Едины парус и душа, судьба и Родина – едины!

image_print

Служба на кораблях, командование экипажами и реальная боевая работа дали капитану 2 ранга Виктору Васильеву значительный опыт и открыли большие перспективы.

 

Капитан 2 ранга Виктор ВАСИЛЬЕВ.

Свою мечту стать командиром корабля Виктор Васильев осуществил в 33 года. Причём возглавил он экипаж самого большого на сегодняшний день десантного корабля ВМФ России – БДК «Иван Грен». И это, как считает сам офицер, и удача, и ответственность одновременно.

По стопам старших
Виктор Васильев продолжает воинскую династию уже в пятом поколении. Флотскую стезю он избрал вслед за отцом и дедами. Его отец, контр-адмирал (ныне уже запаса) Сергей Игоревич Васильев, прослужил в соединении ракетных кораблей Северного флота от лейтенанта до капитана 1 ранга. Был командиром эскадренного миноносца «Бесстрашный» (сейчас – «Адмирал Ушаков»), тяжёлого атомного ракетного крейсера «Пётр Великий». Под его руководством прибывший на Северный флот крейсер прошёл второй этап государственных испытаний, после чего на ТАРКР был поднят военно-морской флаг. После перевода на Дальний Восток Сергей Игоревич командовал дивизией ракетных кораблей Тихоокеанского флота. Военную карьеру завершил в адмиральском звании, уйдя в запас с должности начальника военно-морского управления Восточного военного округа.
Дед нашего героя, капитан 2 ранга Игорь Васильевич Васильев, в своё время преподавал на артиллерийском факультете Калининградского высшего военно-морского училища. Другой дед, по материнской линии, капитан 1 ранга Гелий Адольфович Малиновский завершил военную службу в должности заместителя начальника оперативного управления штаба Балтийского флота.
– Родился я в Ленинграде: здесь отец служил на строящемся эскадренном миноносце 956 проекта, – говорит Виктор Васильев. – Рос в особой атмосфере, военно-морской. Видимо, поэтому ещё в детстве и зародилась мечта стать командиром корабля.
Переехав в двухлетнем возрасте вместе с родителями в Североморск, Виктор полюбил этот город на всю жизнь. Он и сегодня убеждён: любой, кто побывает здесь, обязательно захочет вернуться.
– Североморск затягивает, это я по себе знаю, – улыбается Виктор Сергеевич. – Я сюда привёз супругу, которая дальше Калининградской области никогда не выезжала. Так вот она к нашей флотской столице буквально прикипела душой. А всё просто: этот город очень комфортен и для жизни, и для службы.
Виктор Васильев окончил в Североморске среднюю школу
№ 12, получил здесь хорошую базу знаний. В аттестате блистали пятёрки, а кроме того, отличился парень и в спорте. Входил в состав городской юношеской сборной по баскетболу, был четырёхкратным чемпионом Североморска по лёгкой атлетике, бронзовым призёром Мурманской области по полиатлону (вид спортивного многоборья).

Постижение флотской науки
Ещё в школе Виктор твёрдо определился с выбором профессии. Решил, что учиться пойдёт на факультет артиллерийского и зенитно-ракетного вооружения надводных кораблей Калининградского высшего военно-морского училища. Кстати, этот факультет моряки не без оснований называют между собой «факультетом командиров кораблей». Именно это направление окончил когда-то отец Виктора, здесь же когда-то преподавал дед.
Слушая курсантские байки отца, его рассказы об учёбе, о предметах, юноша не сомневался, что учиться ему будет интересно. Других вариантов выбора жизненного пути он не рассматривал, хотя некоторые родственники ближе к окончанию школы стали агитировать за гражданский вуз…
– На уговоры я не поддался. Кстати, уже по прошествии времени выяснилось, что то была своего рода «проверка на вшивость», – уточняет Виктор Сергеевич. – Оба моих деда были счастливы, что я избрал военную стезю. К сожалению, Игорь Васильевич не дожил до зачисления меня в училище… А вот дедушка по линии мамы, впервые увидев меня в курсантской форме, даже проронил слезу. Очень жаль, что отмеренный ему судьбой жизненный путь оборвался до моего выпуска.
О том, насколько ответственным был курсант Васильев, говорит такой факт: сразу после поступления он был назначен старшиной. На вчерашнего школьника лёг груз ответственности не только за себя, но и за их курсантское подразделение, за три с лишним десятка ребят.
– Мне было сложнее, чем другим, и учиться, и служить, – признаётся Виктор Васильев. – На протяжении всего периода обучения я чувствовал к себе повышенное внимание. На руководящих должностях в вузе было немало однокурсников отца. И они справедливо ожидали от меня таких же блестящих результатов. К слову, отец и дед окончили училище с золотыми медалями.
Виктор Сергеевич вспоминает, как на первом же занятии по высшей математике преподаватель Инна Григорьевна Лурье поинтересовалась, кем ему приходится Сергей Игоревич Васильев. Когда выяснила, то несколько раз за лекцию спросила по предмету, а в конце занятия… влепила двойку! Со словами: «Запомните, молодой человек, – ваш отец был у меня лучшим знатоком математики. И вы тоже станете лучшим».
Знания он постигал с интересом. Налегал на освоение вооружения и техники, сравнивая представленные образцы с оружием, которое видел на кораблях Северного флота. Любимым предметом была «Материальная часть корабельной артиллерии». Увлечение специальностью привили преподаватели артиллерийской кафедры капитаны 2 ранга Костюк, Мельников, а также капитан 1 ранга Коровко, которых Виктор Васильев и поныне вспоминает с благодарностью. Большую помощь в учёбе оказал дядя, капитан 1 ранга запаса Александр Андреевич Недилько, в своё время руководивший военно-научной группой оперативного управления штаба Балтийского флота.
– Учился я осознанно, понимал, что эти знания мне реально понадобятся, – объясняет Виктор Сергеевич. – Мне ведь в отличие от многих других курсантов повезло: до поступления в вуз я не только бывал на кораблях, но даже выходил на них в море. Когда учился в седьмом классе, отец взял меня на двухдневный выход в Баренцево море. Моему восторгу тогда не было предела, и это чувство я запомнил на всю жизнь. Причём на эскадренном миноносце «Бесстрашный», на котором мы тогда совершали поход, меня переодели в робу и побрили налысо. А на стоянке на североморском рейде мне даже позволили дублировать вахтенного офицера в ходовой рубке с нуля до четырёх часов утра. После подъёма экипажа я доложил отцу, что узнал, чему научился за вахту.
Наверное, поэтому, став курсантом, Виктор так ждал начала корабельной службы. На пятом курсе ему довелось пройти стажировку на тяжёлом авианесущем крейсере «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов». Мир тесен: ту флотскую практику курсанта курировал командир дивизиона ракетно-артиллерийской боевой части (БЧ-2) Игорь Никитин – ныне командир ТАРКР «Пётр Великий», капитан 1 ранга. Именно после той стажировки Виктор Васильев окончательно убедился в том, что служить он хочет именно на Северном флоте.

Офицерское становление
В 2006 году ему были вручены лейтенантские погоны и диплом инженера по эксплуатации корабельных систем вооружения. По распределению прибыл на тот самый ТАРКР «Пётр Великий», где принял должность инженера зенитной ракетной батареи «Кинжал». Тогда молодой офицер даже не представлял, насколько сложно окажется служить на флагмане Северного флота. Сложно было в том числе и потому, что командиром этого корабля в своё время был его отец.
– Как ни старался я проявить себя, меня воспринимали как сына командира корабля, – с иронией вспоминает Виктор Сергеевич. – Отца уважали в дивизии за его профессионализм, большой опыт дальних походов. Я же словно был в его тени… При этом любая мелочь, которая не замечалась в отношении других, в моём случае возводилась до уровня непростительной ошибки.
Спустя время флотская судьба совершила крутой поворот. Новым местом службы офицера стал Дальний Восток. Здесь, на берегу залива Советская Гавань, базировался отдельный дивизион кораблей охраны водного района, в состав которого входили тральщики и малые противолодочные корабли. Старший лейтенант Васильев получил назначение на «береговую» должность начальника техотдела технической базы вооружения. Однако уже через год по собственному желанию он всё же перевёлся на боевой корабль, став помощником командира базового тральщика БТ-215. Хотя это было назначение с понижением, офицер искренне радовался возможности выходить в море.
Спустя ещё два года Васильева перевели на аналогичную должность на малый противолодочный корабль «Советская Гавань», главное предназначение которого – поиск, обнаружение и уничтожение подводных лодок противника в прибрежных районах.
– Вспоминаю, как в составе отряда боевых кораблей ТОФ мы принимали участие в оперативно-стратегическом учении, – рассказывает Виктор. – Тогда наш МПК, следуя через Японское и Охотское моря, вышел в Тихий океан и отправился к берегам Камчатки. Конечно, на океанских просторах «Советскую Гавань» качало сильно, но нам, противолодочникам, к штормам было не привыкать.
Поход проходил под командованием командира МПК «Советская Гавань» капитана 3 ранга Павла Волкова. Виктор Васильев признаётся, что многому научился у этого офицера. Перенял от него как командирскую дальновидность, взвешенность решений и требовательность к личному составу, так и человеческое отношение к подчинённым.
– Своим примером Павел Сергеевич показал, что командир должен быть для подчинённых не только наставником, но и старшим товарищем. Таким, за которого экипаж готов, что называется, и в огонь и в воду, – подчёркивает Виктор Васильев.
Ещё через год перспективного офицера направляют в Санкт-Петербург на обучение в Военный институт (дополнительного профессионального образования) ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия», на факультет командиров кораблей. Видя старательность и целеустремлённость, Виктора Васильева сразу же назначают старшим офицером учебной группы командиров противолодочных кораблей. То есть он и здесь принимает командование на себя.

Командир должен быть для подчинённых не только наставником, но и старшим товарищем. Таким, за которого экипаж готов, что называется, и в огонь и в воду

Новые походы, новый опыт
Затем – вновь Северный флот, должность помощника командира БПК «Адмирал Левченко» Кольской флотилии разнородных сил СФ. В 2013–2014 годах этот корабль принял участие в дальнем походе в Средиземное море, который длился семь месяцев, став одним из самых продолжительных в новейшей истории ВМФ России. Тогда БПК «Адмирал Левченко» действовал в составе оперативного соединения боевых кораблей. По единому замыслу были проведены многочисленные тренировки с боевыми единицами Тихоокеанского, Балтийского и Черноморского флотов, отработаны совместные задачи на межфлотском уровне.
Одновременно с этим экипаж БПК «Адмирал Левченко» под командованием капитана 1 ранга Игоря Крохмаля принимал участие в операции по обеспечению безопасности транспортировки химического оружия из Сирии. Эти мероприятия выполнялись в тесном взаимодействии с международными организациями, в том числе миссиями ООН в Сирийской Арабской Республике и на Кипре, сотрудниками Организации по запрещению химического оружия.
– Тот поход мне памятен ещё одним важным событием, – вспоминает Виктор Васильев. – 9 мая 2014 года «Адмирал Левченко» проследовал черноморские проливы, а день спустя торжественно зашёл в Севастополь, став первым российским кораблём
1 ранга не Черноморского флота, ошвартовавшимся в городе русских моряков. На всю жизнь запомнилось, как на верхней палубе нашего БПК в парадной форме застыл построенный экипаж. «Адмирал Левченко» медленно скользил по воде под звучащий по трансляции гимн города «Легендарный Севастополь». А в Севастопольской бухте в парадном строю нас встречал, пожалуй, весь Черноморский флот: его корабли находились здесь в связи с празднованием Дня Победы. С берега нас приветствовали горожане: приём был потрясающий!
Обратно в Заполярье моряки вернулись в июле, а в начале сентября вновь отправились в плавание. На этот раз к Новосибирским островам. Арктический поход отряда кораблей и судов обеспечения Северного флота проходил как раз во главе с БПК «Адмирал Левченко». Важнейшим мероприятием тогда стало учение по охране островной зоны и морского побережья. В манёврах была задействована тактическая группа Северного флота, доставленная на архипелаг Новосибирских островов. Личный состав «Адмирала Левченко» успешно выполнил в высоких широтах комплекс зенитных и ракетных стрельб. Расчёты отработали боевые упражнения зенитным ракетным комплексом «Кинжал», а также артиллерийскими установками АК-100 и
АК-630. Противолодочники поразили все воздушные (имитируемые) и морские цели, доказав эффективность внедрённой на флоте программы боевой подготовки.

Виктор Васильев продолжает воинскую династию уже в пятом поколении. Флотскую стезю он избрал вслед за отцом и дедами

Служба на десантных кораблях

Большой десантный корабль «Иван Грен».

С 2015 года Виктор Васильев продолжает офицерскую биографию уже в бригаде десантных кораблей Кольской флотилии разнородных сил Северного флота. Став старшим помощником командира БДК «Кондопога», он вместе с экипажем совершил два дальних похода в Арктику, участвовал в выполнении учебно-боевых задач в морских полигонах флота.
Значительный опыт старпом получил, когда в 2015 году большие десантные корабли «Кондопога» и «Георгий Победоносец» впервые зашли в Енисей, приняв участие в высадке десанта на необорудованное побережье в районе порта Дудинка. Было это в рамках межвидового тактического учения по обороне стратегически важного промышленного объекта в Арктике.
Через год Васильева перевели на БДК «Георгий Победоносец», который вскоре отправился в Средиземное море в свой самый продолжительный поход – на 11 месяцев. Тогда североморцы прошли 45 тысяч морских миль, что позволило бы дважды обогнуть экватор.
В течение 2016–2017 годов моряки выполняли задачи по предназначению преимущественно в Средиземном и Чёрном морях. Корабль отвечал за доставку грузов из Новороссийска в сирийский порт Тартус в целях обеспечения российской группировки в Сирии. Командование Северного флота оценило выполнение задачи на отлично. Корабль многократно совершал переходы из Чёрного моря в Средиземное и обратно, каждый раз с ювелирной точностью проходя сложные для мореплавания проливные зоны.
С жаркого юга – на суровый север. Спустя время БДК вновь направился в Арктику, на Новосибирские острова, в порт Дудинка. Выполнение задач по предназначению, участие в учениях – в общем, обычные морские будни…

Воплощение командирской мечты
В ноябре 2017 года Виктор Васильев был назначен командиром нового большого десантного корабля «Иван Грен».Принимать дела и должность он отправился в Калининград, прибыв сюда за несколько дней до начала государственных испытаний.
Строительство этого головного корабля проекта 11711 велось на судостроительном заводе «Янтарь». Спуск на воду состоялся в мае 2012 года, но ввод БДК в строй состоялся не сразу. Как и положено, были проведены швартовые и заводские ходовые испытания, осуществлена наладка оборудования. Ввод в строй боевой единицы продвигался непросто. Невское проектно-конструкторское бюро, которое проектировало этот корабль, а также судостроительный завод «Янтарь», построивший его, постепенно решали все вопросы. Многократные проверки морем на Балтике позволили отладить работу всех систем и механизмов, добиться соблюдения параметров, заявленных проектировщиками.
– Корабль уникальный, и все его возможности нам ещё предстоит открыть, – отзывается о вверенном ему БДК капитан 2 ранга Виктор Васильев.
«Иван Грен» – самый большой десантный корабль в Военно-морском флоте России. Он отличается от своих «собратьев» даже внешне, своими габаритами. Длина – 120 метров, ширина – 16,5, осадка – 3,6 метра. Водоизмещение превышает 5 тысяч тонн, при этом БДК способен развивать скорость хода до 18 узлов и рассчитан на дальность плавания 3,5 тысячи миль. В автономном плавании корабль может находиться до 30 суток.
В начале лета 2018 года приёмочная комиссия подписала акт о завершении государственных испытаний, на корабле был поднят Андреевский флаг и он вошёл в состав Северного флота. В конце июля «Иван Грен» достойно представил флот на Главном военно-морском параде в День ВМФ в Санкт-Петербурге.
Спустя три месяца БДК «Иван Грен» совершил межфлотский переход с Балтийского моря в Баренцево и впервые оказался за Полярным кругом. Теперь кораблю – новостройке предстоит подтверждить свою боевую мощь в северных условиях.
– Уже на этапе межфлотского перехода стало ясно, насколько хороши управляемость корабля, его мореходность, остойчивость, а также вместительность, – не без гордости отмечает командир БДК. – Средства связи и освещения обстановки, установленные здесь, на несколько порядков выше, чем на прежних кораблях такого же класса. На достойном современном уровне обеспечены условия по обитаемости и живучести.
На этом БДК могут разместиться не менее трёхсот морских пехотинцев (штатный экипаж корабля – сто моряков). Здесь можно перевозить 13 боевых танков массой до 60 тонн либо 36 бронетранспортёров. Примечательно, что имеются крытый ангар и площадка для вертолётной техники. Корабль может принять сразу две винтокрылые машины – транспортно-боевых Ка-29 или поисково-спасательных Ка-27.
– За время ввода корабля в строй часть экипажа сменилась. Остались только те, кто не боится трудностей и действительно хочет служить, – отмечает командир. – Уровень мастерства и профессионализма личного состава ощутимо вырос. Что же касается моих требований к подчинённым, то для меня главное дисциплина и ответственность. Всё остальное можно осилить в процессе службы.
Сегодня экипаж БДК «Иван Грен» под командованием капитана 2 ранга Виктора Васильева сдаёт курсовые задачи. После этого корабль войдёт в состав сил постоянной готовности флота и начнёт бороздить северные моря.
…И хотя служба оставляет совсем мало свободного времени, Виктор Васильев знает, что семья – супруга Екатерина и 9-летняя дочь Алёна – его понимает и поддерживает. За плечами у офицера – семь дальних походов, четыре из которых он совершил в должности старпома, в том числе в Арктику и Средиземное море.
Планируется, что в летний период обучения «Иван Грен» впервые отправится решать задачи в дальней морской зоне. Предстоящая боевая служба станет для нашего героя первой в должности командира корабля, вот почему удача, которой ему хочется от души пожелать, не станет для этого офицера, потомственного военного моряка, лишней.

Североморск

Ольга ВОРОБЬЕВА, «Красная звезда» 

Фото Льва Федосеева и из архива В. Васильева