Их ждут крутые виражи

image_print

Стартовал всеармейский этап конкурса «Авиадартс-2020».

Хабаровский экипаж у своего вертолёта Ка-52. Фото автора.

Торжественное открытие состязаний по воздушной выучке лётных экипажей состоялось 30 июня на аэродроме Дягилево под Рязанью. «Авиадартс» по праву считается одним из самых технически сложных и масштабных конкурсов, входящих в Армейские международные игры. Более 50 экипажей из разных гарнизонов нашей страны, прошедших отбор у себя в соединениях и округах, поборются за право представлять Россию на международном этапе.

Вертолётчиков майора Андрея Толкачёва и капитана Илью Рыбакова я встретила перед открытием состязаний у вертолёта Ка-52. На нём экипаж из Хабаровска выступит в составе пары в номинации для армейской авиации на боевых вертолётах. Оценивать их, как и другие, будут по таким элементам, как физическая подготовка, выполнение полётов на воздушную навигацию и технику пилотирования, визуально-воздушная разведка, боевое применение по наземным целям. Этапы хоть и похожи, но у каждого рода авиации свои параметры и особенности. Например, истребители помимо всего прочего отработают перехват воздушных целей.
Один из самых сложных и рискованных элементов, считают майор Толкачёв и капитан Рыбаков, – выполнение пилотажа. Около пяти минут отведено им на виражи, спирали, перестроения. Непросты элементы сами по себе. И то, что их необходимо выполнить в паре на определённом расстояние друг от друга, постоянно контролируя параметры скорости и высоты. Если говорить языком пилотов, то интервал между летательными аппаратами должен составлять 4,5 корпуса, то есть вертолёты будут находиться на расстояние всего в 70 метров друг от друга.
Как точно будут выдержаны эти параметры, судьи определят по ведомому капитану Рыбакову, а вот ведущему майору Толкачёву нужно соблюсти заданные скорость и высоту. Лететь ближе или дальше нельзя, поспешат – не выдержат параметры, промедлят – не уложатся по времени. Такую точность не все могут выдержать и на автомобилях, а уж в небе Рязани в эти дни предстоит работа, доступная только настоящим асам.
Подстёгивает и добавляет волнения ещё и то, что с каждым годом уровень подготовки конкурсантов только растёт. Но, по словам хабаровских вертолётчиков, они, как и их вертолёты, настроены по-боевому. А значит, сдаваться не намерены.
Всеармейский этап конкурса «Авиадартс» в очередной раз собрал самые подготовленные экипажи, которые до этого прошли отбор у себя в воинских частях и соединениях, а затем и в округах.

Впервые для Ми-8 ввели этап поиска и спасения личного состава, терпящего бедствие

«Если в первом этапе отбора участвовало примерно 250 экипажей, то до всеармейского дошли 54», – отметил главный судья полковник Пётр Серебряков.
Традиционно будет выступать лётный состав по семи родам авиации: истребительная, штурмовая, бомбардировочная, дальняя, военно-транспортная и армейская авиация на боевых и транспортно-боевых вертолётах.
«Впервые в этом году будет принимать участие, пока вне зачёта, вертолёт Ми-8 МЧС Рязанской области. А также для наших военных на Ми-8 мы ввели этап поиска и спасения личного состава, терпящего бедствие. То есть экипажу по радиосигналу нужно будет найти лётчика и поднять его на борт», – поделился с корреспондентом «Красной звезды» полковник Пётр Серебряков.
На полигоне Дубровичи, где будет проходить практическая часть состязаний, уже завершена подготовка мишенного поля и объектов инфраструктуры. Для каждого расставлены персональные мишени, обозначающие технику условного противника, размечены зачётные зоны, при попадании в которые конкурсанты получают баллы. Помимо этого, представлено 12 типов целей, включая аэродром со стоянкой авиационной техники и дежурной парой самолётов на взлёте, зенитные ракетные комплексы на стартовых позициях, танковая рота на марше, мотопехотная рота в районе развёрнутого командного пункта, комплекс макетов автомобильной техники.
«Полёты – это наша обычная работа. Непростым является этап визуальной разведки, где на высоте примерно в 600 метров нам необходимо обнаружить заданные цели, в том числе распознать ложные. Но сложнее всего совладать с эмоциональным напряжением, ведь все конкурсанты действительно сильные и опытные лётчики, а волнение может сказаться на личных результатах», – поделился эмоциями лётчик-истребитель из Крымска капитан Максим Щукин, который будет выступать на Су-27СМ3.
Особе внимание уделено и безопасности полётов, отметил на открытие конкурса заместитель главнокомандующего Воздушно-космическими силами генерал-лейтенант Андрей Юдин. Во время прохождения этапов будет задействовано более 400 специалистов инженерно-технической службы и аэродромного обеспечения.
После торжественного открытия конкурсантам расслабляться некогда. Сразу в этот же день стартовал первый этап, где судьи оценили уровень физической подготовки экипажей, их координацию движений и работу вестибулярного аппарата.

Кристина УКОЛОВА, «Красная звезда» 

Рязань