираются воедино в технике тиффани. И чем больше видов техники используется, тем ярче, красочнее играют витражи, когда, например, через них проходит свет. Кстати, крепление витражей будет чрезвычайно надёжным. Для того чтобы исключить любые варианты возможного разрушения, они будут словно бы упакованы – размещены в подобие стеклопакетов.
Руководитель фьюзинговых мастерских Евгения Лебедева, объяснила особенности изготовления в витражном стекле ордена Победы. Секрет сияния камней, которые используются в обрамлении орденской звезды – специальная наколка стекла. Оно режется на полоски, крошечные кубики. Кстати, эффект неба над Кремлём в изображении ордена создавался с помощью специальной стеклянной крошки.
Для большего эффекта уже готовые витражные изображения покрываются при необходимости и красками. Стекло, конечно, не бумага, не холст, так «рисовать» очень сложно.
– Губкой накладывается общий тон, кстати, при запекании первоначальный цвет краски будет другим, и – прозрачным. Стекло словно бы набивается ей. А потом лишнее с ювелирной точностью убирается с помощью тонкой иглы, – рассказала об особенностях такой работы мастер по росписи витражного стекла Елизавета Андрияка.
При создании витражей чрезвычайно важен и температурный режим спекания стёкол при фьюзинге и после нанесения красок. Один требует 700–800 градусов, другой – только 600. А в каждом витраже до пяти слоёв стекла. И нужно, чтобы равномерно прогрелись все, от верхнего до нижнего, чтобы стекло на молекулярном уровне спеклось и не испытывало стресса, говоря языком специалистов. И в такой работе требуется терпение и терпение. Чтобы изготовить один витраж с орденом, надо было провести не менее двадцати операций. И везде важна ювелирная точность. Ошибка в одной операции повлечёт другие. Сложно работать везде. К тому же многие элементы нарезаются вручную. Скажем, те же лавровые и дубовые листья на ордене Победы.
– Храм военный. И его стилистика выдержана в основном в зелёных тонах защитной формы, – напомнил Лев Лифшиц, художник по декоративно-прикладному искусству академии. – Поэтому и у нас в витражном, стеклянном оформлении много зелёного, но ордена выполнены в самой разнообразной гамме. Здесь есть и красные эмали, и золото, так что в поддержку зелёного мы используем все цвета. Интересно, что соединение всех цветов будет на расстоянии двадцати метров неразличимо, а сверху будет давать эффект перламутрового свечения. Мы подбирали разные методы работы со стеклом так, чтобы на большой высоте свет играл, проходя через стёкла, по-разному преломлялся через фактуру. В солнечные дни, когда солнце будет напрямик проходить через витражи, ордена будут цветной матрицей читаться на полу и стенах, а во время церковных служб дым от кадил будет попадать в столпы света, и они тоже будут окрашены, – уточнил мастер.
Если о создании для Главного военного храма уникальных витражей с военными наградами сказать коротко, то это настоящий прорыв в витражном искусстве. И с точки зрения сроков выполнения задания, и в творческой составляющей. И, что не менее важно, это бесценный опыт для мастеров на будущее.
Надо сказать и о том, что в храме есть и артефакты. В киотах, например, представлены и древние святыни – иконы XVIII–XIX веков разных художественных центров, таким образом здесь собрано воедино духовное наследие нескольких веков. Для храма создавались и совершенно новые композиции. В его стенах собрана серия живописных работ художника Василия Нестеренко, которая духовно соединяет небесных покровителей нашего Отечества и его земных защитников.
Центральная апсида, посвящённая Воскресению Христову, впервые в истории выполнена в виде металлического рельефа. На восточной апсиде установлена уникальная икона-складень Воскресения Христова, выполненная с применением золочения и эмалей, с полудрагоценными камнями. Складень в будние дни стоит в закрытом виде и открывается с особой церемонией перед воскресным богослужением.
В иконостасе храма 48 икон, по числу месяцев боевых действий в Великой Отечественной войне и войне с милитаристской Японией. Инкрустация из 431 драгоценного и полудрагоценного камня в иконостасе символически напоминает о 431 стрелковой дивизии, числящихся в Красной Армии к моменту окончания ВОВ. В храме установлены шесть антикварных икон и два антикварных иконостаса.
Буквально перед освящением храма в парк «Патриот» были доставлены недавно написанные специально для собора иконы святых покровителей видов и родов Вооружённых Сил России. Среди прибывших икон лики пророка Илии, покровительствующего Воздушно-космическим силам и ВДВ, апостола Андрея Первозванного – покровителя флота и святого князя Александра Невского – покровителя Сухопутных ­войск. В соответствующих приделах храма размещены и иконы святой Варвары Великомученицы, покровительницы РВСН, и покровителя войск материально-технического обеспечения преподобного Иосифа Волоцкого.
Перед отправкой в Главный храм ВС РФ иконы находились в Храме преподобного Сергия Радонежского на Фрунзенской набережной, где прошла литургия. Размер икон 52 на 59 сантиметров. Образа создавались в несколько этапов. Сначала делался предварительный эскиз, потом его увеличивали до точного размера иконы. Затем он переносился на основу, после чего для создания фона использовали сусальное золото. Сама икона писалась темперными красками.
Главная икона храма – образ «Спас Нерукотворный», при создании которой использовались старинные техники: паволока, левкас, яичная темпера, сусальное золото, полудрагоценные и драгоценные камни. Икона написана на деревянных досках из орудийного лафета 8-фунтовой чугунной пушки 1710 года, поднятой со дна Невы. С тыльной стороны доски скреплены между собой цевьём автоматической винтовки Токарева образца 1940 года. Икона – произведение искусства, над которым работали ювелиры, металлурги и художники.
Напомним, что Главный храм Вооружённых Сил возводился на народные пожертвования. Средства на его строительство переводили и до сих пор переводят не только граждане нашей страны, но и различные организации и общественные фонды. И надо отметить, что икона «Спас Нерукотворный» и киот, в котором она размещается, созданы на личные средства Президента России Владимира Путина.
Служение иконы изначально было направлено на духовное окормление российского воинства. Важно, что образ «Спас Нерукотворный», где после пасхального богослужения в храме Христа Спасителя в апреле 2019 года состоялся чин освящения иконы Патриархом Московским и всея Руси Кириллом, уже смогли увидеть во всех военных округах и на всех флотах Вооружённых Сил страны, во многих соединениях и частях Российской Армии. Его также провезли по храмам Русской православной церкви, чтобы святыне могли поклониться не только военнослужащие, но и православные верующие в разных уголках нашего Отечества.
Окормление – понятие многозначное. И лик Спаса Нерукотворного отныне призван не только выполнять пастырское попечение о спасении, заключающееся в духовном наставничестве и молитве, но и направлять паству по верной дороге, избегая опасностей. Главный кормчий в таком многотрудном деле – сам Иисус Христос.
С 30 апреля 2019 года и по прибытии к дню освящения Главного военного храма на место своей постоянной дислокации, икона «Спас Нерукотворный» по воздуху, воде и по земле преодолела более 42 тысяч километров.
Теперь она занимает центральное место в Верхнем храме собора. В нём пять престолов. Центральный наименован в честь главного христианского праздника – Воскресения Христова. Четыре остальных посвящены небесным покровителям видов и родов ­войск: святому благоверному князю Александру Невскому – покровителю Сухопутных войск, святому пророку Божию Илии – покровителю ВДВ и ВКС России, святому апостолу Андрею. Первозванному – покровителю Военно-морского флота, святой великомученице Варваре – покровительнице РВСН.
…Строительство Главного храма Вооружённых Сил России в конкретном месте подмосковной Кубинки выбрано не случайно. Парк «Патриот» находится в Одинцовском районе, где в ноябре 1941 года шли ожесточённые бои за Москву. В честь героев, стоявших насмерть, но не пустивших врагов в столицу, на центральной площади храмового комплекса установлен гранитный столб – дорожный указатель начала ХХ века, найденный и доставленный в своё время в Центральный музей Вооружённых Сил Российской Федерации с 41-го километра шоссе Москва – Ленинград. Недалеко от этого места была деревня Крюково, где осенью и зимой 1941 года в сражениях решалась судьба сердца страны и были найдены останки неизвестного солдата. Именно он теперь покоится у Кремлёвской стены в Александровском саду.

Ирина ПАВЛЮТКИНА, «Красная звезда»