Вертолётного полку прибыло

image_print

Армейская авиация ЮВО пополнилась новыми вертолётами Ми-28УБ.

На боевом курсе Ми-28УБ. Фото Эрика РОМАНЕНКО.

На вооружение одной из авиачастей Южного военного округа поступили два учебно-боевых вертолёта  Ми-28УБ «Ночной охотник». По сути, это «летающие парты» для подготовки лётного состава, которые имеют определённые конструктивные особенности.
Учебно-боевая модификация «двадцать восьмого» была жизненно необходима для обучения лётчиков, которым предстояло эксплуатировать поступающий в войска Ми-28Н. Прежде для этого использовался Ми-24, который обладает двойным управлением. Однако, как ни крути, но эти два типа машин заметно отличаются друг от друга даже в технике пилотирования. Поэтому военные настояли на создании учебно-боевого варианта. В 2010 году началась опытно-конструкторская работа.
Первый серийный образец Ми-28УБ АО «Роствертол» изготовило после подписания контракта с Минобороны, когда новая модификация прошла все полномасштабные заводские и государственные испытания, завершившиеся в конце 2015 года.
Главное отличие учебно-боевого вертолёта от базового варианта – наличие двойного управления на основе гидромеханических систем. Благодаря этому машиной можно полноценно управлять из любой кабины экипажа. Ми-28Н не имеет такой системы управления, из-за чего у оператора в передней кабине нет возможности пилотирования. В учебно-боевом вертолёте вместо штурмана-оператора в передней кабине располагается инструктор, а в задней – обучаемый лётчик.
– У вертолёта поистине безграничные возможности. Но, чтобы в полной мере их использовать, нужен серьёзный практический опыт, – объясняет командир экипажа авиационной части армейской авиации ЮВО старший лейтенант Никита Попов. – Эксплуатация учебно-боевой машины позволяет его получить.

В 2019 году в ЮВО планируется поставить более 1200 единиц современного ВВСТ

Несмотря на то что офицер достаточно молод, он освоил несколько типов российских вертолётов огневой поддержки: Ми-35М, Ми-28Н и, наконец, Ми-28УБ. Никита регулярно садится в кабину учебно-боевой машины. Учится сам, передаёт свой накопленный опыт молодым лётчикам.
Все без исключения специалисты и прежде всего строевые лётчики считают наличие Ми-28УБ в авиачастях армейской авиации одним из ключевых факторов для максимально эффективной подготовки молодых вертолётчиков. Лётчики-инструкторы используют весь спектр возможностей новой машины в обучении новичков. Ведь «летающей партой» Ми-28УБ окрестили не только из-за двойного управления. На вертолёте установлен комплекс имитации отказов, который позволяет более продуктивно, а самое главное, безопасно обучать лётный состав, восстанавливать утраченные навыки в технике пилотирования вертолётов семейства Ми-28. Входящее в состав комплекса оборудование позволяет, в частности, молодому лётчику под руководством опытного инструктора изучить разные алгоритмы практических действий при отказе тех или иных систем вертолёта в полёте. Подготовленный таким образом специалист сможет уверенно пилотировать машину и обеспечит безопасное выполнение полётного задания.
– В процессе подготовки молодых лётчиков в полётах активно используется имитация отказов. Это может касаться системы управления воздушным судном, когда «курсант» должен управлять вертолётом при «вставшем» двигателе или «поломке» бортовой РЛС. Условные проблемы в полёте или при выполнении задач по предназначению усложняются по мере роста профессионализма обучаемых офицеров, – вновь поясняет старший лейтенант Никита Попов.
Согласно имеющимся данным, озвученным бывшим главкомом ВВС, Героем России генерал-лейтенантом Виктором Бондаревым, использование «летающей парты» позволяет в два-три раза сократить срок подготовки строевых лётчиков.
В перспективе в каждом вертолётном звене «Ночных охотников» будет одна машина Ми-28УБ. Опыт прошлых лет показывает, что в Южном военном округе учебно-боевые машины не простаивают без дела. Вот и новым вертолётам без промедления найдётся работа.
Новая машина не только получила новую «специальность», её конструкция была немного изменена и доработана: увеличены габариты передней кабины и площадь бронированного остекления, улучшен обзор с рабочих мест лётчиков, на вертолёт устанавливается новый тип энергопоглощающих кресел, предохраняющих экипаж от травм при жёсткой посадке.
При этом, несмотря на своё изначальное предназначение, новая машина сохранила все боевые возможности базовой модели. Поэтому при необходимости Ми-28УБ может использоваться не только для обучения, но и для нанесения ударов по объектам и технике противника.
Отдельно стоит отметить установку на новой модификации надвтулочной радиолокационной станции – она позволяет существенно расширить возможности вертолёта по обнаружению и поражению объектов высокоточным оружием в условиях плохой видимости днём и ночью. При этом с помощью модернизированного комплекса бортового радиоэлектронного оборудования и новейшей системы радиосвязи экипаж может определять координаты целей и давать целеуказание другим вертолётам, а также передавать полученную информацию на наземные и воздушные командные пункты. Возможность «спарки» выполнять и роль мобильного командного центра фронтовой авиации – очень важная функция для успешного выполнения боевых задач в составе подразделения.
Остаётся отметить, по плану оснащения войск современными образцами вооружения, военной и специальной техники (ВВСТ) до 31 января в ЮВО поставлено около 150 единиц техники различной номенклатуры. Как отметил в разговоре с корреспондентом «Красной звезды» командующий ­войсками ЮВО генерал-полковник Александр Дворников, в 2019 году авиацию Юга России пополнят 30 новых самолётов и вертолётов, в том числе морской авиации, а на Черноморский флот и Каспийскую флотилию запланирована поставка девяти боевых кораблей и катеров. Значительное количество современной техники поступит в соединения и воинские части связи и РХБ защиты, а также инженерных войск. Всего в текущем году в войска военного округа должны поступить более 1200 единиц ВВСТ.

Юрий БОРОДИН, «Красная звезда»

Ростов-на-Дону