Чувство переднего края

image_print

По убеждению майора Василия Антипина, это состояние органично для каждого лётчика-истребителя.

Майор Василий АНТИПИН.

Он и сейчас отчётливо помнит те неповторимые минуты, когда впервые самостоятельно поднял самолёт в небо, помнит накатившее волной ликование: «Теперь мне подвластна вся эта мощь!» Это было ещё тогда – на третьем курсе Краснодарского высшего военного авиационного училища лётчиков. Сегодня майор Василий Антипин – заместитель командира авиационной эскадрильи 689-го истребительного авиационного полка морской авиации Балтийского флота, лётчик 1-го класса, кавалер ордена Мужества.

Право на небо
Недаром говорят – мир тесен. Когда-то именно в этом 689-м полку служил Алексей – старший брат Василия, ныне майор запаса. Всякий раз, приезжая в отпуск в родное село Антипино, что в Пермском крае, – непременно в военной форме, ладный, подтянутый – он привносил в повседневный, годами налаженный быт какую-то особую армейскую нотку, чёткий порядок во всём. Не заразиться этим было невозможно, и к окончанию школы Василий твёрдо знал, что он, как и старший брат, будет военным лётчиком. Но не просто лётчиком, а истребителем!
Курсантские годы промчались быстро. Первым местом офицерской службы стал аэродром Дорохово в Тверской области, где базировался 611-й истребительный авиаполк. Как раз в то время, когда на календаре был 2007 год, после длительных перебоев улучшилась ситуация с топливом, самолёты стали подниматься в воздух. Первыми это право получили истосковавшиеся по небу майоры и капитаны, молодых же лейтенантов отправили в Липецкий авиацентр для освоения Су-27.
– После переучивания вернулся в полк, сдал зачёты и заступил на своё первое боевое дежурство по ПВО, – рассказывает Василий Ефимович. – С той минуты я, можно сказать, и стал полноправным лётчиком-истребителем. Обстановка тогда была относительно спокойной, время от времени работали по контрольным целям. Потом началась реформа: из трёх полков авиадивизии сделали один. В него включили и наш бывший полк, ужатый до эскадрильи. Все опытные лётчики ушли, нам их на первых порах очень не хватало – и в плане передачи мастерства, опыта, и в плане создания того особого микроклимата, стержнем которого является живая связь поколений.
Но главным на тот момент для лётчика была возможность летать. А в небо Василий и его сослуживцы поднимались теперь часто. Полк базировался в Хотилове, в полутора сотнях километров от Твери. Народ был молодой, азартный, чтобы с толком проводить досуг, обустроили спортзал. Зимой заливали хоккейную коробку, летом, сменившись с боевого дежурства, спешили на природу и рыбалку.
Но уже летом 2012-го поступил приказ о переводе старшего лейтенанта Антипина в Калининград, в истребительную эскадрилью, – это было всё, что осталось от 689-го полка после его реформирования.

Столько за это время перевидал иностранных военных самолётов, в основном разведчиков, что увиденного хватило на составление объёмного каталога «потенциальных друзей»

Урок для воздушного шпиона
– Через неделю я уже летал, служба на новом месте нравилась. Когда летишь над морем, особенно ночью, красота неописуемая. Полётов было так много, что на семью времени почти не оставалось.
Когда в октябре, с началом реконструкции аэродрома Чкаловск, Василия перевели в город Черняховск, с женой Евгенией и сыном Ильёй он виделся ещё реже – в лучшем случае раз в неделю. Боевые дежурства и вылеты дежурного звена, учебно-тренировочные полёты, вылеты по спецзаданию шли сплошной чередой, четыре года пролетели одним мигом. За это время перевидал иностранных военных самолётов, в основном разведчиков, столько, что увиденного хватило на составление объёмного каталога «потенциальных друзей», с которыми имел разведку в воздухе.
В 2016 году майор Василий Антипин стал слушателем командно-штабного факультета ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия имени Адмирала Флота Советского Союза Н.Г. Кузнецова». Но это мы уже забегаем вперёд, а потому вернёмся в апрель 2015 года – к событию, пройти мимо которого никак нельзя.
В тот памятный день Василий Антипин, находясь на боевом дежурстве по ПВО, поднялся на перехват очередного самолёта-разведчика – американского ­RC-135, вплотную приблизившегося к нашим воздушным границам. Натовские самолёты-шпионы вообще ведут себя достаточно бесцеремонно, этот же американец выделялся особой навязчивостью и нахальством. Прилетал чуть ли не каждый день. Двигаясь в нескольких километрах от линии границы, провоцировал на активную работу наши РЛС, чтобы снять их параметры и точные координаты. При приближении поднятого по боевой тревоге российского истребителя неторопливо удалялся от «красной черты».
Вот и теперь воздушный шпион действовал по трафаретному сценарию. Увидев мчавшийся к нему Су-27, стал привычно уходить в сторону моря. По команде с пункта управления Антипин вышел в заданную полусферу. Продолжая сближение, произвёл классификацию цели. Чтобы погасить инерцию движения и выравнять свою скорость со скоростью разведчика, а заодно и урезонить назойливого визитёра, выполнил резкий искусный манёвр, который, судя по реакции американского пилота, изрядно его напугал. RC-135 тут же развернулся и полетел в сторону Литвы. Несколько недель американец вообще не показывался у наших границ, потом заявился снова, однако на рожон больше не лез.
– Вернувшись, доложил о выполнении задания. Через какое-то время читаю в новостях информацию о том, что некий российский Су-27 непрофессионально перехватил американского воздушного разведчика, – вспоминает Василий Ефимович. – Насчёт «непрофессионально» – это они, конечно, загнули. Что же касается резонанса, вызванного этой историей, то ни я, ни мои командиры тогда не знали, как на это отреагируют наверху. Реакция «сверху» расставила все точки над «i» – за решительность действий капитан Василий Антипин был награждён орденом Мужества.

Положение обязывает
Учёба в академии ознаменовалась радостным для семьи Антипиных событием: на свет появилась дочка Люба, так что в Калининград летом 2018-го возвращались уже вчетвером. Осенью эскадрилья опять стала базироваться на аэродроме Чкаловск, в конце года на её основе был возрождён 689-й истребительный авиационный полк, и командира звена майора Василия Антипина назначили заместителем командира эскадрильи.
– Круг командирских обязанностей заметно расширился, теперь я отвечаю за уровень лётной подготовки своих подчинённых, притом что количество боевых дежурств осталось неизменным. Служебное положение обязывает не только везде успевать, но и постоянно самосовершенствоваться. Хорошую теоретическую базу для этого дала академия, ну а практикой мы и так не обделены, интенсивность службы в последние годы очень высока. К этому нужно добавить чувство переднего края, ответственности за воздушные рубежи страны, которое, убеждён, свойственны каждому лётчику-истребителю.
К нынешнему дню более половины пилотов эскадрильи – лётчики первого класса. У остальных, если не считать только что пришедшего молодого лётного пополнения, второй класс. Молодых лейтенантов давно уже ждали и тщательно готовились к их встрече, за каждым новичком (это общая для полка практика) закреплён опытный наставник. Одним из таких наставников стал майор Василий Антипин – настоящий, по мнению заместителя командира полка по военно-политической работе подполковника Сергея Каинова, профессионал, всегда достигающий поставленной цели.
Через два-три года молодёжь вольётся в общий строй. Всё это время нынешних лейтенантов будут учить не только лётному мастерству, но и умению нестандартно мыслить, мгновенно принимать решения и действовать сообразно быстро меняющейся обстановке. Иными словами, всему тому, что делает лётчика-истребителя полноправным хозяином неба.

Владислав ПАВЛЮТКИН, «Красная звезда» 

Фото автора и из архива полка
Калининград