Красота Главного храма Вооружённых Сил покажет величие военной истории России

image_print

Началась работа над мозаичными элементами и художественной росписью собора.

Работа над мозаикой требует терпения и внимания.

Об уникальности строящегося храма рассказал главный художник храма, народный художник Российской Федерации Василий Нестеренко. Он автор всех эскизов многочисленных мозаик и росписей, под руководством Нестеренко над их воплощением непосредственно в храмовом пространстве трудятся десятки мастеров.

– На сегодняшний день строительство находится на начальном этапе, – отметил Нестеренко. – И чтобы успеть к маю 2020 года, когда страна будет отмечать 75-летие Великой Победы, а храм возводится в честь этой знаменательной даты, работа над элементами внутреннего убранства собора ведётся уже несколько месяцев. Кроме разработки эскизов непосредственно авторами, необходимо получить положительное заключение представительного художественного совета храма, непосредственно инициатора его строительства, министра обороны Российской Федерации генерала армии Сергея Шойгу и Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Конечно, всё оформление разрабатывается в строгом соблюдении православных канонов. Но важно подчеркнуть, что есть немало элементов, которые можно назвать в этом отношении новаторскими. Уникальность их в том, что с учётом предназначения храма как символа мощи наших армии и флота, хранителя памяти героев не только Великой Отечественной войны, но и всех событий победной военной истории нашего Отечества была поставлена задача – отразить в элементах мозаик и росписей также и эту важную составляющую. Поэтому можно сказать, что вместе с возведением Главного храма Вооружённых Сил, которого ранее не было в России, в оформлении собора создаётся новый церковный язык.
…Перед Василием Нестеренко и его командой мозаичистов и художников поставлена сложнейшая задача. Уже сейчас можно говорить, что воздвигаемый храм войдёт в сокровищницу мировой культуры. Если вести речь о его масштабах, то высота храма вместе с крестом по проекту должна составить 95 метров. По этому показателю он должен стать одним из самых высоких православных храмов мира. В России он будет уступать только Храму Христа Спасителя (высота 103 метра) и Исаакиевскому собору (101,5 метра). Соответственно, велик и фронт работ, а главное – кратчайшие сроки, в которые они должны быть исполнены. Трудность и в том, что они не могут выполняться в самом храме, пока нет купола.
– Таких сжатых сроков при возведении храмов в истории никогда ранее не было. Но, видимо, пришло время, когда такой храм должен быть обязательно возведён. Сложно, что работа над куполом будет производиться в ещё строящемся здании, такого тоже никогда ещё не было, – объяснил Нестеренко.
Диаметр мозаичного купола составит символические 19 метров 45 сантиметров – как год окончания Великой Отечественной войны. Внутри него будет изображение образа Спаса Нерукотворного.
– Почему именно этот образ вы решили разместить на куполе, спросил меня министр обороны, – рассказал Нестеренко. – Потому что на русских знамёнах со времён Александра Невского был именно Спас Нерукотворный. Подобный лик Христа всегда присутствовал на хоругвях, с которыми наши войска шли в сражения за родноё Отечество. Это самый что ни на есть военный образ, и он будет венчать всё наше внутреннее убранство, как бы взирая сверху на всех входящих в храм.

На сегодняшний день все эскизы, по которым будут создаваться мозаики и росписи стен храма, готовы

Эскизы живописного убранства будущего храма.

На сегодняшний день все эскизы, по которым создаются мозаики и росписи храма, готовы. Конечно, в ходе работ будет производиться некоторая коррекция с учётом размещения их уже на поверхностях, ведь пока исполнение только плоскостное. Доработка будет производиться на разных стадиях.
Уже можно непосредственно увидеть работу мозаичистов, как тщательно подбираются цвета мозаики для золотистого обрамления вокруг лика Спасителя. Ведь надо учитывать все нюансы будущего освещения, архитектурного построения.
Для удобства работы вся купольная композиция разбита на несколько фрагментов, над которыми работают отдельные бригады мастеров. В этом случае чрезвычайно важно, чтобы все подбираемые оттенки золотого цвета были выдержаны в единой стилистике. Пока вся мозаика крепится к специальным полотнам, которые позже будут перенесены на будущий купол.
– В такой общей, совместной работе каждый из нас – художник, – сказал Нестеренко. – На своём участке каждый из мастеров – автор. И все мы понимаем, что это не просто работа. Это святая миссия каждого на своём боевом посту.
О художественном уровне выполняемых работ, скрупулёзности подхода к поставленной задаче можно судить уже по имени самого главного художника – Василия Нестеренко, автора концепции построения убранства и руководителя всех художественных работ. Он признанный автор масштабных полотен на исторические и православные темы. Нестеренко принимал участие в воссоздании живописного убранства Храма Христа Спасителя в Москве не только как профессионал высочайшего уровня, но и как художник, умеющий работать в манере крупнейших живописцев XIX века.
Работая над своими прошлыми полотнами и мозаикой, которая находится в Санкт-Петербурге, Нестеренко глубоко изучал историю нашей страны, и особенно ратную. Ведь в храме с ней будет связано много фрагментов. Напомним, что четыре придела собора будут посвящены небесным покровителям видов и родов войск наших Вооружённых Сил, в том числе святому благоверному князю Александру Невскому – покровителю Сухопутных войск, святому пророку Божию Илии – покровителю ВКС и ВДВ, святому апостолу Андрею Первозванному – покровителю ВМФ и святой великомученице Варваре – покровительнице РВСН. И рядом с изображениями ликов святых покровителей будут размещены образы легендарных полководцев разных эпох – Суворова, Минина и Пожарского, Шуйского и других. Это тоже новое слово в православных росписях, что подчеркнёт строительство именно Главного храма Вооружённых Сил. Будут и другие элементы оформления, которые сделают храм настоящим памятником военной истории России.

Ирина ПАВЛЮТКИНА, «Красная звезда»