Крепнут крылья Балтики

image_print

Минобороны России отметило существенно возросший весной этого года уровень военной активности США и их союзников по НАТО вблизи российских границ.

Повышение интенсивности воздушной разведки альянса фиксировалось в акваториях Балтийского, Чёрного морей и в восточной части Средиземного моря.

Об этом в Национальном центре управления обороной РФ на брифинге для представителей СМИ сообщал начальник Главного оперативного управления Генерального штаба Вооружённых Сил Российской Федерации – первый заместитель начальника Генштаба генерал-полковник Сергей Рудской.
Во всех случаях наши средства ПВО своевременно обнаруживали стратегические бомбардировщики, разведывательные самолёты и беспилотные летательные аппараты, устанавливали за ними непрерывный контроль и принимали меры по недопущению инцидентов.
– Для предотвращения их агрессивных разведывательных действий мы вынуждены были поднимать дежурные истребители в воздух, – отмечал генерал-полковник Сергей Рудской. – Если в апреле таких случаев было семь, то в мае – уже 17, то есть увеличение более чем в два раза.

В связи с этим у лётчиков Су-27 морской авиации Балтийского флота, несущих боевое дежурство, вылетов стало больше. В багаже наших асов – множество перехватов.
Истребителям приходится подниматься в небо в связи с приближением к границам самого западного региона России стратегических разведчиков ВВС США RC-135W, транспортных самолётов ВВС Дании СL-604 Challenger, шведских разведчиков Gulfstream 4, высотных стратегических бомбардировщиков B1-B и т.д.
– Эти самолёты хорошо известны балтийским лётчикам, – говорит заместитель командира истребительного полка подполковник Евгений Долгов.
Он отмечает, что, несмотря на корректировку планов боевой учёбы в связи с коронавирусной инфекцией, налёт в полку в зимнем периоде обучения не упал, он составил сто процентов от запланированного. Это произошло в немалой степени за счёт подготовки молодого лётного состава.
В зимние и весенние месяцы полк был задействован в обеспечении сил флота во время различных учений надводных кораблей, а также государственных испытаний. Начало лета вновь связано с активностью ВВС НАТО в связи с проводимыми в Балтийском море манёврами «Балтопс». Российские истребители – в готовности к вылетам для сопровождения
Су-24 и Ил-20.
– Выполнение задач, связанных с защитой воздушных границ России, – важная и ответственная миссия, – резюмирует подполковник Долгов.
Для отработки подобных задач в небо поднимаются опытные пилоты, но растёт и смена. В конце прошлого года в полк прибыли девять молодых лётчиков – выпускников Краснодарского высшего военного авиационного училища имени Героя Советского Союза А.К. Серова. Заместитель командира истребительного полка по лётной подготовке подполковник Денис Пешехонцев отмечает, что четверо из них уже приступили к самостоятельным полётам, выполняют простой пилотаж на малых высотах. Это старший лейтенант Артур Рахматуллин, лейтенанты Михаил Еманов, Никита Егоров, Александр Станкевич.
Становлению на крыло недавних курсантов было уделено особое внимание. Они первые прошли переобучение на новый тип самолёта и теперь, как и их старшие товарищи, несущие боевое дежурство, поддерживают уровень натренированности, оттачивая приобретённые навыки.

Старший лейтенант Артур РАХМАТУЛЛИН.

Лётчик авиационного звена старший лейтенант Артур Рахматуллин вспоминает свой первый самостоятельный полёт. Говорит, что подготовка к нему была тяжёлой, потому что не летал более двух лет, пришлось проходить всё заново: изучать теорию, отрабатывать практические вопросы. Во время лётных смен его инструктировал подполковник Пешехонцев, за что Артур благодарен опытному лётчику.
– Погодные условия во время первого самостоятельного полёта были хорошими, – вспоминает молодой офицер. – Был солнечный день. Из-за бокового ветра совершил посадку на одну стойку. Не жёстко, но немного некрасиво. Тем не менее впечатления остались незабываемые, ведь я долго ждал этот день!
Юноша родом из Башкортостана. Окончив Краснодарское высшее военное авиационное училище, в 2018 году оказался на Северном флоте, потом перевёлся на Балтийский, где и поднялся в небо.
В авиации он не случайно. Отец Артура тоже лётчик, выпускник Черниговского высшего военного авиационного училища. Летал на МиГ-23. Сын продолжает дело отца.

Лейтенант Александр СТАНКЕВИЧ.

Сослуживец Артура лётчик авиационного звена лейтенант Александр Станкевич прибыл на Балтийский флот в ноябре 2019-го. Так как родом он из Краснодара, то и выбор вуза вполне понятен. Александр пошёл в авиа­цию, потому что влюбился в самолёты. Мысль о том, что было бы круто научиться управлять дюралевой птицей, пришла ему ещё в 9-м классе. В 2014 году он поступил в лётный вуз. И во время профессио­нального отбора со множеством тестов, и во время учёбы было нелегко, но Александр справился. Будучи курсантом, поднимался в небо на Л-39 и
МиГ-29. Готовился, как полагается, ответственно, по-деловому. Придя в истребительный полк осенью прошлого года, в начале апреля отправился в полёт с инструктором майором Алексеем Коваленко. Говорит, что летать с ним было – одно удовольствие: изучил район вдоль и поперёк, освоил основные режимы. А 24 апреля Александр самостоятельно поднялся в небо, чему был безмерно рад.

Лейтенант Никита ЕГОРОВ.

Не скрывает эмоций, рассказывая о своём становлении, и старший лётчик звена лейтенант Никита Егоров. Говорит, что опытные инженеры и лётчики с особой тщательностью проверяли его знания. Подполковник Пешехонцев был взыскателен и строг, задавая вопросы касательно руководства по лётной эксплуатации самолётов. Затем – наземная подготовка, первый контроль готовности. 10 апреля прошёл первый полёт с командиром полка полковником Алексеем Малафеевым. В Су-27 у Никиты руки вспотели от волнения – всю жизнь мечтал летать на истребителях, потому так отреагировал. И вот вырулил на полосу, была отдана команда на взлёт, отпущены тормоза, разбег, подъём в небо…

Лётчики-истребители морской авиации БФ, ветеранские организации флота ратуют за возвращение полку имени Александра Покрышкина

– У меня эмоции зашкаливали, – взволнованно говорит Никита. – Я всю жизнь прожил в Калининградской области, а тут впервые увидел её с высоты птичьего полёта. Маршрут пролегал до Балтийска. Там развернулись, вошли в 4-ю пилотажную зону. Вижу бывший военный аэродром в посёлке Нивенском, где когда-то базировался полк. Я ведь рядом жил…
К слову, Никита Егоров – единственный из сверстников-нивенчан, кто стал лётчиком. Когда из кабины самолёта молодой офицер увидел знакомый с детства аэродром, свой дом, внутри всё словно сжалось.
Полёты никогда не повторяются, говорит Никита, заимствуя фразу командира части, который с первых дней учит его думать головой. Специфика работы такая, что все действия в воздухе нужно просчитывать наперёд.
– Мне этот самолёт дался не сразу, – честно признаётся лейтенант Егоров. – Первый контрольный полёт был вместе с командиром полка. Самостоятельный – 14 мая. Командир приезжает на машине, подходит, спрашивает, где мой «зэша», говорит: «Бери – и бегом на самолёт!» Я сажусь в Су-27 с бортовым номером 83, а техник мне шёпотом: «Давай! Жду тебя на земле». Запустил двигатель, вырулил на ВПП, аккуратно поднялся в небо. Сделал один, второй разворот, вижу – солнце начало садиться, вокруг зелень лесов, жёлтые рапсовые поля и золотистое море. Это так красиво! Как можно всё это не любить?! – завершает свой рассказ Никита.

Лейтенант Михаил ЕМАНОВ.

Эстафету подхватывает ещё один молодой лётчик – лейтенант Михаил Еманов. Он, как и другие новобранцы, в этом году должен завершить подготовку к полётам в простых и сложных метеоусловиях днём, к боевому применению, которое предусматривает, например, пуск ракет на полигоне, а также к боевому дежурству.
– МиГ-29, самолёты, на которых мы учились летать в училище, схожи с Су-27, так что эта программа лётной подготовки нам знакома, – отмечает Михаил.
Кроме полётов в сложных метеоусловиях и пусков ракет, молодёжь ждёт сложный пилотаж на малых высотах.
Нужно быстро и качественно освоить программу лётной подготовки и быть готовым эффективно выполнять подъёмы в составе дежурных сил.
– Мы хорошо понимали, как раньше, так и сейчас, в чём заключается наша работа, – подытоживает лейтенант Михаил Еманов. – Это защита западных рубежей России.
Пока молодые лётчики становились на крыло, опытные пилоты готовились к проведению особо важного мероприятия – военного парада, посвящённого 75-летию Великой Победы.
9 Мая звено истребителей Су-27 во главе с командиром истребительного авиационного полка полковником Алексеем Малафеевым уже продемонстрировало своё мастерство, пролетев на высоте 300 метров над площадью Победы областного центра. Участниками воздушного показа были также заместитель командира полка по военно-политической работе подполковник Сергей Каинов, заместитель командира эскадрильи майор Василий Антипин и командир звена капитан Иван Сапегин. В параде 24 июня приняли участие те же военнослужащие, за исключением командира. Почётная миссия ведущего была возложена на подполковника Каинова, а в состав квартета Су-27 был включён и заместитель командира эскадрильи майор Алевтин Кучумов.

Майор Василий АНТИПИН заходит на посадку.

75-летие Победы – это крупная дата в российской истории, поэтому и отбор кандидатов для проведения воздушного парада был серьёзным. Важнейшим требованием для участия был опыт пилотов. К слову, в составе парадного звена – лётчики 1-го и 2-го класса, умело выполняющие задачи в сомкнутых строях, способные оперативно принимать грамотные решения.
– К вящему славословию в наш адрес можно сказать, что весь лётный состав – это военнослужащие с высокими морально-психологическими качествами, – сказал заместитель командира истребительного полка по военно-политической работе подполковник Сергей Каинов.
Он напомнил, что перед показом 9 Мая состоялись три репетиции. Такой же объём тренировок предшествовал и июньским торжествам. Стоит отдать должное командиру части полковнику Малафееву, который загодя начал готовить личный состав к данному мероприятию. В итоге задачи в сомкнутых боевых порядках на малых и средних высотах в полку сегодня могут выполнять пять экипажей.
Принято считать, что первая пара формирует лицо строя, задаёт параметры, а вот задача третьего и четвёртого самолёта – выдержать их. Ещё одна особенность – морально-психологическая. На пилотах лежит большой груз ответственности, поэтому присутствует нервное напряжение и в течение всей подготовки, и во время парада. С земли не видно, но на самом деле в небе расстояние между самолётами иногда может сокращаться до метра. Это происходит не только из-за волнения, которое всегда есть даже у самых опытных асов, но и из-за аэродинамических факторов. Над Калининградом выполнять пролёты звеньями достаточно сложно. Истребители попадают под воздействие ветровых потоков, вихрей, которые формируются из-за высотных зданий. Кроме того, не просто идти за штурмовиками, взбаламутившими атмосферу. Да и маршрут неблизок. Взлетая с аэродрома в Чкаловске, Су-27 совершают посадку в Черняховске, где участники воздушного парада выстраиваются в боевой порядок, поднимаются и звеньями идут вдоль границы. В районе посёлка Невского они производят поворот на столицу Янтарного края, потом в боевом порядке проходят чуть в стороне от площади Победы, чтобы их было хорошо видно с трибуны, и удаляются, оставив шлейф от пилотажа в небе и подарив яркие эмоции гостям и жителям областного центра.
Чтобы выставить на парад звено, напряжённо работают и техники. Самолёты должны быть проверены, обслужены, заправлены, поэтому не только лётчики, но и инженерно-технический состав трудился в эти дни с повышенной нагрузкой.
Военнослужащие истребительного авиационного полка не единожды становились участниками военных парадов. Это было и в современной России, и в советское время, когда часть носила имя маршала авиации А.И. Покрышкина.
– Мы считаем, что должна быть восстановлена историческая справедливость, – так заместитель командира по военно-политической работе подполковник Сергей Каинов отвечает на вопрос о возвращении полку наименования в честь прославленного лётчика. – Такие имена, как Александр Иванович Покрышкин, Григорий Андреевич Речкалов, Александр Фёдорович Клубов, – это достояние всей страны. А костяк нашей части – выходцы из расформированного в 2010 году известного в авиации СССР полка, зарекомендовавшего себя и в годы Великой Отечественной, и по результативности боевой учёбы в послевоенный период и в наши дни.
В 2010 году подполковник Сергей Каинов провожал, как ему тогда казалось, полк в небытие. Сегодня офицер считает своим долгом возродить славные традиции, и для него возвращение имени соединения – дело чести.

Звено истребителей Су-27 над площадью Победы Калининграда.

– Поколение, которое было лично знакомо с Александром Ивановичем Покрышкиным, ушло из жизни в начале 90-х годов прошлого века, – говорит подполковник Каинов. – Уже нет в живых тех, кто помнил, как свободно можно было общаться с маршалом авиации. По рассказам ветеранов, Александр Иванович был исключительно порядочным, внимательным к людям. Заслуги его даже не в том, что он сбил около 60 самолётов противника, а в том, что вырастил плеяду воздушных асов. В содружестве с Григорием Речкаловым и Александром Клубовым он сформировал школу воздушного боя.
Заместитель командира по военно-политической работе вспоминает, как А.И. Покрышкин вручал его отцу Евгению Константиновичу Каинову, входившему в сборную СССР по высшему пилотажу, золотые именные часы. Было это в 1970-е годы после выступления на чемпионате мира в Англии. Для подполковника Каинова имя легендарного лётчика – олицетворение связи поколений, истории не только огромной страны, но и его семьи, и он очень рад, что за возвращение части прежних регалий сегодня ратуют ветеранские организации Калининградской области и Вооружённых Сил России.
Нынешнее поколение лётчиков-истребителей морской авиации БФ стремится быть достойным своих предков. В прошлом году истребительный полк занял 2-е место в Западном военном округе среди авиационных частей. Ратный труд военнослужащих оценён и на Балтийском флоте, где часть уверенно держит лидирующие позиции: отмечается в числе лучших по вопросам обеспечения охраны и обороны воздушных рубежей России.

Калининград

Юрий ДМИТРИЕВ

Фото автора
и Департамента информации и массовых коммуникаций Министерства обороны РФ