Дорога длиною в век

image_print

Уникальное автотранспортное подразделение отметило юбилей.

Они были первыми. 1921 г. Фото из архива автобазы МО РФ.

25 октября исполнилось 100 лет со дня образования ордена Красной Звезды автомобильной базы Министерства обороны Российской Федерации. Накануне юбилея корреспондент «Красной звезды» встретился с председателем совета ветеранов автобазы МО РФ полковником в отставке Владимиром Григорьевичем Фоминым, активными членами ветеранской организации генерал-майорами в отставке Владиславом Ивановичем Василевским, Владимиром Ивановичем Буренко, полковниками в отставке Николаем Петровичем Рассказовым, Евгением Борисовичем Журавлёвым и Николаем Петровичем Макуриным, от которых узнал об истории становления и основных этапах функционирования этого уникального подразделения.

7 сентября 1918 года был утверждён штат авточасти (гаража) при Службе связи Реввоенсовета Республики, а 25 октября этот штат объявлен приказом РВС. С этого дня и ведётся отсчёт летописи автобазы. От гаража, насчитывавшего тогда всего 12 легковых и 3 грузовых автомобиля, а также 3 мотоцикла, до «Образцового предприятия города Москвы» автобаза Мин­обороны прошла славный боевой и трудовой путь. Заметную роль в её становлении сыграли одни из первых руководителей – А.П. Сахаров, А.В. Гладков, Ф.М. Межеумов.
В прошедшие десятилетия водителям приходилось трудиться в различных условиях, в том числе нередко связанных с риском для жизни. Многие неоднократно выезжали на фронты Гражданской войны для обеспечения деятельности членов Реввоенсовета Республики, командующих фронтами и армиями.
После войны автомобильный парк автобазы пополнился квалифицированными кадрами, новыми машинами и оборудованием. Очередную проверку на боеспособность и сплочённость коллектив прошёл в период боёв в районе озера Хасан и реки Халхин-Гол.
«Чудо-богатыри – шофёры делали практически невозможное», – так оценил работу автомобилистов в то время командарм 1 ранга Георгий Жуков, руководивший военной операцией на Халхин-Голе.
Труднейшим экзаменом на профессиональную зрелость и верность долгу для автобазы стала Великая Отечественная война. В её первые дни для отправки на фронт были сформированы две колонны легковых, грузовых и специальных автомобилей. На битву с врагом ушли более 200 водителей.
Один из лучших водителей автобазы А.В. Чучелов в октябре 1941 года, в самый напряжённый период обороны Москвы, был направлен в распоряжение командующего Западным фронтом генерала армии Г.К. Жукова. В один из выездов он с полководцем за двое суток объехал прифронтовые города Гжатск, Малоярославец, Кубинку, Медынь. На короткое время вернувшись для доклада в Москву, уже на следующий день они снова были в передовых частях. Впоследствии А.В. Чучелов вместе с Г.К. Жуковым, уже маршалом, прошёл, вернее проехал, фронтовыми путями от Москвы до Берлина. После окончания Великой Отечественной войны проверенный в боях водитель, а также его сын длительное время трудились в родном коллективе.

Для участников Ялтинской конференции были отобраны 14 лучших водителей и подготовлено 20 автомобилей

7 ноября 1941 года водители автобазы приняли активное участие в обеспечении подготовки и проведения исторического парада на Красной площади и торжественного собрания трудящихся Москвы на станции метро «Маяковская». При контрнаступлении под Москвой база отправила на фронт отряд добровольцев, среди которых были и имевшие бронь. Автобазовцы самоотверженно трудились на Дороге жизни, под обстрелами врага доставляя в осаждённый Ленинград продовольствие и другие грузы, необходимые для спасения людей.
Ушедших сражаться мужчин за рулём автомобилей и в ремонтных мастерских заменили женщины. Их трудовые подвиги в годы войны – одна из самых ярких страниц в истории автобазы.
Большой боевой путь начиная с 1943 года прошла, к примеру, Марфа Алексеевна Горностаева. Сначала она попала на Степной фронт, участвовала в боях на Курской дуге. Дошла до Берлина, освобождала Прагу. Войну закончила в Австрии. После демобилизации работала в отделах и управлениях Министерства обороны, из них 25 лет – в филиале автобазы Минобороны. Её фронтовой путь отмечен орденом Отечественной войны, медалями «За взятие Берлина», «За освобождение Праги» и многими другими наградами и знаками отличия. Подобных примеров множество.
За ратные и трудовые свершения автобаза НКО в 1944 году была награждена орденом Красной Звезды. Высоких государственных наград удостоились 216 работников автобазы из числа водителей и сотрудников, а её начальник Г.Г. Ежов был награждён орденом Ленина.
О значимости выполняемых автобазой задач свидетельствует то, что Верховный Главнокомандующий И.В. Сталин личной телеграммой поздравил начальника автобазы и коллектив с награждением.
Отдельной страницей в биографию автобазы вписано автотранспортное обеспечение Ялтинской конференции глав союзных держав. Для Ялты были отобраны 14 лучших водителей и подготовлено более 20 автомобилей. В сложных условиях Крыма они заранее изу­чили все предстоящие маршруты движения, что в значительной мере помогло успешно выполнить задачу государственной важности.
В послевоенный период на автобазу прибыло много опытных водителей-фронтовиков. Их отличали особая преданность долгу и ответственность за порученное дело.
Мои собеседники специально отметили, что на автобазе всегда умели не только эксплуатировать технику, но и качественно её ремонтировать. Собственная ремонтная база стала по существу мини-заводом, где изготавливались разнообразные запчасти, вплоть до сборки автомобильных кузовов.
Начиная с 1953 года автобаза неоднократно демонстрировала свои технические достижения на главной выставке страны, за что награждена 15 дипломами ВДНХ, а лучшие изобретатели и рационализаторы – 198 золотыми, серебряными и бронзовыми медалями. Многие удостоены почётных званий. К примеру, на 108 изобретений получены авторские свидетельства. Водители автобазы участвовали более чем в 40 конкурсах «За безопасность движения» в городе Москве и 36 раз награждались кубками и почётными дипломами. Свыше шести десятков водителей носили звание «Лучший водитель города Москвы», в том числе первый из них – Анатолий Георгиевич Краснов.
Самый главный ресурс, позволявший качественно решать все поставленные задачи, – это люди, беззаветно преданные своему делу, профессионалы высочайшего класса, отдавшие автобазе многие годы жизни и заслуживающие особых слов признательности – таково общее мнение ветеранов.
Собеседники особо отметили Ивана Васильевича Герасимова, проработавшего в родном коллективе 65 лет. Во время Великой Отечественной войны он самоотверженно трудился в оперативной группе Отдельной приморской армии, многие годы был водителем начальника Тыла Вооружённых Сил СССР генерала армии А.В. Хрулёва
Екатерина Сергеевна Корягина в суровом 1942 году добровольно ушла в армию. После окончания курсов шоферов поступила на автобазу, где её, как одного из наиболее дисциплинированных и грамотных водителей, привлекали к обслуживанию самых ответственных мероприятий по линии ГКО и Наркомата ВМФ. На своём автомобиле она не раз отправлялась в прифронтовые районы, зачастую под разрывами бомб и снарядов. Военную службу Екатерина Сергеевна закончила в 1945 году старшиной 2-й статьи и осталась на ставшем родным предприятии, где 65 лет продолжала трудиться непосредственно за рулём. Как и многие из мужчин, имела звание «Лучший водитель города Москвы».
Военный водитель Василий Филиппович Онищенко попал на фронт в 1943 году. Дошёл до Берлина. Прибыл на автобазу в 1947 году в звании старшего сержанта и вскоре стал одним из лучших рационализаторов и изобретателей. Он трудился на автобазе 63 года.
Более 50 лет работали на орденоносной автобазе Иван Михайлович Грищенко, Александр Васильевич Мироненко, Лев Борисович Азерьер, Георгий Фёдорович Стрельников и многие другие ветераны, своим трудом ковавшие её авторитет.
Ветераны дружно отметили: несмотря на то, что 8 лет тому назад автобаза как отдельная штатная единица была реорганизована, богатейший опыт, накопленный многими поколениями её руководителей, водителей и механиков, продолжает работать на благо обороны страны.
Сегодня сотни водителей 147-й автобазы Минобороны РФ достойно продолжают и умножают традиции героических предшественников.
«Красная звезда» поздравляет ветеранов орденоносной автобазы Министерства обороны Российской Федерации с вековым юбилеем. Крепкого здоровья и долголетия вам! Оставайтесь в строю, передавайте молодым свой бесценный профессиональный и жизненный опыт.

Олег ГРОЗНЫЙ, «Красная звезда»