Тревоги и надежды «Балканского рубежа»

image_print

Российско-сербская военная драма продолжает волновать сердца зрителей.

Фильм о необъявленной войне режиссёра Андрея Волгина ждали. Как будут показаны события двадцатилетней давности, когда с 24 марта по 10 июня 1999 года против Союзной Республики Югославии выступили силы НАТО? Ведь эта военная операция стала детонатором многих последующих событий, дестабилизировавших обстановку во всём мире. Ирак, Ливия, Сирия…

Взятие под контроль в ночь с 11 на 12 июня 1999 года российским батальоном ВДВ, который входил в состав международного миротворческого контингента в Боснии и Герцеговине, аэропорта Слатина в Приштине до сих пор остаётся не просто свидетельством высочайшего профессионализма российских десантников, но и неким рубежом, пограничной полосой между войной и миром. И зримым свидетельством, что за этот мир есть кому постоять.
На самом деле те события были наиболее опасными в противостоянии между Россией и Западом со времён Карибского кризиса. И перед создателями картины стояла сложная задача – показать давнюю драму Югославии, распавшейся на несколько государств, не только с российской стороны. Через фактические события попытаться объяснить истоки конфликта в этой стране. А также объяснить, почему Россия для сербов – главная надежда на мир.
Итак, 1999 год. К аэродрому в Приштине одновременно направляются российские миротворцы и войска НАТО. Будущее мира может определить тот, кто первым возьмёт его под контроль. Однако этот объект стратегически важен не только натовским генералам, но и местному бандиту — албанскому полевому командиру. И наши решают идти на опережение. Российской спецгруппе приказано первой войти на территорию аэродрома и удерживать его до подхода десантников. И группа будет вынуждена принять неравный бой с боевиками. Это общая канва. Но создателям картины удалось не просто художественным языком отобразить ситуацию. А достоверно показать, что тогда происходило в стране вообще.
Интересно, что практически все коллизии фильма происходят именно на рубеже, на границе. Между добром и злом, любовью и ненавистью, предательством и подвигом. Это помогает создать особую энергетику, собственную мелодию у всего происходящего на экране. В общую нить повествования искусно вплетаются дополнительные сюжетные ходы, создавая масштабное полотно.
Для жителей Сербии бомбардировки натовцами их мирных городов были, кажется, совсем недавно. И боль от потерь близких, разрушенные дома, школы, больницы останутся в памяти навсегда. Война в фильме показана со всеми её непременными атрибутами – кровью и смертью. И честно, без нарочитых сантиментов и жестокости, но с теми реалиями, без которых фильм превратился бы в конъюнктурную поделку к дате. Бытовые штрихи, которыми ювелирно вычерчены отдельные сцены, добавляют не просто драматизма событиям. Они служат основой всего, ради чего и снималась картина. Чтобы показать, кто какую роль играл в той
войне, вернее – в бойне.
Вот один из героев фильма везёт жену в роддом. Ждут своего первенца, сына. Волнение усугубляется и тем, что натовские самолёты уже бомбят город. Но ведь роддом – не военный объект, успокаивает мужчина жену. Вот они подъезжают, он остаётся, чтобы взять из машины вещи… Миг – и в здание, куда только что медсёстры ввели под руки его любимую, попадает бомба. Снято это не для придания драматизма. Он и так есть в самой сути событий. Просто так – БЫЛО. Как был и, увы, продолжается выпестованный некими политическими силами этнический конфликт между сербами и албанцами. И здесь нет нарочитого педалирования правды только одной из сторон. На экране лишь показ самого факта волны насилия, захлестнувшего страну. И есть те, кто пытается эту волну как-то сдерживать. Сделано это через двух героев. Милиционеров, всеми силами наводящих порядок в городе (их играют сербские актёры Гойко Митич и Милош Бикович). Разных национальностей – серб и албанец. Здесь тоже есть элемент конфликта, но разум всё же побеждает.
Важно, что во всех прописанных сценарием ролях нет фальши. Поэтому и игра, и диалоги не вызывают отторжения. И надо сказать, что игра всех актёров по-хорошему впечатляет. Их герои не картонные, не ходульные, а именно – живые. Которым веришь, которым сострадаешь, или же наоборот. И даже любовь (а как же без неё?) показана не шаблонно. В боевых условиях её нашли русский спецназовец Андрей Шаталов (Антон Пампушный) и сербская девушка Ясна (Милена Радулович), оказавшаяся в плену у бандитов. Кстати, в некотором роде «крёстным отцом» счастливой развязки их отношений стал известный сербский режиссёр Эмир Кустурица, который сыграл в фильме маленькую, но очень значимую роль таксиста.
Интересно и то, что в фильме нет ни одного именно русского героя-супермена. В спецотряде, который не даёт бандитам захватить аэродром, есть русский, ингуш, татарин, узбечка. А позже к ним присоединяются серб и албанец. Но про них говорят – русские. Пусть и не существует уже Советский Союз, который олицетворял дружбу всех народов, но остаётся в сознании людей как общее понятие некой загадочной «русской души». Той, которая всегда стояла, стоит и будет стоять на стороне добра и справедливости.
…Была ли такая особая группа на самом деле – документально не подтвердить. Двадцать лет с момента событий для истории – не время, да и не всегда она открывает свои тайны. Но событиям, показанным в фильме, веришь. И есть полное ощущение, что актёры играли реальных людей. Тех, кто устоял тогда на том, балканском рубеже.

Ирина ПАВЛЮТКИНА, «Красная звезда»