В ритме постоянной готовности

image_print

Учебно-спасательная группа 14-й армии ВВС и ПВО Центрального военного округа провела тренировку перед предстоящим возвращением космонавтов с МКС.

Эвакуация космонавта из спускаемого аппарата.

В октябре прошлого года, когда случилась нештатная ситуация с выводом на орбиту космического корабля «Союз МС-10», военнослужащие этого подразделения первыми пришли на помощь космонавтам и показали, что им по плечу решать самые сложные задачи. Профессионализм и слаженность действий военные спасатели отрабатывают в ходе регулярных занятий.

В этот раз тренировочно-методические занятия проводились согласно плану и в рамках подготовки к встрече на Земле очередного экипажа космонавтов с МКС. По замыслу учений произошла нештатная ситуация во время спуска космонавтов с орбиты.

Получив эту информацию, с аэродрома Упрун были подняты в воздух звено вертолётов Ми-8 и самолёт Ан-26, на борту которого находилась группа парашютистов-спасателей. Выйдя в квадрат, где находился спускаемый аппарат, они совершили десантирование с высоты 1500 метров на парашютах. Далее, оказавшись на земле, первым делом установили визуальную связь, затем настроили радиообмен по средствам штатной радиостанции. Выяснили, в каком положении находятся космонавты, и перед тем как приступить к их эвакуации из спускаемого аппарата, своими силами, вручную передвинули его в такое положение, в котором можно было безопасно извлечь их из него. После этого один из специалистов выровнял давление в капсуле и открыл выходной люк спускаемого аппарата. Затем спасатели поочерёдно извлекли из него космонавтов. Кстати, вынимают их всегда лицом вниз. А очерёдность выхода из спускаемого аппарата либо определяет командир экипажа, либо она устанавливается по состоянию здоровья космонавтов.
После этого фельдшер из состава парашютно-спасательной группы провёл первичный осмотр космонавта, проверил его пульс и измерил давление. Для проверки и оказания первой медицинской помощи у него имеется специальный саквояж со всеми необходимыми лекарственными препаратами. Весит эта, так сказать, медицинская сумка ни много ни мало 50 кг, и её тоже спускают на парашюте.
Если винтокрылая машина не может работать из-за плохих погодных условий, то медицинская бригада прибывает на поисково-спасательных машинах «Синяя птица». Как правило, в состав этой группы входят терапевт и хирург, могут привлекаться и другие специалисты.
На месте приземления космонавтов группа проводит более углублённый их осмотр и осуществляет эвакуацию.
Во время тренировки были отработаны три способа эвакуации. Первый – когда погодные условия и местность позволяют вертолёту приземлиться. Второй – когда крылатая машина из-за условий ландшафта или по другим объективным причинам не может опуститься на землю, и тогда космонавтов поднимают на борт с помощью люльки. Третий – космонавтов доставляют к вертолёту на поисково-спасательных машинах «Синяя птица» в район, где есть возможность совершить посадку.

Если винтокрылая машина не может работать из-за плохих погодных условий, то медицинская бригада прибывает на поисково-спасательных машинах «Синяя птица»

Космонавтов вывозят на «Синих птицах».

Надо отметить, что все элементы встречи космонавтов личный состав подразделения выполнил чётко и профессионально. По-другому, наверное, и быть не могло, потому что в этом отряде случайных людей нет, здесь служат настоящие мастера своего дела. И они доказали это в октябре 2018 года, когда случилась аварийная ситуация с ракетой-носителем космического корабля «Союз МС-10» и экипаж был вынужден совершить экстренную посадку.
– Как обычно, во время пусков космических кораблей с космодрома Байконур мы находились в заданном районе в полной готовности. Ничто не предвещало аварии. Ракета-носитель в штатном режиме ушла со стола космодрома, и уже прошло отделение первой ступени. Но буквально через несколько минут нам сообщили, что экипаж совершает экстренную посадку. Тогда никто ещё не знал, что случилось, как чувствуют себя космонавты. Нам поступила команда срочно выдвинуться в район приземления у населённого пункта Жезказан. Волновались очень сильно. Одно дело тренировки, а другое – вот она, эта самая нештатная ситуация. Мы в кратчайший срок прибыли на место аварийной посадки, но эти минуты лично мне показались вечностью. В голове пульсировала мысль: «Что с экипажем?» – вспоминает фельдшер-спасатель Андрей Новосёлов.
Его тревога за жизнь и здоровье экипажа не была простым волнением. Опытный фельдшер знал, что во время такого приземления, которое в среде работников космической отрасли именуется «баллистическим спуском», человек переживает перегрузки до 6G. Кроме этого, непонятно было, повреждён или нет спускаемый аппарат.
– Когда мы прибыли на место происшествия, то моментально осмотрели капсулу. К счастью, она не была повреждена. Установили связь с космонавтами. Убедившись, что с ними всё в порядке, приступили к их эвакуации из спасательной капсулы, – вспоминает Андрей Новосёлов.
Однако это было не так-то просто сделать. Приземлившись, спускаемый аппарат сделал в мягком грунте небольшую воронку, и чтобы извлечь из него космонавтов, нужно было повернуть его так, чтобы это было безопасно для экипажа. Поэтому троим спасателям пришлось вручную выталкивать капсулу из образовавшейся воронки и поворачивать её на бок практически на 90 градусов. А весит она порядка четырёх тонн. Сделать это было непросто, но хорошая физическая подготовка позволила им за несколько минут вытолкать спускаемый аппарат на ровную поверхность и повернуть его так, как требовалось для безопасной эвакуации экипажа. Спасатели рассказывали, что американский астронавт Ник Хейг очень удивился оперативности действий российских спасателей…
Кстати, Андрей более десяти лет назад и не думал, что свяжет судьбу со службой в этом подразделении. После окончания медицинского училища он работал фельдшером в сельской больнице. Затем его призвали на службу в армию. Направили в РВСН. В части, куда он прибыл, сказали, что надобности в медицинских специалистах у них нет, а вот хорошие связисты нужны. Поэтому вчерашний фельдшер освоил новую для себя специальность – связиста. Но видимо, судьбе было угодно вернуть его к работе в медицине. После службы по призыву он подписал контракт и был направлен сюда. Новое дело понравилось, и он решил для себя, что его призвание – служить именно в составе поисково-спасательного отряда.
– В начале службы здесь сложнее всего было сделать первый прыжок с парашютом. Но я перешагнул через свои страхи и сделал это. Потом понравилось прыгать и, честно признаться, уже настолько прикипел к этой профессии, что не мыслю себя без неё, – поделился впечатлениями Андрей Новосёлов.
Конечно, хорошо всё то, что хорошо кончается. Естественно, специалисты «Роскосмоса» затем провели тщательную проверку и выявили причины случившейся аварийной ситуации, которая для военнослужащих подразделения поиска и спасения 14-й армии ВВС и ПВО Центрального военного округа стала серьёзным экзаменом. Они выдержали его с честью.
За 20 лет существования подразделения личный состав выполнил 73 поисково-спасательные работы по посадке спускаемых аппаратов и транспортных пилотируемых кораблей «Союз», 75 поисково-спасательных обеспечений запусков космических кораблей, совершил эвакуацию свыше 200 космонавтов, половина из которых – иностранные.
– Случайных людей в нашем подразделении действительно нет, – рассказывает начальник службы поиска и спасения 14-й армии ВВС и ПВО подполковник Евгений Солнцев. – К нам на службу поступают люди, увлечённые этим делом, уже с соответствующим опытом и образованием. Здесь они проходят дополнительную подготовку, в частности прыжковую, и затем оттачивают мастерство во время методико-тренировочных занятий.
Правда, командир скромно умолчал о том, что желающих служить здесь хоть отбавляй. Но жёсткие требования отбора и специфика службы не каждого позволяют принять в ряды парашютистов-спасателей.
Сам подполковник Солнцев никогда не думал, что его судьба будет связана с космосом. Хотя ещё во время учёбы в школе он занимался парашютным спортом и до поступления в Сызранское высшее военное училище лётчиков уже совершил 60 прыжков. Потом была учёба в военном вузе, выпуск и первая офицерская должность в одном из вертолётных полков. За время службы подполковник Солнцев прошёл все должности, освоил все типы вертолётов семейства «Ми», побывал в горячих точках, но военная судьба так распорядилась, что именно он оказался командиром этого специфического по своим функциям подразделения. На мой вопрос, не было ли у него желания самому стать космонавтом, он с улыбкой ответил, что уже поздно об этом думать, возраст не тот…
Я не мог не спросить его и об уникальных поисково-спасательных машинах «Синяя птица». Дело в том, что раньше они выпускались на заводе ЗИЛ, который несколько лет назад прекратил существование. Поэтому на повестке дня встал вопрос об их техническом обслуживании и обеспечении запасными частями. Подполковник Евгений Солнцев ответил, что выход из этой непростой ситуации найден, и заверил, что никаких проблем с запчастями нет. Сегодня их поставками занимается соответствующая организация, выигравшая тендер.
– Как видите, вся специальная техника на ходу, личный состав подготовлен хорошо и со всеми задачами методически-тренировочного занятия успешно справился. Совершивший аварийную посадку «космонавт» был своевременно эвакуирован из спускаемого аппарата, и ему оказана квалифицированная первая медицинская помощь. Затем он успешно доставлен в стационарное медицинское учреждение, – подытожил результаты учения подполковник Солнцев.
Накопленный во время тренировок опыт работы личный состав использует не только при запуске космических кораблей и возвращении космонавтов с околоземной орбиты на Землю, но и в других экстремальных ситуациях. Вертолёты подразделения привлекаются для тушения лесных пожаров, в такие моменты каждая машина дополнительно оснащается специальным оборудованием. Также они успешно выполняют задачи по эвакуации жителей из районов затопления во время наводнений. А однажды вертолётчиков попросили помочь в поиске людей. Так случилось, что бабушка с внуком отправились в лес за грибами и заблудились. Опытные военные лётчики оперативно определили район поиска и быстро нашли попавших в беду жителей посёлка. Они были спасены, а личный состав подразделения ещё раз доказал, что они всегда готовы прийти на помощь.
С такими высокими показателями военнослужащие службы поиска и спасения 14-й армии ВВС и ПВО подошли к празднованию своего 20-летия, которое отметят 1 июля. Впрочем, праздник длится один день, а жизнь требует от них ежечасно находиться в полной готовности выполнить задачу любой сложности. И надо отдать им должное, они не живут прошлыми успехами, а постоянно и целенаправленно шлифуют своё мастерство, чтобы всегда быть готовыми прийти на помощь.

Андрей КАЛИЙ, «Красная звезда»

Фото автора.