Затишье перед «Хагибисом»

image_print

Супертайфун, который обрушился на Японию, внёс коррективы в ход этапа чемпионата мира «Формула-1».

 

Организаторы надеются, что мешки с песком спасут автодром от затопления

В субботу на автодроме Сузука должны были пройти 3-я тренировка и квалификация Гран-при Японии – 17-го этапа чемпионата мира по автогонкам «Формула-1». Однако погода полностью изменила расписание гоночного уик-энда. Из-за супертайфуна «Хагибис», накрывшего Страну Восходящего солнца в пятницу вечером, все гоночные сессии в субботу, были отменены. Квалификация должна состояться утром в воскресенье (в 4 утра по московскому времени), а затем (в 8 утра по московскому времени) пройдёт основной заезд. Впрочем, если условия не позволят провести утреннюю квалификацию, стартовая решётка будет сформирована по итогам второй тренировочной практики.

 Тайфун «Хагибис», по сообщению Японского метеорологического агентства, будет сопоставим по силе с тайфуном «Ида», обрушившимся на страну 61 год назад и унёсшим жизни свыше 1,2 тыс. человек. Стихийное бедствие достигло региона Токай и Канто вечером 11 октября. Стихийное бедствие, по прогнозам, задержится там в течение суток, а затем продолжит движение на северо-восток, к региону Тохоку. Синоптики прогнозируют сильный ветер 12 и 13 октября преимущественно на востоке страны. По данным агентства, тайфун принесёт с собой рекордно сильные дожди. Из-за возможных обильных осадков синоптики предупреждают об угрозе оползней, штормов и затоплений.

Два крупнейших авиационных перевозчика Японии объявили об отмене в субботу 1190 авиарейсов. В субботу с утра или днём остановят движение поездов большинство железнодорожных компаний на основном японском острове Хонсю. О приостановке движения поездов в субботу из-за тайфуна объявил и токийский коммерческий метрополитен. На субботу отменены занятия в школах Токио.

В Японии принято присваивать тайфунам номера, а не имена, за исключением самых сильных. Тот факт, что нынешний ураган получил имя собственное, говорит о его особой разрушительности. Если обычно ураганы проходят через Окинаву и Кюсю, а Токио достигают уже на спаде, то «Хагибис» идёт практически прямо на японскую столицу. Трасса находится несколько западнее от Токио, между Осакой и Нагоей, и этот факт позволяет надеяться, что к воскресенью погода позволит провести и квалификацию, и гонку.

Из-за «Хагибиса» пострадала не только «Формула-1»: отменены два матча Кубка мира по регби, также запланированные на субботу. Автодром в Сузуке в субботу будет закрыт для зрителей и прессы. Сотрудники трассы и команд подготовились к удару стихии. Сразу после пятничных тренировок были разобраны подиум, центр телетрансляций, сняты светофоры, щиты, демонтированы телевизионные и звуковые вышки, в укрытия отогнаны автомобили безопасности. Нестационарные сооружения прикреплены к специальным якорям-утяжелителям, зафиксированным в бетоне.

По самому пессимистичному прогнозу тайфун может бушевать и в воскресенье. Как в таком случае поступят организаторы – вопрос открытый. Логистика современной «Формулы-1» такова, что перенос на понедельник едва ли осуществим. К тому же подобных прецедентов и не было.

В целом же, погодные катаклизмы не первый раз вмешиваются в расписание Гран-при Японии. В течение 32 лет, что японский этап регулярно присутствует в календаре «королевы автоспорта», гонки в Сузуке и Фудзи (там пилоты состязались в 2007-2008 годах) проходили осенью – в период конца сентября – начала ноября. Квалификацию 2004 года, например, тоже переносили на утро воскресенья из-за тайфуна «Маон». Впоследствии не один раз гоночные уик-энды также находились под угрозой мощный атмосферных вихрей. Возможно, нынешняя ситуация заставит руководство «Формулы-1» и холдинга Liberty Media, владеющего правами на гоночную серию, пересмотреть временной слот, предоставляемый этапу в Сузуке. Почему бы Гран-при Японии не проводить весной? В апреле-мае, когда угроза возникновения тайфунов в Тихом Океане близка к нулю? Цветение сакуры – отличная пора.

Пока же стихия приближалась к Японии, гонщики успели провести две тренировки. Обе из них выиграл пилот «Мерседеса» Валттери Боттаса, а лидер общего зачёта, без пяти минут шестикратный чемпион мира Льюис Хэмилтон, его напарник, показал и утром, и после обеда второй результат.

В отличие от предыдущих четырёх этапов, где роль первых скрипок играли гонщики «Феррари», Себастьяну Феттелю и Шарлю Леклеру не удалось приблизиться к соперникам из «серебряных стрел». И если в первой тренировке немец с монегаском заняли 3-ю и 4-ю строчки протокола соответственно, то во второй сразу вслед за «Мерседесом» расположился Макс Ферстаппен на «Ред Булле». Леклер с Феттелем довольствовались четвёртой и пятой позициями. Блеф ли это, или Скудерия, на самом деле, испытывает сложности с темпом и повышенным износом резины, пока неизвестно.

Россиянин Даниил Квят занял 16-е место в первой сессии и 12-е – во второй. Если «Хагибис» стихнет утром в воскресенье, то реальную расстановку мы поймём довольно быстро. В противном случае этап будет непредсказуемым. Правда, если он вообще состоится.   

Леонид ХАЙРЕМДИНОВ, «Красная звезда» 

Фото Getty Images