Футболист на все времена

image_print

В конце ноября на широкий экран вышел фильм режиссёра Василия Чигинского «Лев Яшин. Вратарь моей мечты».

Лев Яшин более 20 лет защищал ворота «Динамо». Фото ТАСС.

Кинокартина о легендарном голкипере московского «Динамо» и сборной Советского Союза по футболу логически вписывается в продолжение спортивных драм, выходивших на наши экраны в последние годы.
Речь в первую очередь идёт о «Легенде № 17», в центре которой судьба  легендарного Валерия Харламова и хоккейной сборной СССР, и «Движении вверх», повествующем о захватывающем финале баскетбольного олимпийского турнира 1972 года в Мюнхене. При некоторой концеп­туальной схожести всех трёх лент, особенно в части, касающейся сюжетных линий, фильм «Лев Яшин. Вратарь моей мечты» можно  назвать классическим спортивным байопиком, то есть фильмом-биографией.

В отличие от работ Николая Лебедева («Легенда № 17) и Антона Мегердичева («Движение вверх») съёмочная группа Василия Чигинского потратила на подготовку и непосредственно производство картины без малого пять лет. Продюсер Олег Капанец на предпремьерном показе, состоявшемся за три дня до официального выхода ленты в широкий прокат, признался со сцены столичного киноцентра «Октябрь» на Новом Арбате, что создание фильма о единственном футбольном вратаре в мире, получившем «Золотой мяч», началось едва ли не сразу после того, как в 2013 году на экраны вышла спродюсированная им картина «Гагарин. Первый в космосе».
Почему выход кинокартины о Льве Яшине затянулся вплоть до конца осени 2019 года? Изначально ожидалось, что зрители увидят фильм накануне чемпионата мира по футболу, проходившего в нашей стране в прошлом году, но сроки выхода постоянно сдвигались. А в октябре 2019-го появился повод – 90-летие динамовской легенды. И всё же окончательная дата была перенесена на 28 ноября.
Но с первых же минут фильма ощущается, насколько скрупулёзно создатели подошли к сюжету. Перед нами не поверхностное, зачастую с бросаю­щимися в глаза нелепицами, художественное проникновение в жизнь тогда ещё (в начале 1950-х) малоизвестного вратаря «Динамо», конкурировавшего за место в составе
с легендарным Алексеем Хо­мичем по прозвищу Тигр, а детальное изучение внутреннего мира человека, ставшего кумиром для послевоенного поко­ления.
В таком подходе по-настоящему чувствуется рука мастера – им выступил блис­тательный сценарист Владимир Валуцкий, известный по таким фильмам, как «Начальник Чукотки», «Семь невест  ефрейтора Збруева», «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона», «Мэри Поппинс, до свидания», «Зимняя вишня», «Серые волки» и другие. К сожалению, Владимир Иванович скончался в апреле 2015 года, и сценарий к картине о Льве Яшине стал его последней работой.
Продюсер Олег Капанец вспоминает, что сценарий знаменитого кинодраматурга понравился Валентине Тимофеевне Яшиной – вдове вратаря. Её благословение, если так можно выразиться, стало катализатором дальнейшей кропотливой работы, продлившейся ещё четыре года. Она утверждала различные варианты, которые затем перерабатывались ради соблюдения исторической правды и бережного сохранения немаловажных нюансов биографии советского голкипера. О том, каким тщательным был подход к выбору того, кому предстоит играть главную роль, говорит тот факт, что пробы проходили и Игорь Петренко, и Евгений Цыганов, и Григорий Добрыгин. Но окончательное решение режиссёра и продюсера было поистине неожиданным.

Чтобы стать тем, кем он вошёл в историю, Льву Ивановичу пришлось пройти через множество испытаний, лишений и драм

31-летнего Александра Фокина нельзя причислить к звездам первой величины, да и ко второму эшелону он тоже не принадлежит. Фактически это дебютант большого кино.
До роли Яшина Александр запомнился ролью второго плана в сериале Сергея Урсулюка «Ненастье». Но съёмочная группа пошла на риск – во многом из-за того, что на кастинге актёр, который сегодня входит в труппу Театра имени Вахтангова, понравился Валентине Тимофеевне. Начинал этот проект Фокин ещё студентом знаменитой «Щуки», куда он поступил после службы в спецназе внутренних войск МВД, а закончил знаменитостью. Впрочем, несмотря на приглашение в вечернее шоу Ивана Урганта, многочисленные теле- и радиоэфиры, у Александра до сих пор нет своей страницы в русскоязычной Википедии. Но, наверное, это дело времени.
Сейчас, уже после выхода картины, можно сказать, что выбор новичка был стопроцентным попаданием. Всё потому, что на экране с развитием сюжета мы видим две линии – становление самого Яшина как вратаря и становление самого актёра. В последних сценах, в которых Фокин появляется в образе Льва Ивановича на прощальном матче 27 мая 1971 года в «Лужниках», зрителю и в голову не придёт, что для Александра это первая роль на большом экране, настолько органичным кажется нам его кинодебют.
В обывательском представлении, которое с течением времени только обрастает легендами и мифами, вратарь «Динамо» и сборной СССР выглядит баловнем судьбы, вознесённым на футбольный Олимп. Но реальность расставляет всё по местам. Чтобы стать тем, кем он вошёл в историю, Льву Ивановичу пришлось пройти через множество испытаний, лишений и драм. Картина воссоздаёт этот путь, устланный отнюдь не розами. Раскрыться персонажу Александра Фокина помогает ансамбль таких актёров, как Алексей Кравченко (вратарь Хомич), Алексей Гуськов (тренер Михаил Якушин) и, конечно, Юлия Хлынина, сыгравшая супругу вратаря.
Вместе с главным героем мы заново переживаем эмоции – от нелепо пропущенного гола в одном из первых матчей за «Динамо» (Яшин стал одним из первых голкиперов, стремившихся играть по всей штрафной площади, а иногда и подстраховывать защитников – сейчас это футбольная норма, а в послевоенное десятилетие многие воспринимали такой стиль скептически, считая излишне авантюрным) до триумфального финального матча на Кубке Европы – 1960, где команда Советского Союза не без помощи Льва Ивановича одержала верх в противостоянии с Югославией. Затем нас ждёт чемпионат мира 1962 года в Чили, где советская сборная проиграла в четвертьфинале хозяевам. Драматическая подоплёка закладывается именно в этот момент досадной неудачи – с лёгкой руки неизвестного журналиста, сыгранного Яном Цапником, поддавшимся влиянию такого же неизвестного функционера (Александр Самойленко), виновным в поражении объявляется именно Яшин.

С первых же минут фильма ощущается, насколько скрупулёзно создатели подошли к написанию сценария

От любви до ненависти всего один шаг. И эту дорогу, на которой вчерашние обожатели превращаются в безликую толпу, бьющую стёкла в квартире и разрисовывающую лестничную площадку, мы тоже проходим вместе с вратарём и его семьёй.
В 1963 году советского голкипера приглашают на матч столетия футбола на легендарный «Уэмбли» в Лондоне, и маятник вновь возвращает нас к всенародной любви. Всё это Лев Иванович переживает стоически, словно зная наперёд, что история всё рассудит сама. Так и происходит. Волнительная концовка фильма с прощальным матчем и переносом на 20 лет вперёд – в 1989-й (60-летнего Яшина играет актёр труппы Малого театра Александр Ермаков) – подводит итог жизни великого футболиста. Стоя на поле родного «Динамо» (все исторические стадионы съёмочной группе пришлось создавать при помощи компьютерной графики), Лев Иванович словно прощается с нами. Он отдал футболу всего себя без остатка, но остался честным, порядочным и не озлобленным на окружающую реальность.
Картина была убедительной, что неудивительно – с такой подготовкой работа получилась цельной, чистой и искренней.

Леонид ХАЙРЕМДИНОВ, «Красная звезда»