Философский взгляд через призму прошлого в будущее

image_print

участника Великой Отечественной войны, недавно отметившего своё 103-летие.

Добровольцы, вступившие в 1941 году в народное ополчение Ленинграда.

Генерал-майор в отставке Степан ТЮШКЕВИЧ – давний друг нашей газеты. Он внимательно следит за всеми публикациями, нередко сам выступает в роли автора. Ему есть о чём рассказать читателям. Степан Андреевич – легендарная личность и блестящий учёный современности. Недавно вышла в свет его книга под названием «Мой век. Опыт преодоления и созидания». Это и стало отправной точкой для нашего очередного разговора.

– Степан Андреевич, чтобы перечислить все ваши достижения и регалии, не хватит и страницы. Доктор философских наук, профессор, заслуженный деятель науки РСФСР, лауреат Государственной премии СССР… Заслуг немало. На счету более 500 военно-исторических и философских научных трудов. И вот ещё одна книга. Что подвигло вас взяться за работу над ней?
– Я долго размышлял о теоретической и практической целесообразности этого труда, ведь в 2007 году уже была издана моя книга «Долг и память». Это не просто автобиографическое произведение. В ней аккумулированы мои мысли о времени и людях, о великой Советской стране, ценностях и опорных точках жизни и развития, о войне и мире. Недавно, перечитав эту книгу, я пришёл к выводу, что хотя многие её положения не утратили актуальности, всё же есть вопросы, которые хотелось бы уточнить, дополнить, усилить. Поэтому и решился на переработку, развитие этой книги и издание её под новым названием.
– Одним из главных направлений ваших научных изысканий была и остаётся тема Великой Отечественной войны, победы советского народа над фашизмом, их месте и роли в истории Отечества и всего мира.
– Это определено личной судьбой. 4 июля 1941 года я добровольно вступил в народное ополчение Ленинграда. Прошёл войну, что называется, от звонка до звонка. Воевал в составе Ленинградского, Волховского, 3-го Украинского фронтов. Кому, как не мне, рассказывать молодёжи правду о событиях Великой Отечественной войны? Ведь ныне развёрнута массированная атака на умы подрастающего поколения, прошлое извращается, очерняется. Наши потомки не вправе, не могут даже ставить под сомнение тот факт, что именно многонациональный советский народ стал главным творцом Великой Победы над фашизмом и милитаризмом во Второй мировой войне.
Великая Отечественная война – не просто один из эпизодов национальной истории. Это событие, память о котором навсегда останется краеугольным камнем нашей идентичности.
Ход и исход войны показал историческую обречённость фашистского проекта. Гитлер смог покорить Европу, но нападение на СССР стало началом неизбежного конца нацизма. Красная советская держава сокрушила коричневый Третий рейх потому, что была жизнеспособнее и сильнее. Таким её сделала идея социальной справедливости. Именно она преобразила Россию, создала принципиально иное государство, помогла преодолеть болезни роста, сформировала советский народ, ставший одним из главных политических субъектов мирового исторического процесса. При этом и «старая» Россия не исчезла. Она передала свои лучшие черты и духовную сущность молодой преемнице, зримо подтвердив тем самым правоту законов диалектики.
В годы войны общий патриотический подъём объединил все социальные группы общества, нации и народности нашей страны, что породило невиданное и невозможное в прошлом социально-политическое сплочение населения, дружбу народов, единство фронта и тыла. Советский Союз превратился в единый боевой лагерь.
Великая Отечественная война по своему характеру, масштабам и ожесточённости борьбы не имеет аналогов в истории. Она опалила каждую семью, оставив на века глубокие и незаживающие раны. Потребовалось колоссальное напряжение народных сил, чтобы восстановить страну. Однако высокий смысл и значение Великой Отечественной войны определили не столько утраты, сколько обретения. Главными из них стали сохранение нашего народа и его социального выбора, спасение всей человеческой цивилизации.

Генерал-майор С.А. Тюшкевич среди коллег в Институте военной истории Министерства обороны СССР.

– Сейчас, когда обстановка в мире чревата новыми войнами, актуален ли опыт Великой Отечественной?
– История – лучший из учителей. Прошлое помогает понять, осмыслить настоящее и предвидеть будущее, определить наиболее эффективные формы и методы деятельности в различных условиях. Но в прошлом надо искать не пепел, а огонь. Исторический пепел – это то, что изжило себя, а огонь – это то, чему суждено продолжить неодолимый процесс развития на новой, более высокой ступени.
Из опыта Великой Отечественной войны можно и нужно извлечь уроки, полезные при решении насущных задач в разных сферах жизни нашего общества. Я выделяю три группы уроков: утверждающие, обязывающие (императивные) и напоминающие (предупреждающие).

Только в преемственности героических традиций, высоких идеалов я вижу мощный позитивный потенциал и действенную предпосылку для духовного, нравственного развития российского общества

Гвардии капитан С. Тюшкевич со своим боевым товарищем.

Утверждающие уроки минувшей войны отражают историческую неизбежность победы советского народа над фашизмом как свершившегося действия, факта. Великая Отечественная, как и Вторая мировая война, в целом подтвердила важный исторический вывод о том, что побеждает та сторона, которая представляет новый, более прогрессивный социальный и экономический строй, отвечающий логике истории, которая эффективнее использует заключённые в нём возможности. Военное поражение – результат, итог поражения социально-политического и исторического.
В неразрывной связи следует и ряд обязывающих уроков. Один из них – необходимость закрепления добытой такой кровью и таким трудом победы. Это служит обязательной предпосылкой необратимости позитивных процессов, получивших начало в ходе справедливой войны. Межгосударственные отношения должны быть подчинены политике сохранения мира. Необходимо отказаться от национального, расового, классового эгоцентризма, чрезмерной идеологизации международных отношений. То, что это возможно, убедительно показали создание и функционирование во время Второй мировой войны антигитлеровской коалиции.
– Теперь межгосударственное сотрудничество приобретает новые черты и сталкивается с новыми задачами, получившими название глобальных…
– Важно находить оптимальные пути решения самых острых и спорных вопросов, идти на разумные и приемлемые для каждой из сторон компромиссы, находить взаимовыгодные решения, эффективно действовать ради мира на земле.
Итоги Великой Отечественной войны и Победы над фашизмом не только утверждают и обязывают, но и постоянно напоминают нам о том, что чем значительнее историческое событие, тем поучительнее его уроки, важные как для политического и военного руководства, так и для всего общества, для каждого человека.
– Эти уроки вы называете напоминающими?
– Именно так. Они включают урок реализма в политике – внутренней и внешней, особенно при оценке состояния и тенденций развития общества, международной обстановки, соотношения сил мира и войны, основных тенденций исторического развития, а также урок высокой ответственности за выработку и принятие решений, которые отвечали бы условиям обстановки и потребностям страны, народа.
Ошибки и просчёты, допущенные накануне и в ходе войны, дорого обошлись советскому народу. Их исправление было достигнуто ценой больших жертв и лишений. Правящие партии, правительство, народ всегда должны критически оценивать свою деятельность.
Но есть ещё одна категория уроков, которые можно считать одновременно и утверждающими, и обязывающими, и напоминающими. Один из таких подразумевает необходимость воспитания патриотизма, готовности к защите Родины, всемерной заботы о её благополучии и развитии. Важность этого урока особенно велика в переходное для общества время, когда наряду с положительными тенденциями особенно заметно разрушительное действие негативных явлений, свидетельствующих об ослаблении у некоторой части общества чувства патриотизма, о непонимании и даже отрицании личного конституционного и гражданского долга.
– После развала Советского Союза фальсификация истории нашей страны стала составной частью информационной войны против России. Не только внешние силы, но даже некоторые отечественные лжеисторики по разным соображениям, в том числе идеологическим, меркантильным, делают всё возможное и невозможное, чтобы наш народ забыл о своём героическом прошлом, прежде всего о свершениях в годы Великой Отечественной войны. В чём опасность такого антиисторизма?
– Это ведёт к историческому произволу, деформирует сознание как настоящего, так и будущих поколений. В искажённой исторической реальности люди перестают дорожить прошлым, что приводит к формированию в обществе ущербной морально-духовной атмосферы. При тиражировании взглядов на историю страны как на цепь провалов и поражений, а великий подвиг народа в справедливой войне 1941–1945 годов толкуя исключительно как «моря крови», «неправого дела», характеризуя полководцев Победы как бесталанных, неудачливых руководителей, весьма проблематично ожидать достойного уровня патриотизма, гордости за страну у молодого поколения. Только в преемственности героических традиций, высоких идеалов, принципов справедливости и гуманизма как надёжных факторов сбережения огня истории я вижу мощный позитивный потенциал и действенную предпосылку для духовного, нравственного развития современного российского общества.
– Значит, нам нужны нравственные ориентиры и консолидирующая идея, цель, то, во имя чего надо двигаться вперёд?
– Верно. В Советском Союзе мечтали построить новое, более справедливое общество. Пусть это была утопия, но к высокой цели стремились, и в самое тяжёлое для страны время смогли на идейной основе объединиться и победить агрессора. А какой идеал у современного общества? К чему мы стремимся? Какой видим страну в будущем? Непременно должна быть национальная идея! Формула «Мы хотим построить свободное общество свободных людей» слишком абстрактна и идеалистична. Стратегия возрождения России должна включать в себя такие проекты, которые были бы масштабными, общенародными. Крупные цели воодушевят российский народ, наполнят его социальным оптимизмом.
Фундаментальной ценностью, способной объединить народ, общество и власть, позволяющей преодолеть трудности и осуществить провозглашаемые идеалы и цели, является общегражданский патриотизм. Это фактор развития общества, его нравственного здоровья, могучая побудительная сила материальной и духовной деятельности людей.

Великая Отечественная война – не просто один из эпизодов национальной истории. Это событие, память о котором навсегда останется краеугольным камнем нашей идентичности

– Видимо, для формирования национальной идеи требуется осознание национальных интересов России в реалиях XXI века?
– Безусловно. Вся прежняя история свидетельствует о том, что общество, государство с развитым самосознанием обычно не поступается своими национальными интересами добровольно. Высшие интересы России как выражение потребностей общества, побуждений государства, отдельных социальных групп, личностей, взятых в совокупности, охватывают все формы их жизни и деятельности – от материальной до духовной, имеют внутренний аспект и внешнюю направленность. Они не возникли на пустом месте. Какой бы самостоятельностью ни обладала Россия, её национальные интересы так или иначе содержат в себе прошлое страны, особенно ближайшее, но в «снятом» виде. В основном же именно ось национальных интересов образует настоящее и будущее России. Под осью интересов понимаются определённые представления (идеи, доктрины, концепции) об обществе, государственности в сочетании с определённой системой власти, то есть политическим режимом.
При всём разнообразии представлений на этот счёт можно говорить, что нужная тенденция уже утверждается. Её суть в том, что приоритетный национальный интерес России выражается в сохранении её территориальной целостности как многонационального федеративного государства, единого экономического и культурного пространства, в обеспечении безопасности всех российских народов и Российского государства в целом. Россия должна сохраниться в мировой системе как самостоятельный центр силы, взаимодействующий как с Востоком, так и с Западом.
– В связи с этим в своих исследованиях вы много внимания уделяете вопросу коллективной безопасности…
– Историей убедительно доказано, что любое государство тогда находится в безопасности, когда оно имеет возможность жить и развиваться в условиях мира и свободы, осуществлять своё право на политический социально-экономический и духовный выбор. Если же общество лишено возможности жить в соответствии со своими фундаментальными ценностями и уверенно развиваться, то едва ли правомерно считать, что оно находится в безопасности.
Только здоровое, динамично развивающееся, уверенное в себе общество может гарантировать
безопасность собственного государства от внешних угроз.
Концепция коллективной безопасности и шаги по её созданию в XX веке стали качественно новым этапом в обеспечении безопасности. Они выражали свойственные тому времени противоречия и тенденции, новую расстановку сил в многополярном мире, их соотношение, а также изменившиеся национальные интересы ведущих государств мира, характер и направленность военных угроз. При этом речь шла об объединении усилий государств не однотипных, а с различным социальным строем, находящихся на разных уровнях исторического развития и обладавших различной национальной, в том числе военной, мощью.
Примечательно и то, что впервые в истории после Первой мировой войны обозначились пути обеспечения безопасности и стабильности не с помощью наращивания военного потенциала, как было прежде, а посредством всеобщего сокращения вооружений. Такое предложение было выдвинуто Советской Россией ещё в 1922 году.
Нельзя не отметить ещё один немаловажный факт: в XX веке впервые в истории в осуществлении мер по безопасности важная роль отводилась международным массовым движениям и организациям, например Лиге Наций, а также мировому общественному мнению.
К сожалению, накануне Второй мировой войны идея коллективной безопасности, обуздания агрессора и обеспечения стратегической стабильности так и не нашла своего практического воплощения, но всё же вскоре реализовалась. Была создана антифашистская коалиция, которая нанесла поражение фашистскому блоку, выступавшему не только дестабилизатором в мировом сообществе, но и угрожавшему ему физическим уничтожением.
Извлечённые из этого опыта идеи были использованы в Уставе Организации Объединённых Наций, созданной в 1945 году.
– Холодная война, отношения конфронтации породили новую систему безопасности, основанную на ядерном сдерживании, на страхе перед возмездием.
– Иного пути тогда, видимо, не существовало. Эта модель по своей социально-политической сущности отражала факт существования и одновременно острого идеологического и военно-политического противоборства двух различных социальных систем.
В 1970–1980-е годы научная мысль, общественное мнение, многие государственные, политические деятели осознали, что в истории цивилизации наступил момент, когда необходима новая концепция справедливого и безопасного мира, в которой были бы слиты теория и практика, политика и мораль, национальные и общечеловеческие интересы. Но единого решения так и не возникло.
Сейчас как никогда требуются системное осмысление нашего бытия, комплексный взгляд на мир, обновлённые мировоззренческие установки относительно жизни и деятельности людей, политических и общественных институтов. Новое мировоззрение необходимо во имя спасения жизни на Земле и формирования справедливого сообщества, в котором не нашлось бы места гегемонистским устремлениям и конфликтам, а лейтмотивом бы стало стремление всех народов и государств жить сообща в гармонии.
Память о Великой Победе предъявляет ко всем нам, ныне живущим, особые требования, главные из которых состоят в том, чтобы извлечь необходимые уроки из прошлого, сделать правильные выводы для обеспечения безопасности современной России.
Важно помнить подвиги наших предков и гордиться ими. Стократ важнее – поступательно идти дальше, укреплять Отечество, обеспечивать его безопасность на любых исторических поворотах.