Увидеть конфликт, чтобы в нём разобраться

image_print

В Краснодарском высшем военном училище этого добиваются с помощью ситуативных видеоклипов.

Клиповое мышление, характерное для современной молодёжи, вынуждает говорить с ней на её же языке.

Военная служба – дело коллективное. И потому суворовские заветы – «Дисциплина – мать победы», «Ноша службы легка, когда дружно подымают её многие», «Сам погибай, а товарища выручай!» – не теряют своей актуальности по сей день. В соответствии с ними строят свою работу по сплочению воинских коллективов и в Краснодарском высшем военном училище имени генерала армии С.М. Штеменко.

Дважды в год месячник сплочения воинских коллективов в этом военном вузе наполняется не только воспитательными мероприятиями в курсантских коллективах, но и подводит промежуточный итог организации работы в этом направлении.
Уже стало традицией, что формат проведения месячника в воинских коллективах училища включает в себя разработанное и внедрённое в жизнь военно-политическим отделом комплексное занятие по развитию психологических навыков военной культуры межличностных взаимоотношений, которые и создают по-настоящему сплочённые армейские коллективы. При этом специалисты военно-политической работы каждый раз стремятся обновить формы и методы организации подобных мероприятий. Вот и на этот раз не обошлось без инноваций. Проведя анализ эффективности предыдущих месячников, офицеры военно-политического отдела училища пришли к выводу, что пословица «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать» вполне справедливо подходит и к организации воспитательных мероприятий. Исходя из этого родилась идея создания своеобразного цикла коротких обучающих видеофильмов по вопросам профилактики правонарушений и определения правильного русла межличностных отношений.

В ходе съёмок курсанты почерпнули немало нового из того, что может пригодиться в дальнейшей офицерской жизни

– У современной молодёжи сформировалось так называемое клиповое мышление. Молодое пополнение наших подразделений предпочитает воспринимать информацию в большей степени визуально, и обучающие видеоролики при этом для них являются наиболее привычным источником получения информации. А создание в училище привычной и комфортной коллективной среды позволяет на этапе начала военной службы эффективнее усваивать положения общевоинских уставов. Переведённые на лаконичный видеоряд, жизненные эпизоды становятся живым наглядным пособием, – поделился своими идеями один из инициаторов создания ситуативных видеоклипов – заместитель начальника учебного центра по военно-политической работе военного училища подполковник Игорь Швец.
В разработке и съёмке видеороликов принимали участие офицеры и курсанты инициативной группы. Творчески подойдя к новому для себя делу, они достойно справились с поставленной задачей. Видеоролики получились интересными, динамичными и выразительными. Первые из них были посвящены наиболее актуальным проблемам воинских коллективов – конфликтным ситуациям, возникающим из-за недопонимания в общении или несдержанности отдельных военнослужащих. При этом основное прикладное значение видеосюжетов заключалось в предлагаемых вариантах конструктивных действий по разрешению негативных ситуаций.
Основными целями таких видеоуроков стала подготовка военнослужащих к правильной реакции на нежелательные моменты. Не секрет, что неожиданно вспыхнувший конфликт может вызвать у присутствующих растерянность, а то и состояние ступора, что будет стимулировать нагнетание обстановки. Видеоролики учат формировать своё отношение к кризисной ситуации, оценивать свои силы, дают примеры конкретных приёмов, которые помогут не допустить развития конфликта до совершения правонарушения его участниками.
– Участие в этом проекте очень важно и полезно для всех военно­служащих, особенно для молодого пополнения, – отметил курсант 5-го курса младший сержант Алексей Кузьменко, исполнивший одну из главных ролей в таком видеоролике. – Главное, что сюжет не затянут, всё происходящее в учебном клипе понятно и наглядно. Что скрывать, в ходе съёмок мы сами немало нового почерпнули для себя из того, что может пригодиться в дальнейшей офицерской жизни.
В сценариях видеосюжетов рассматриваются наиболее распространённые ситуации, при которых могут возникать конфликты, показан образец действий суточного наряда, меры командиров и начальников по устранению предпосылок к нарушениям, а также эффективные действия по пресечению конфликтов находящихся рядом военнослужащих. Продолжительность фильмов не более 4 минут, но этого достаточно, чтобы зритель уловил суть правильной реакции на кризисную межличностную ситуацию. На простом просмотре сюжетов, конечно же, всё не останавливается. Каждому обучаемому предоставляется возможность побывать в различных ролевых ситуациях и уже практически отработать визуальный материал, приобретя соответствующее понимание своего участия в событии. То есть золотая формула военной дидактики – «Рассказ, показ и тренировка» – здесь работает как никогда успешно.
Полезность подобной видеотеки заключается ещё и в том, что педагогическое применение подобных «дисциплинирующих клипов» не ограничивается рамками организационного месячника, а возможно в повседневной практике создания атмосферы войскового товарищества в курсантских и солдатских коллективах военного вуза.

Краснодар

Владимир СОСНИЦКИЙ, «Красная звезда» 

Фото Сергея БОНДАРЕНКО