Будущее российского флота куётся в Калининграде

image_print

Прошли первые полгода функционирования филиала Нахимовского военно-морского училища в столице Янтарного края.

Бронзовая фигура адмирала Павла Степановича Нахимова (уменьшенная копия севастопольского оригинала) внимательно смотрит на входящих. Ажурная ковка ворот, кирпичный неоготический фасад здания создают ощущение старины и основательности. За стеклянными дверями главного корпуса училища – разительный контраст с благообразной стариной внешнего облика здания. Плазменные панели телевизоров на стенах, интерьер в стиле хай-тек. Проходишь по коридору и как будто попадаешь на экскурсию в школу будущего: таблички на кабинетах «Класс робототехники», «Класс акваробототехники», «Класс авиасудомоделирования», футуристический дизайн современных самолётов, кораблей и подводных аппаратов на стенах…

В кабинете начальника училища контр-адмирала запаса Сергея Гришина на почётном месте – фотография большого противолодочного корабля «Адмирал Чабаненко»: Сергею Геннадьевичу довелось командовать им несколько лет. За плечами заслуженного моряка служба на Северном, Тихоокеанском и Балтийском флотах. Сегодня же он с нескрываемой гордостью рассказывает о своём училище:
– Калининградский филиал Нахимовского военно-морского училища функционирует с 1 сентября 2020 года. На настоящий момент у нас обучается 238 нахимовцев, полностью набраны 5, 6, 7-й классы. Теперь к нам каждый год будет поступать только 5-й класс. Строительство училища разделено на два этапа, вторым этапом будут построены ледовый каток, бассейн и стадион. На настоящий момент сданы спальный корпус, крытый спортивный комплекс, столовая, медицинский пункт и учебно-административный комплекс. К следующему году учебная база должна быть сдана полностью.
Учебная программа Нахимовского военно-морского училища отличается от программы обычной средней школы разве что привязкой занятий к морской тематике. Но, несмотря на свою молодость, Калининградский филиал НВМУ успел заслужить прочную репутацию образовательного заведения высокого уровня. Причин тому несколько. Одна из них – прекрасная материальная база.
– У нас высокая насыщенность специализированных аудиторий по таким предметам, как биология, физика, химия. Это настоящий комплекс для обучения! – продолжает Сергей Гришин. – Там сделано всё для того, чтобы нахимовец мог лично проверить на практике каждую формулу, каждый описанный в учебнике опыт. На каждого обучаемого есть отдельный микроскоп, полный набор измерительных приборов и лабораторного оборудования. Всё это сопряжено с компьютером, на который можно вывести график или составить диаграмму. Преподаватель – это оператор целой лаборатории.


В каждом классе установлены интерактивные доски – досок с мелом в училище нет! Есть доска для пояснений, на которой можно писать фломастером, но основная доска – интерактивная, учитель может на ней и писать, и рисовать, и высвечивать слайды, и показывать фильмы. Так что к преподавателям у нас очень высокие требования – каждый должен быть оператором компьютерной техники, каждый урок должен сопровождаться компьютерной презентацией.
По коридорам проходят преподаватели. В Калининградском филиале для них установлен дресс-код: отставные военные ходят в форме, женщины – в тёмно-синих деловых костюмах. Учителя – лицо любого учебного заведения, поэтому подбору преподавательского состава было уделено особое внимание: без хорошего учителя самая современная учебная база останется грудой дорогостоящего железа.

В Калининградском филиале Нахимовского военного училища начали готовить будущих покорителей Мирового океана

Наверное, одна из самых сильных сторон заведений начального военного образования в целом и Калининградского филиала НВМУ в частности – обширная система дополнительного образования.
– Его выбор в училище огромнейший, – поясняет начальник учебного заведения. – И всё оно – бесплатное! К сожалению, сейчас пандемия не даёт нам развернуться по спорту, но к нам уже приезжали представители областных федераций борьбы и бокса. Они готовы предоставлять тренеров – работать с нашими детьми на нашей базе. Плюс дополнительное образование в самом училище – и иностранный язык, и изобразительное искусство, и музыка, и робототехника, и акваробототехника, и авиасудомоделирование. Есть различные варианты дополнительного образования по самым востребованным технологиям: у меня самого разбегаются глаза от того, чем я хотел бы заниматься! Например, наш преподаватель робототехники Марина Кононенко – очень заинтересованная в своём деле женщина. Она даёт ребятам четыре конструктора – собрать четыре машинки из одного и того же набора деталей. Как собрать самую быструю? Это требует применения на практике знаний физических формул, математических расчётов, передаточных чисел, конструирования и всего тому подобного. Всё это нахимовец должен просчитать на компьютере и собрать машинку, которая обгонит остальные. Таким образом, знание даже основ робототехники даёт лучшее понимание учебной программы и навыки инженерной работы. В нашем училище на сегодняшний день работает 16 подразделов дополнительного образования, детям настолько интересно, что на все секции ученики просто не успевают! Плюс распорядок дня оставляет нахимовцу время только на пару кружков. Но, я думаю, что мы будем выравнивать распорядок и давать ребятам больше времени для занятий любимым делом…
И всё-таки задача Нахимовского училища – растить будущих моряков. В Калининградском филиале для этого созданы все условия.

– Наш класс навигационной и штурманской подготовки оснащён самым современным оборудованием, – говорит контр-адмирал запаса Гришин. – В классе подготовки капитанов маломерных судов стоит система «Мостик» с самой последней версией программного обеспечения. В классе такелажной морской подготовки изучают и азбуку Морзе, и флажный семафор, и вязание морских узлов, и шлюпку полностью –
с парусами и такелажем. Всё это ребята проходят уже с 5-го класса. Но это ещё не профессиональная ориентация, это игра. Именно через игру мы и пытаемся привить нахимовцам любовь к морю и кораблям. Ещё одна изюминка училища – интерактивный комплекс по географии и истории, подаренный министром обороны генералом армии Сергеем Шойгу и Русским географическим обществом. К нему прилагаются пять уроков, и сегодня перед каждым преподавателем поставлена задача разработать для этого интерактивного класса урок по своей дисциплине. В общем, есть масса возможностей, которые надо научиться использовать, творчески подходить к процессу обучения с использованием новейших технических средств.
В классе акваробототехики в середине помещения расположился то ли маленький бассейн с прозрачными стенами, то ли огромный аквариум. В нём нахимовцы испытывают различные варианты подводных роботов собственной разработки. На всё происходящее с портрета смотрит изобретатель акваланга и покоритель океанских глубин Жак Ив Кусто. Возможно, кому-то из учеников Калининградского филиала Нахимовского военно-морского училища предстоит превзойти достижения прославленного француза. Все условия для этого созданы!

– Преподавателей в училище отбирали по заслугам, – подчёркивает Сергей Геннадьевич. – Чтобы попасть к нам, нужно было иметь не только высшую категорию, но и личные достижения: показать высокий балл своих выпускных классов, иметь учеников – участников различных олимпиад и турниров. Работа у нас имеет много плюсов: это и высокая зарплата, и небольшие классы по 20 человек, и хорошая учебная база. Так что за время работы училища мы успели поучаствовать в нескольких калининградских олимпиадах, где стали победителями и призёрами. В общем, у наших педагогов хорошие перспективы в профессиональном плане: мотивированные дети плюс хорошая материальная база.

Фото из архива училища
Калининград