Военных инженеров непогодой не проймёшь

image_print

Личный состав инженерных войск учится ликвидировать последствия стихийных бедствий.

Дислоцированный на Кубани инженерно-сапёрный полк в ходе тактико-специального учения отработал алгоритм действий при условной чрезвычайной ситуации.

Борьба со стихийными бедствиями – отнюдь не прерогатива инженерных войск России. И всё же их представителям то и дело приходится решать несвойственные им задачи – ликвидировать последствия ударов природы. Это подчас не зависит от времени года и географических широт. На Юге России только за последние 10 лет зафиксировано несколько серьёзных погодных катаклизмов, которые потребовали оперативного вмешательства подразделений Российской армии. Так было прошлой зимой в Заволжье, где в снежном плену оказались сразу три района, расположенные на востоке Волгоградской области.
А вот из Краснодарского края сигнал SOS прозвучал летом 2012 года, когда от «большой воды» пострадал ряд населённых пунктов – особенно сильно затопило город Крымск. В обоих случаях разгул стихии наряду с сотрудниками МЧС усмиряли военнослужащие Южного военного округа.
Можно привести немало подобных примеров из различных регионов страны. Военнослужащих Вооружённых Сил России характеризуют профессионализм, самоотверженность и готовность прийти на помощь. А ещё – уникальные технические возможности. Ведь в арсенале Российской армии имеется специальная техника, которой могут позавидовать даже спасатели. В умелых руках эти инженерные машины могут творить чудеса: в короткое время связывать между собой берега водоёмов, устранять завалы и расчищать дороги, обустраивать мостовые переходы через естественные и искусственные препятствия и многое другое.
– Чтобы современная техника была максимально эффективной при возможных чрезвычайных ситуациях, мы регулярно проводим практические занятия на местности с личным составом сводного отряда ликвидации стихийных бедствий, – отметил в разговоре с корреспондентом «Красной звезды» командир инженерно-дорожного батальона полка подполковник Сергей Камардин.
Лучше практики может быть только… практика. Такого принципа придерживается командование этого полка. Поэтому во время подобных тактико-специальных учений их организаторы творчески подходят к созданию обстановки ЧС, чтобы максимально полно приблизить условные последствия стихии к реалиям природных атак. От раза к разу меняя и усложняя задачи, удаётся достигнуть высокой слаженности в действиях военных инженеров. Последним приходится действовать нешаблонно, выполняя комплексные задачи. А значит, военнослужащие не растеряются в любой обстановке.
Из пункта постоянной дислокации личный состав сводного отряда и группа инженерной техники выдвинулись к месту ликвидации условного стихийного бедствия. Контроль за обстановкой в районе проведения мероприятия с воздуха обеспечивала беспилотная авиация. Это всегда позволяет оперативно определить направление «главного удара» и оценить фронт работ.
Совершив марш, протяжённостью более 50 км в назначенный район, военнослужащие провели там радиационную, химическую и биологическую разведку и, преодолев условно заражённый участок местности, развернули полевой лагерь. И тут же, без промедления, взялись за выполнение задач. Первым делом необходимо было восстановить транспортное сообщение с населёнными пунктами, отрезанными непогодой от Большой земли. К работе приступили расчёты БАТ-2 и ИМР-2.
– Расчётам необходимо было, используя потенциал инженерной техники, убрать с пути поваленные ветром деревья и привести в порядок грунтовую дорогу, – объясняет действия личного состава командир взвода лейтенант Владимир Пьянов.
Лучше других с задачей справился тандем, управляющий инженерной машиной разграждения ИМР-2: старшина Сергей Мищенков и сержант Виталий Коротенко, а также расчёт путепрокладчика БАТ-2 в составе сержанта Сергея Мацагорова и рядового Николая Адаменко. Мастерство военных инженеров ЮВО, среди которых не только контрактники, но и военнослужащие по призыву, могло бы удивить работников специализированных дорожных организаций.
Впрочем, на этом полевые испытания военной инженерной техники и управляющих ею военнослужащих не закончились. Впереди был ещё один важный тест на профпригодность – сооружение мостового перехода через водную преграду. На этом этапе предстояло трудиться личному составу взвода механизированных мостов под командованием лейтенанта Владислава Немыкина.

Во время таких тактико-специальных учений его организаторы творчески подходят к созданию обстановки чрезвычайных ситуаций, чтобы максимально полно приблизить условные последствия стихии к реалиям природных катаклизмов

– Наши военнослужащие не на словах, а на деле знают, что возможности их техники позволяют реально помочь местному населению. В декабре 2017 года в Невинномысском районе, у населённого пункта Дубовая Балка, из-за непогоды вышел из строя железобетонный мост через Большой Ставропольский канал. Нам тогда пришлось, используя парк тяжёлых механизированных мостов, экстренно установить однопролётное строение в стороне от разрушенного моста, – вновь берёт слово командир батальона подполковник Сергей Камардин.
Тогда, правда, в наличии у военных инженеров 49-й общевойсковой армии ЮВО были механизированные мосты прошлого поколения. Теперь же военнослужащие эксплуатируют самую современную на сегодняшний день версию тяжёлого механизированного моста ТММ-3М2. Установленные на базе трёхосного шасси автомобиля КамАЗ блоки позволяют в считаные минуты создать мостовые переходы через преграды на пути движения колёсной и гусеничной техники. Грузоподъёмность такого моста – до 60 тонн.
Проведя разведку местности, в данном случае оценив крутость берегов, глубину водоёма и характер почвы, и подготовив с помощью путепрокладчика площадку для работы ТММ, военнослужащие вступили в главную фазу учения. «Берег – слева, берег – справа, между ними – переправа» – этот стишок можно будет продекламировать после завершения работы. Но пока ещё рано: предстоит серьёзно потрудиться. К тому же такого вида работа предполагает строгое соблюдение требований безопасности. Грубые ошибки могут привести не только к срыву выполнения задачи, но и к выводу из строя техники и даже к травмам.
– Если препятствие небольшое по ширине и глубине, сподручнее использовать один мостовой блок без опор. В данном же случае нам предстоит развернуть, соединить и установить несколько пролётных строений тяжёлого механизированного моста, – поясняет заместитель командира взвода механизированных мостов сержант Артём Самохин.
Первыми разворачивают мостовой блок сержант Асхаб Кукуев и рядовой Максим Кислов. Норматив в 11 минут существенно перекрывается. Хотя военнослужащие не гонятся за временными показателями. В данном случае важнее качество выполненной работы. Тем более что это только начало. Старательно трудятся и другие военные инженеры: сержант Андрей Ковалёв, рядовой Алексей Шпилёв и другие их однополчане. Проходит ещё немного времени и вот оно – чудо технической мысли в действии. Российская военная инженерная техника вновь подтверждает свою эффективность.
В ходе ТСУ личный состав сводного отряда ликвидации стихийных бедствий попутно отработал и другие задачи: нормативы по минно-подрывному делу, устройству минно-взрывных заграждений и разминированию местности в обстановке различных стихийных бедствий. Особое внимание было уделено обеспечению находящегося в зоне стихийного бедствия населения электроэнергией и водой. В том числе и с помощью ещё одного современного образца техники из арсенала инженерных войск – станции комплексной очистки воды СКО-10 «Гигиена».
Остаётся добавить, что нынешняя зима особенно непредсказуема: со снегом то пусто, то густо. Что будет с погодой весной, тоже пока сказать сложно. Так что подобные практические тренировки военных инженеров ЮВО весьма кстати. Случись беда, военнослужащие инженерно-сапёрного полка в готовности без промедления укротить разгул стихии.

Краснодарский край

Юрий БОРОДИН, «Красная звезда»

Фото пресс-службы ЮВО