Звездочётами стали в походе

image_print

Штурманскую практику в северных и южных морях прошли курсанты двух военно-морских училищ, расположенных в западном и восточном регионах.

Военно-морские ритуалы незыблемы, где бы ни находился экипаж. Фото Александра ГАЛЁВА

Завершился дальний поход учебного корабля «Смольный» под руководством заместителя начальника Военного института (военно-морского) ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия имени Адмирала Флота Советского Союза Н.Г. Кузнецова» капитана 1 ранга Олега Игнасюка. Его маршрут пролегал через 13 морей Северного Ледовитого и Атлантического океанов. Будущие офицеры ВМФ России прошли тысячи морских миль вдоль российского побережья и иностранных государств: Кронштадт – Североморск – Соловецкие острова – Архангельск – Североморск – Пирей (Греция) – Севастополь.

Капитан 1 ранга Юрий Ипатов доволен практикой курсантов. Фото автора

По словам старшего руководителя корабельной практики курсантов Тихоокеанского высшего военно-морского училища имени С.О. Макарова начальника кафедры технических средств кораблевождения капитана 1 ранга Юрия Ипатова, более 100 второкурсников – будущих штурманов, минёров, связистов, специалистов радиотехнической службы – участвовали во втором этапе этого морского похода. Они успешно выполнили учебные программы, в том числе отнесли 207 штурманских вахт. И в любое время суток рядом со своими подопечными находились преподаватели: капитаны 1 ранга Михаил Сажаев и Виталий Ванькович, капитаны 2 ранга Артур Аванесов, Дмитрий Марус, Степан Шпак – всего восемь офицеров.
– Наши макаровцы постепенно привыкали к корабельной организации, осваивали специальность, чтобы почувствовать себя не гостями, а хозяевами моря, – говорит Юрий Валентинович. – Для этого на «Смольном» созданы все условия: учебные аудитории, астрономическая палуба, отсек для тренировок по борьбе за живучесть. Корабль имеет боевое вооружение, оснащён современным навигационным и радиотехническим оборудованием.
– Во время морских переходов мы отработали методику штурманской подготовки, разработанную и апробированную в штурманских походах учебных кораблей в 2018–2019 годах, – дополняет рассказ коллеги начальник кафедры кораблевождения ТОВВМУ капитан 1 ранга Михаил Сажаев. – В результате курсанты получили практические навыки решения навигационных задач и обеспечения навигационной безопасности плавания в стратегически важных районах Мирового океана.
Будущие морские офицеры освоили различные способы кораблевождения, в том числе в сложных навигационных и гидрометеорологических условиях. Всего за 35 суток они прошли 7514 морских миль. Поход позволил сформировать у них надёжные морально-волевые качества, пройти закалку морем, приобрести практические навыки исполнения должностных обязанностей.
Впервые офицеры-тихоокеанцы совместно с коллегами-балтийцами участвовали в подготовке и проведении во время штурманских походов учения по определению манёвренных элементов корабля (МЭК), поправок относительных лагов, девиации магнитных компасов. Работы выполнялись расчётами в составе курсантов старшего и младших курсов двух военно-морских вузов.
Для этого «Смольный» вышел из Североморска на сутки раньше планируемого срока и 20 часов выполнял задачи в полигоне боевой подготовки Северного флота. Полученный опыт, по мнению руководителей похода, целесообразно распространить на все последующие штурманские походы, предусматривая время для таких работ в полигонах боевой подготовки Балтийского, Северного и Черноморского флотов.
Значительный вклад в подготовку курсантов ТОВВМУ, считают преподаватели, внесён командиром похода капитаном 1 ранга Олегом Игнасюком, начальником походного штаба капитаном 1 ранга Михаилом Кириловым и офицерами Военного института (военно-морского) ВУНЦ ВМФ «ВМА». Сам Олег Валерьевич, кстати, имеющий за плечами 36 боевых служб, лично вникал в организацию всех мероприятий штурманской подготовки – несение штурманских вахт, проведение всех видов специальной подготовки, регулярно заслушивал офицеров-преподавателей по вопросам качества учебного процесса в условиях морских переходов, оказывал помощь в подготовке штурманских классов к обеспечению корабельной практики.
По инициативе командира в походе в штурманскую подготовку курсантов старшего курса внедрялись такие элементы, как подготовка и обеспечение безопасности плавания при съёмке корабля со швартовых и плавании в узкости; выбор места якорной стоянки и постановка корабля на якорь; подготовка и определение манёвренных элементов корабля, выполнение девиационных работ. Кроме того, велась подготовка к выполнению боевых упражнений с применением оружия по воздушной и морской целям; действиям корабля и штурмана при выполнении манёвра «Человек за бортом»; организация боевой и специальной подготовки на корабле и в штурманской боевой части.
– Созданная здесь система командирской подготовки штурманов и переданный командиром похода курсантам старшего курса и преподавателям училища личный опыт – наиболее важные достижения штурманского похода, – утверждает капитан 1 ранга Юрий Ипатов. – Этот положительный опыт необходимо рекомендовать для включения в практику будущих подобных мореплаваний на учебных кораблях.

Всего за 35 суток будущие морские офицеры прошли 7514 морских миль, в том числе в сложных навигационных и гидрометеорологических условиях

По словам участников похода, для второкурсников здесь всё было в новинку и казалось поначалу сложным. Не все выдерживали и первые качки. Если Белое, Баренцево и Норвежское моря в тот период были спокойны, а позже даже Бискайский залив в Атлантике, который славится своим коварством для мореходов, проявил к кораблю дружелюбие, то Северное море у южных берегов Норвегии встретило их трёхбалльным волнением. Только через неделю эта часть курсантов оправилась от морской болезни.
– Постепенно все из нас оморячились, полностью окунулись в практический учебный процесс, – поделился впечатлением после похода Артур Сидоренко, который одним из первых справился с учебной программой. – Я – будущий минёр, однако с интересом изучал морские навигационные приборы, начиная с секстана, которым мореплаватели пользовались ещё в древние века, прошёл гидрометеоподготовку, практиковался в организации службы времени на корабле. И, конечно же, познал штурманские вахты, прикоснулся к реальной военно-морской службе, ощутил романтику моря.
– Особенностью этой практики был сам маршрут – с севера на юг, в конце морских переходов мы уже потели и жарились под средиземноморским солнцем, – рассказывает будущий штурман старшина 2-й статьи Никита Никитенко. – У нас после первого курса уже была ознакомительная практика на большом десантном корабле «Пересвет», когда экипаж готовился к военно-морскому параду, но разве её сравнишь с настоящим штурманским делом в море!
– Там мы выполняли обязанности матросов: это уборки, покраски, наряды по кубрику и камбузу, а здесь целенаправленно осваивали специальность, – продолжает Никита. – Вели прокладки курса корабля, тренировались по проходу узкости в проливах Босфор и Дарданеллы, определяли своё местоположение по солнцу и звёздам, точность плавания, рассчитывали вручную расстояние и скорость. Также выполняли вводные, связанные, например, с поломкой гирокомпаса во время боевых действий или штормовыми условиями и плохой видимостью. С нами постоянно занимался Михаил Иванович Сажаев, передавая нам невероятный объём знаний. Он говорил, что у навигатора всегда должно быть несколько планов помимо основного, что штурманы – это одна большая семья, и общался с курсантами как с коллегами.
По мнению старшего матроса Владимира Капитонова, поступившего в ТОВВМУ из полка радиоэлектронной разведки Сухопутных войск, где он проходил службу по призыву, такие походы позволяют утвердиться в правильности выбранной профессии, проверить себя морем.
– И у нас были свои вахты, на которые мы заступали дублёрами рядом с офицерам корабля, – сказал будущий инженер-гидроакустик. – Нас курировал преподаватель кафедры радиоэлектронного вооружения капитан 2 ранга Марус. Всегда оказывал поддержку, разъяснял нюансы специальности командир радиотехнической боевой части «Смольного» капитан-лейтенант Лисьих. Благодаря таким офицерам мы быстро влились в общий экипаж, и эти походы наверняка ещё будут сниться!
Надолго запомнится курсантам и культурно-досуговая программа этого учебного путешествия. Впервые в истории штурманских походов учебный корабль зашёл на рейд Соловецкого архипелага, и ребята из Санкт-Петербурга имели возможность ознакомиться с историей и прикоснуться к православным святыням на Соловецких островах. В Архангельске «Смольный» принял участие в праздновании Дня Военно-морского флота.
В свою очередь макаровцы, прибыв для посадки на корабль в Североморск, побывали на экскурсии в музее военно-морской авиации, где слушали рассказ об участии лётчиков в обороне Мурманска в годы Великой Отечественной войны, в главной базе Северного флота на площади Мужества познакомились с мемориальной крейсерско-эскадренной дизель-электрической торпедной подводной лодкой К-21, удостоенной в октябре 1942 года ордена Красного Знамени.
Уже в дальнем походе курсанты обоих вузов регулярно участвовали в самодеятельных концертах и спортивных состязаниях. Тот же Володя Капитонов и старшина 1-й статьи Денис Губенко исполняли песни под гитару. В творческом конкурсе группа курсантов из ТОВВМУ в составе капитана команды КВН этого училища Никиты Никитенко, Андрея Миронова, Василия Краева, Александра Галёва, Никиты Мироненко и Тимофея Рященко срывала овации болельщиков.
Событием для экипажа и всех участников похода стало посещение корабля на причале в порту Пирей военным атташе и другими сотрудниками посольства России в Греции, которых дружно встречали на астрономической палубе. С напутствием «Семь футов под килем!» от них «Смольный» вновь вышел в море и спустя неделю достиг Севастополя, откуда курсанты и их наставники отправились в свои вузы.
Добавим, что учебные корабли Балтийского флота продолжают готовить будущих мореходов. К примеру на «Смольном» после того дальнего похода прошли корабельную и штурманскую практику в Средиземном море курсанты Черноморского высшего военно-морского училища и воспитанники Севастопольского филиала Нахимовского военно-морского училища, а позже он принял на борт более 250 курсантов и офицеров из военно-морских вузов Калининграда и Санкт-Петербурга.

Владивосток

Константин ЛОБКОВ, «Красная звезда»