В армии преобладает колёсная база

image_print

Заслуженные ветераны автомобильных войск активно делятся своим богатейшим опытом с молодёжью.

Ветераны-автомобилисты у памятника «Героям-автомобилистам». Фото автора.

Каждый день, днём и ночью, в любую погоду на дорогах страны можно встретить автоколонны или одиночные автомобили с армейскими опознавательными знаками. Военные водители участвуют в обеспечении служебной деятельности воинских частей, в том числе находящихся в самых отдалённых уголках нашей необъятной страны и за её пределами.
Накануне Дня военного автомобилиста корреспондент «Красной звезды» встретился с легендарными представителями этой незаменимой военной профессии, внёсшими значительный личный вклад в развитие автомобильной службы Вооружённых Сил, и узнал, как зарождались, развивались и чего достигли автомобильные войска.

Уважаемых ветеранов с трудом удалось на несколько минут в буквальном смысле вырвать из окружения сослуживцев, собравшихся около памятника «Героям-автомобилистам», установленного в Москве. Едва ли не каждый, пришедший на традиционную ежегодную встречу, хотел с ними пообщаться и сфотографироваться.
Почётный работник транспорта России генерал-лейтенант в отставке Николай Иванович Гудков прошёл практически все ступени в автомобильных войсках – от рядового водителя до начальника Центрального автомобильно-дорожного управления Министерства обороны РФ. Пожалуй, лучше него мало кто знает историю и этапы становления этих специальных войск Вооружённых Сил.
Николай Иванович напомнил, что зарождение автомобильных подразделений в Русской армии относится ещё к периоду русско-японской войны. А 29 мая 1910 года в Санкт-Петербурге была сформирована первая учебная автомобильная рота. Эта дата и считается днём образования автомобильных войск и системы автотехнического обеспечения в Российской армии.
Ветеран-автомобилист увлечённо и интересно рассказал о ключевой роли военного автомобильного транспорта в истории страны и её армии. К примеру, в годы Великой Отечественной войны автомобильные войска проделали огромную работу по выполнению экстренных оперативных перевозок личного состава, обеспечению войск боеприпасами и всеми видами материальных средств, передислокации оборудования фабрик и заводов, а также эвакуации раненых и больных. Только по ледовой Дороге жизни в блокадный Ленинград и обратно на Большую землю автомобилями под управлением солдат и сержантов перевезено более 586 тысяч тонн грузов и свыше 775 тысяч человек. Всего же за время Великой Отечественной войны автомобильными частями и подразделениями Красной Армии перевезено более 145 миллионов тонн различных грузов и около 1,5 миллиона человек. За образцовое выполнение заданий командования 15 автомобильных частей и соединений получили почётные наименования и 39 награждены боевыми орденами. Тысячи воинов-автомобилистов удостоены государственных наград, а 11 из них присвоено звание Героя Советского Союза.
Не менее значим вклад автомобилистов в погонах и в последующие периоды, когда пришлось выполнять боевые задачи. Так, в Республике Афганистан автомобильные части и подразделения 40-й армии, являясь основным средством подвоза, ежесуточно доставляли в войска и мирным жителям десятки тысяч тонн различных грузов. Ежедневно на дорогах и маршрутах подвоза находилось 25–30 автомобильных колонн общей численностью до 1500 автомобилей. Всего же за период пребывания в этой стране наших войск военным автотранспортом перевезено более 10 миллионов тонн материальных средств.
Как заявил собеседник, опыт автотранспортного обеспечения боевых действий, накопленный в Афганистане, умело применялся при обеспечении войск и силовых структур на Северном Кавказе. Велика роль военных автомобилистов и в ходе беспрецедентной по масштабам борьбы с международным терроризмом в Сирийской Арабской Республике.
Николай Иванович обратил особое внимание на весомый вклад автомобильных батальонов в уборку урожая и на ощутимую помощь труженикам села в обеспечении населения страны сельхозпродукцией.
Генерал-лейтенант Гудков с удовлетворением отметил, что нынешнее руководство военного ведомства, и прежде всего заместитель министра обороны Герой России генерал армии Дмитрий Булгаков, очень высоко оценивает роль автомобильных войск. Генерал армии Булгаков детально знает их состояние и уделяет большое внимание вопросам развития автотранспорта подвоза.
– Дмитрий Витальевич внимательно относится к ветеранам, советуется с нами по многим вопросам строительства и развития системы МТО, а также регулярно информирует о новшествах и перспективах её развития, – добавил почётный работник транспорта России.
– Мы вместе с ним часто бываем в соединениях и воинских частях, – продолжил он. – И видим, чего достигли современные автомобильные войска. Отрадно отметить непрерывно совершенствующуюся систему управления автомобильными подразделениями. Сегодня они активно оснащаются оборудованием системы ГЛОНАСС, что позволяет более эффективно управлять процессом воинских автомобильных перевозок.
– Наглядным свидетельством внимания и заботы о ветеранах является успешное функционирование Межрегиональной общественной организации «Совет ветеранов Тыла Вооружённых Сил», в состав которой входит и Межрегиональная общественная организация «Отдел автомобильно-дорожный». Благодаря этому представители старшего поколения активно делятся своим богатейшим опытом с действующими офицерами-автомобилистами и по-прежнему являются активными членами большого и слаженного коллектива организаторов материально-технического обеспечения Вооружённых Сил РФ, – с гордостью заявил ветеран.
– Военный автомобилист – профессия героическая. Почётна и ответственна их служба не только в военное, но и в мирное время, поскольку ни одна воинская часть, ни одно воинское подразделение не обходится сегодня без автомобиля, а значит, и без людей такой земной профессии – водителей, – убеждён другой уважаемый ветеран автотехнического обеспечения, лауреат Государственной премии РФ в области науки и техники, академик Академии транспорта РФ, член-корреспондент Российской академии ракетных и артиллерийских наук бывший начальник Главного автомобильного управления Министерства обороны РФ генерал-полковник в отставке Николай Афанасьевич Зазулин.
– Военному водителю доверяется дорогостоящая техника – автомобиль, с которым он органически входит в боевой расчёт или в боевое подразделение. Мужество и героизм, высокую выучку не раз проявляли военные автомобилисты, выполняя боевые и специальные задачи. Их не могли остановить ни горные лавины, ни бандитские пули.
Снега на Саланге, жара
в Хайратоне,
В Гардезе обстрел, даже бой.
Но грузы доставят, в беде
не оставят
Водители части родной, – напомнил Николай Афанасьевич слова песни о рыцарях афганских дорог.
Генерал-полковник Зазулин отметил, что в настоящее время военные автомобили являются наиболее массовым видом военной техники, пронизывающим все воинские формирования от батальона до армии. В современной мотострелковой бригаде численность автомобилистов достигает 20 процентов от всего личного состава. В целом в российских Вооружённых Силах количество военных автомобилей многократно превосходит суммарную численность всех видов другой техники. Образцы военной автомобильной техники несут на себе более 1500 видов вооружения, что составляет более 95 процентов их численности.
Собеседник акцентировал внимание на том, что в настоящий момент формирование парка автомобилей Вооружённых Сил характеризуется рядом новых направлений. Развитие военной автомобильной техники XXI века направлено на безусловное выполнение задач Верховного Главнокомандующего Вооружёнными Силами Российской Федерации на техническое перевооружение Вооружённых Сил.
– Значительный прогресс последних десятилетий в развитии средств разведки и поражения вероятного противника кардинально изменил роль и место образцов военной автотехники в системе вооружения Вооружённых Сил. Она не только стала средством подвижности вооружения, но и превратилась в средство обеспечения его боевой эффективности, – рассказал Николай Афанасьевич.

В российских Вооружённых Силах количество военных автомобилей многократно превосходит суммарную численность всех видов другой техники

При этом он добавил, что в современных условиях военная автомобильная техника становится основным слагаемым в борьбе за живучесть комплексов вооружения. Кроме этого, силовая установка автотехники непосредственно вовлекается в процесс боевого обеспечения и функционирования посредством привода различного вооружения и оборудования, установленного на шасси.
Говоря о сегодняшнем дне и перспективах развития этого вида техники, собеседник рассказал о работе в области создания тяжёлого семейства шасси на нетрадиционных для военной автомобильной техники технических решениях. Так, продолжаются работы по совершенствованию конструкций снегоболотоходной техники, включая двухзвенные гусеничные тягачи и машины на шинах со сверхнизким давлением, что наиболее актуально для арктических регионов России.
Кроме того, ключевым требованием войск к автомобилю XXI века является защита экипажа и оборудования. В последние годы удаётся сократить отставание в этой области от зарубежных образцов, которое наметилось в конце прошлого века. В настоящее время в этом направлении ведутся работы по проекту «Тайфун».
В завершение встречи уважаемые ветераны поздравили военных автомобилистов с профессиональным праздником, пожелали водительскому составу, научным, производственным и испытательным коллективам новых творческих побед и успехов, а также высказали слова благодарности и признательности генералу армии Дмитрию Булгакову за пристальное внимание к ветеранам, которые и в дальнейшем останутся надёжной опорой руководства Минобороны РФ, управлений и служб материально-технического обеспечения в вопросах работы с кадрами и дальнейшего развития системы МТО.

Олег ГРОЗНЫЙ, «Красная звезда»