Формировать стандарты поведения при прохождении государственной службы

image_print

Представление сведений о доходах, расходах и имуществе выступает средством профилактики коррупционных правонарушений.

В начале 2000-х годов в национальном законодательстве действовали отдельные фрагментарные нормы предупреждения коррупции, однако цельной, сбалансированной и эффективной системы её профилактики ещё не существовало. В новых исторических условиях в государстве возникло осознание необходимости более эффективного пресечения и предупреждения этого явления, угрожающего не только экономической безопасности страны, но и её политической стабильности в целом.

В 2008 году принят базовый закон «О противодействии коррупции», в последующем принят закон о контроле за соответствием расходов чиновников их доходам, целый ряд указов Президента и постановлений Правительства РФ, посвящённых вопросам противодействия коррупционным проявлениям при прохождении государственной службы.
Следует отметить, что данные нормативные правовые акты нацелены не столько на уголовное преследование допустивших коррупционные правонарушения чиновников – для этого имеется довольно обширный перечень статей Уголовного кодекса, – сколько на профилактику коррупционных проявлений, обеспечение прозрачности процедур деятельности должностных лиц, оснований и источников получения ими доходов, приобретения дорогостоящего имущества, а также на создание механизма проверки соблюдения чиновниками требований к служебному поведению и реакции на допущенные ими нарушения вплоть до увольнения с государственной службы.
В частности, этими нормативными правовыми актами сформирован перечень основных запретов и ограничений, обязанностей, связанных с прохождением военной службы, требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов.
Целью противодействия коррупции является её искоренение, минимизация последствий, привлечение виновных лиц к ответственности и профилактика возможных в будущем коррупционных правонарушений. Для достижения этой цели законодательством устанавливаются антикоррупционные запреты, ограничения и обязанности, направленные на предупреждение коррупции.
Впервые они появились в законе «О государственной гражданской службе Российской Федерации», принятом в 2005 году, в его статьях 15–20, в последующем более подробно конкретизированы в законе о противодействии коррупции 2008 года и принятыми изменениями в закон «О статусе военнослужащих». В этом законе появилась статья 27.1, которой антикоррупционные стандарты, установленные двумя первыми из указанных законов, распространены и на военнослужащих.
Кроме того, большинство антикоррупционных ограничений, запретов и обязанностей статьей 12.2 закона о противодействии коррупции распространены на отдельные категории работников, замещающих на основании трудовых договоров должности с коррупционными рисками в организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами. К таким организациям относятся, например, федеральные казённые или бюджетные учреждения, унитарные предприятия, подведомственные федеральным органам исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба (это военные комиссариаты, поликлиники, госпитали, региональные управления финансового обеспечения, территориальные органы имущественных отношений и жилищного обеспечения Минобороны России и др.).
К одной из основных антикоррупционных обязанностей госслужащих и работников относится представление полных и достоверных сведений о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера (далее – сведения о доходах) на себя, супругу (супруга) и несовершеннолетних детей.
Перечни должностей лиц, обязанных представлять сведения о доходах, содержатся в Указе Президента РФ от 18 мая 2009 года № 557 «Об утверждении Перечня должностей федеральной государственной службы, при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей». Во исполнение этого акта Президента России приказами руководителей государственных органов утверждены перечни должностей сотрудников этих органов, замещающих должности с коррупционными рисками и наделённые в связи с этим обязанностью представлять сведения о доходах.
Так, например, в Минобороны России действует утверждённый приказом министра обороны РФ от 21 ноября 2019 года № 685 Перечень воинских должностей, должностей федеральной государственной гражданской службы в Министерстве обороны РФ, должностей работников в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед Министерством обороны РФ, при назначении на которые и при замещении которых военнослужащие, федеральные государственные гражданские служащие и работники обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.

К одной из основных антикоррупционных обязанностей госслужащих
и работников относится представление полных и достоверных сведений о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера

Сведения о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера государственного служащего (работника), его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей в соответствии с Порядком размещения сведений, утверждённым указом Президента РФ от 8 июля 2013 года № 613, обнародуются на официальном сайте соответствующего федерального государственного органа, а в случае отсутствия этих сведений на официальном сайте этого органа – предоставляются общероссийским СМИ для опубликования по их запросам.
Таким образом, действующее законодательство по сути делает «прозрачными» доходы и имущество чиновников как для представителя нанимателя (работодателя), так и для любых граждан, общественных организаций и СМИ. Данное обстоятельство служит существенным стимулом для формирования антикоррупционных стандартов поведения при прохождении государственной службы.
Вместе с тем, как показывает практика прокурорского надзора, наибольшее количество выявляемых нарушений требований законодательства о противодействии коррупции связано именно с неисполнением госслужащими и работниками обязанности представлять полные и достоверные сведения о доходах. Ежегодно органами военной прокуратуры по всем поднадзорным войскам вскрывалось около 4,5–5 тысяч таких правонарушений, за их совершение к дисциплинарной ответственности привлекалось 1,5–2 тысячи государственных служащих и работников.
Подавляющая часть этих правонарушений носила неумышленный характер, а в большей степени была обусловлена поверхностным отношением к заполнению справок о доходах и имуществе, неэффективной работой по разъяснению норм законодательства, мер ответственности за их несоблюдение и методических рекомендаций.
Вместе с тем выявлялись факты умышленного сокрытия имевшихся в собственности жилых помещений в различных регионах РФ для получения квартир в Московском регионе. Такие нарушения выявлены Главной военной прокуратурой у сотрудников ряда силовых министерств и ведомств, которые по результатам осуществлённого прокурорского реагирования привлечены к дисциплинарной и уголовной ответственности.
Следует отметить, что как сама декларационная кампания по заполнению и представлению справок о доходах, так и последующие процедуры их проверок кадровыми подразделениями и органами военной прокуратуры и реакция командования на выявленные нарушения имеют значительный профилактический потенциал.
Лица, подвергнутые за подобные правонарушения служебным проверкам, рассмотрению на заседаниях комиссий по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов (аттестационных комиссий) и последующему наложению дисциплинарных взысканий, более коррупционных проявлений, как правило, не допускают. Поскольку все вышеуказанные мероприятия проводятся в воинских и трудовых коллективах гласно, их результаты служат общей превенции таких действий со стороны других государственных служащих и работников, предотвращают совершение ими других, более значительных и общественно опасных деяний.
В этой связи в Вооружённых Силах РФ, других войсках, воинских формированиях и органах в последние годы наметилась пусть и незначительная, но оптимистичная тенденция к уменьшению числа зарегистрированных нарушений законодательства о государственной службе и противодействии коррупции, а также лиц, привлечённых к ответственности за их совершение.


Абанин Александр Вячеславович – начальник отдела надзора (за исполнением законодательства о противодействии коррупции) Главной военной прокуратуры, полковник юстиции.