Воздушная карусель палубных истребителей

Лётчики морской авиации неустанно совершенствуют технику пилотирования в любых условиях.

Воздушная карусель палубных истребителей

Вторая лётная смена предполагала, что полёты в корабельном истребительном полку, которым командует полковник Владимир Кокурин, начнутся ближе к вечеру. Планом подготовки предусматривалось, что выполнение лётных заданий должно начаться в светлое время суток, а затем плавно перейти в ночь. Авиаторов ожидало непростое испытание.

Самолёт – разведчик погоды оторвался от взлётной полосы ровно за два часа до начала лётной смены. В его кабине штурман полка майор Алексей Солдатов и штурман эскадрильи майор Владимир Суржик. Их задача – оценить метеообстановку в районе полётов, а также проверить работу технических средств посадки с обоих курсов захода на неё. Пройдя над взлётно-посадочной полосой и удостоверившись, что аппаратура функционирует нормально, истребитель МиГ-29КУБ (корабельный, учебно-боевой) взмывает ввысь.
Прежде чем самолёт поднялся в небо, над ним потрудились специалисты инженерно-технической службы. Основная их задача – качественно подготовить летательный аппарат к взлёту, обеспечить его надёжную работу в небе. Эти скромные аэродромные труженики добросовестно выполняют возложенные на них обязанности, зачастую оставаясь в тени достижений пилотов. Ни у кого из тех, кто поднимается в небо, не возникает опасений, что техника может подвести в полёте. Её безопасность они всецело вверяют в руки специалистов, которые обслуживают крылатые машины на земле.
Один из таких тружеников – инженер авиационного комплекса самолёта МиГ-29КУБ старший лейтенант Николай Батурин. Ему приходится первым готовить воздушное судно к вылету, ведь он обслуживает спарку. А именно на этой машине производится разведка погоды в районе предстоящего пилотирования. Более того, на ней летают все лётчики полка. Кто-то поднимается в небо с инструктором, чтобы получить допуск к более сложным полётам, кто-то поднимается, чтобы восстановить лётные навыки.
– Первым делом проверяем печати на самолёте, заглушки, чехлы, – поясняет старший лейтенант Николай Батурин. – После этого начинаем проводить комплекс предполётной подготовки. Сначала подгоняем кондиционер и просушиваем борт, чтобы на нём не оставалось влаги, конденсата. Потом к делу приступают специалисты групп технико-эксплуатационной части (ТЭЧ) звена, которые проводят проверку самолёта и готовность его к полёту по узкому кругу оборудования или приборов, каждый в рамках своей специализации, то есть одни занимаются аппаратурой связи, другие – электроникой, третьи – навигационным оборудованием и так далее.
Понятно, что все эти работы выполняются только с разрешения инженера авиационного комплекса. Без него никто к самолёту подойти не может, ведь именно он полностью отвечает за выполнение всех предполётных мероприятий на воздушном судне. Правда, помимо этого, он занимается своими основными делами – в его заведовании планёр и двигатель крылатой машины. Старший лейтенант Николай Батурин вместе со своим помощником механиком старшим сержантом Олегом Петруком принимает работу от специалистов групп ТЭЧ звена, осматривает весь борт, проверяет заправку маслом, другие параметры.
– Мне моя работа нравится, – делится сокровенным Николай Батурин. – Технику нужно любить, о ней заботиться, тогда она будет отвечать взаимностью. Каждый самолёт имеет особенности, если хотите, характер. Его нельзя назвать бездушным металлом. На нём работают люди, и каждый, прикоснувшись к нему, оставляет здесь частичку души.
И вот подготовительный процесс завершён, Николай подключает переговорное устройство – по нему он держит связь с экипажем, получает сообщения от речевого информатора самолёта о состоянии матчасти. Наконец он докладывает:
– Чеки, заглушки сняты, борт к запуску двигателей готов!
Взревев мощной силовой установкой, истребитель медленно покидает стоянку…
Пока самолёт находится в воздухе, удел старшего лейтенанта Николая Батурина и старшего сержанта Олега Петрука – ждать.
Где-то через полчаса, уточнив метеообстановку в районе полётов, экипаж МиГ-29КУБ возвращается на аэродром. Как только машина зарулила на стоянку и экипаж убыл для доклада, началась подготовка спарки к следующему вылету. Воздушное судно сразу начинают осматривать специалисты групп ТЭЧ звена, инженер авиационного комплекса старший лейтенант Николай Батурин и механик старший сержант Олег Петрук снова внимательно проверяют состояние самолёта, заправляют его топливом, производят подзарядку кислородом, азотом.

На самолёте работают люди, и каждый, прикоснувшись, оставляет здесь частичку своей души


– Сейчас у нас самая горячая пора, – рассказывает заместитель командира авиаэскадрильи по инженерно-авиационной службе майор Сергей Курдюков. – Чтобы лётчики могли выполнять задания в воздухе, мы готовим для них технику. Всё нужно тщательно проверить, убедиться, что системы и оборудование самолёта будут работать надёжно.
Пока на стоянках крылатых машин с полной самоотдачей трудится инженерно-технический состав, пилоты и все, кто отвечает за безопасность полётов, собрались на инструктаж.
Руководители служб полка, дежурный по аэродромно-техническому обеспечению по очереди доложили о готовности к полётам, затронули детали, на которые нужно обратить внимание. Так, временно исполняющий обязанности заместителя командира полка по инженерно-авиационной службе майор Игорь Шинявский напомнил об особенностях работы инженерно-технического состава во время ночных полётов, старший штурман полка подчеркнул важность точного выполнения задач в зоне пилотирования, указал на наличие запасных аэродромов. Особое внимание уделяется метеообстановке. Лётчики, проводившие разведку погоды, докладывают о её состоянии. А временно исполняющий обязанности начальника метео­службы полка старший лейтенант Фархат Моисенко, располагающий более долгосрочными прогнозами, определяет погоду на предстоящую лётную смену.
– У нас на Севере она меняется очень часто, буквально в течение нескольких часов, – говорит заместитель командира полка по военно-политической работе подполковник Леонид Проказин. – Поэтому составляем несколько вариантов плановой таблицы полётов с учётом улучшения или ухудшения погоды. Накануне, во время предварительной подготовки к полётам, ориентировались на долгосрочный прогноз. Теперь возможны изменения.
Завершая выдачу предполётных указаний, руководитель полётов подполковник Юрий Розов произносит знакомую фразу: «Аэро­дром принял».
С этого момента начинается лётная смена. Пилоты готовятся к вылету в соответствии с плановой таблицей полётов. Первыми подняться в небо на спарке предстоит майору Владимиру Суржику и командиру полка полковнику Владимиру Кокурину. За ними на боевых самолётах вылетят старший лейтенант Евгений Духовой и лейтенант Арсен Степанов.
Точно по графику спарка отрывается от полосы.
– Весь месяц готовили лётный состав к предстоящим полётам на наземном тренажёре, который имитирует палубу авианесущего крейсера, – вводит в курс дела командир авиационной эскадрильи майор Андрей Хапёрский. – Пилоты совершенствовали технику пилотирования, летали на предельно допустимых скоростях для захода на посадку по корабельной глиссаде. В отличие от той, по какой мы садимся на своём аэродроме, она более крутая. Тренажёр позволяет подготовить лётчика к точному приземлению, ведь палуба ТАВКР значительно меньше нашей взлётно-посадочной полосы. Потом пилотам, впервые допущенным к полётам на наземном тренажёре, инструктор покажет поведение самолёта на допустимо малых скоростях с выпущенными механизацией крыла и взлётно-посадочными устройствами. То есть создаст условия, при которых истребитель садится на палубу.
– Сейчас, например, майор Суржик будет выполнять полёт на малой высоте с отработкой комплекса упражнений под контролем инструктора, – продолжает майор Андрей Хапёрский. – В зависимости от того, насколько качественно он выполнит элементы пилотажа, ему будет дан допуск к полётам по корабельной программе.
Судя по тому, как экипаж спарки МиГ-29КУБ крутит в небе фигуры высшего пилотажа, можно с уверенностью сказать, что самолётом управляют опытные пилоты. О командире полка полковнике Владимире Кокурине и говорить нечего. Лётчик-снайпер, имеющий за плечами опыт дальних походов на авианесущем крейсере. Это под его руководством майор Суржик выполняет полётное задание. По отзывам коллег, делает это неплохо.
– Петля Нестерова, косая петля, – комментирует полёт майор Хапёрский, – петля с поворотом, бочка, горка, бочка, пикирование, – командир эскадрильи раз за разом перечисляет фигуры высшего пилотажа, выполняемые в небе.
В свою очередь, пилот спарки постоянно докладывает руководителю полётов в аэродромной зоне майору Ивану Касьянову высоту, на которой находится воздушное судно как в начале виража, так и после его завершения. Это необходимо для того, чтобы можно было контролировать безопасность маневрирования и в случае надобности дать необходимую команду.
После приземления МиГ-29КУБ лётная смена для полковника Владимира Кокурина не заканчивается. Он сразу же пересаживается в кабину боевого истребителя и в паре с майором Алексеем Апраксиным поднимается в небо. В этот раз командир полка летит уже по своей программе. В частности, при её отработке он вместе с майором Апраксиным проведёт манёвренный воздушный бой парой на малой высоте. Вновь над аэродромом самолёты закрутились в карусели, в которой лётчики демонстрируют высокое пилотажное мастерство.
– Сегодня молодые пилоты – старший лейтенант Евгений Духовой и лейтенант Арсен Степанов – не летают, – рассказывает майор Андрей Хапёрский. – Погодные условия не в их пользу. Поэтому руководствуемся вариантом плановой таблицы полётов, который предусматривает её улучшение. Ребята в своей подготовке подошли как раз к полётам в сложных условиях. А метеообстановка сейчас более благоприятна, чем требуется для совершенствования ими техники пилотирования. Например, старший лейтенант Духовой в прошлом году стал лётчиком 3-го класса, в этом году будет готовиться по корабельной программе. Лейтенант Степанов за четыре месяца тоже достиг уровня лётчика 3-го класса. Он уже сдал все зачёты, теперь документы оформляются центральной квалификационной комиссией в Москве. На это уходит, как правило, месяц-полтора. Приступать к корабельной программе ему ещё рано, перед ним стоят другие задачи. Нас ожидает полярная ночь, так что будет проводить полёты в этих условиях.
Лейтенант Арсен Степанов более скромно оценивает свои успехи в лётной подготовке:
– Десяти лет не хватит, чтобы всё полностью освоить, – делится он предчувствием. – Программа большая, есть чему учиться.
Тем не менее он уже успел освоить сложный пилотаж, перехваты, полёты на боевое применение.
– Вчера летал, – продолжает Арсен, – прошёл проверку на клас­сность, сдал контрольный полёт на простой пилотаж на малой высоте, выполнил заход в облака с непростыми метеоусловиями, отработал перехват манёвренной воздушной цели на средней высоте.
Следующим этапом лётной подготовки лейтенант Степанов считает посадку на палубу авианесущего крейсера и к этому стремится.
…Над аэродромом начали сгущаться сумерки. У лётчиков корабельного полка начинались ночные полёты.
Майору Андрею Хапёрскому тоже предстоит поднять истребитель в ночное небо.
– Восстанавливаем навыки в условиях ночи, в сложной метеообстановке, совершаем полёты в облаках, в том числе на малых высотах, пилотаж с большими углами крена и тангажа, заход на посадку без посадочных прожекторов, только с фарами самолёта.
После того как командир полка полковник Владимир Кокурин вместе с майором Владимиром Суржиком завершил выполнение лётного задания на спарке, он коротко прокомментировал действия подчинённого в воздухе.
– Полёт прошёл с хорошим качеством, лётчик поставленную задачу выполнил, цель полёта достигнута.

Фото автора
Североморск