Легенда номер 34

image_print

Советский средний танк Т-34 во всём мире неоднократно признавался шедевром мирового танкостроения.

Созданный в конце 1930-х годов, «танк Победы» находился на вооружении вначале Советской, а потом и Российской армии больше полувека: с июня 1940 года по сентябрь 1997-го. Он стал самым массовым танком в мире, состоял на вооружении 46 стран и успешно применялся во всех частях света на всех широтах — от Заполярья до Южной Африки. Об этих и других уникальных фактах повествует экспозиция музея истории танка Т-34 — единственного музея, посвящённого одному единственному танку. «Красная звезда» совместно с МОСГОРТУРом разбирались в истории легендарной «тридцатьчетвёрки».

Факты и мифы о легендарном «танке Победы»

На вопрос, почему Т-34 получил именно такое наименование  в сети можно найти множество баек. Бытуют версии о том, что создатели решили объединить названия немецких Т-3 и Т-4. Есть и вовсе нелепые предположения: 34 — год создания, танк весит 34 тонны, всего выпущено 34 штуки.

На самом деле все очень просто: принимается новая модель, открывается журнал учета, свободный индекс — 34.

Танк приняли на вооружение в декабре 1939 г., в самом начале 1940 г. сделали две модели «тридцатьчетверки» — именно они совершили марш их Харькова в Москву и обратно, описанный в фильме «Танки», который недавно вышел на российские экраны.

Братья, но не близнецы

Изменения в конструкции Т-34 происходили буквально каждый месяц. Простой пример — опорные катки: сначала были катки с перфорацией, потом, когда резины в 1941-1942 году катастрофически не хватало, появился знаменитый сталинградский каток, а к концу войны, когда по ленд-лизу восстановили поставки резины, катки стали гладкими — и это всего одна деталь. То же самое и с башнями.

Люди технические сказали бы: мы сегодня с вами будем обсуждать танк Т-34-85 выпуска нижнетагильского завода номер 183, период — второе полугодие 1944 года… Но, благодаря народному творчеству, появились «пирожки», «гайки» и «головастики» с «Микки Маусами».

Все началось с башни «пирожок» — 1941 год. Название она получила из-за своей формы. В 1942 году вышел Т-34 с башней, напоминающей гайку. 1943 год — Т-34-85 с огромной башней и двумя люками. Башню прозвали «головастиком» (по американской версии — «Микки Маусом»).

А был бы «танчик»?

Если бы не война, танки Т-34 были бы сняты с производства в сентябре 1941 года. И танкисты, и танкостроители знали, что этот танк еще не вполне кондиционный, в то время все причастные к выпуску об этом знали, это — не тайна. В сентябре 1941-го должен был бы начаться выпуск Т-34 М. Танк так и остался проектом.

Танк вместо куклы

Одной из форм народной помощи фронту были танки и целые танковые колонны, построенные на средства трудящихся. Одними из первых стали шахтеры Подмосковного угольного бассейна в сентябре 1941 года. Это начинание по сбору средств на строительство танков поддержали организации, производственные коллективы и простые люди.

Даже дети собирали деньги, на средства дошкольников был создан танк Т-60. Началось все с шестилетней девочки, которая отдала деньги, собранные на куклу, на постройку танка. Машину назвали «Малюткой».

Имя танка: Татьяна и Бешеный гомодрил

В Музее истории танка Т-34 хранятся 202 письма танкиста Дмитрия Кабанова. Как вспоминала его сестра, «он как девушку любил свою боевую машину, называл ее Татьяной».

О своем танке Дмитрий писал:

«Татьяна» моя особа довольно грязноватая. Вредная и развратная, не в пример моей старой привязанности «Аргентине», но я ей не даю спуску и на ее капризы обращаю мало внимания».

Писатель Алексей Толстой, например, на свою премию за роман «Хождение по мукам» построил танк, который получил имя «Грозный».

С врагом сражались «тридцатьчетверки» «За Зину Туснолобову», «Спартак», «Сталинец», легендарная «Боевая подруга» Марии Октябрьской и многие другие.

У гитлеровцев для Т-34 были свои прозвища: «Летучий Голландец», «Дьявол во плоти», «Бешеный зверь», «Ведьма», «Бегающий гомодрил».

Солдат вермахта Герберт Кюгель звал его «Проходимец», ненавидя, но признавая способности танка проходить через препятствия, недостижимые для немецких танков.

Новая «специальность»

После Второй мировой войны Т-34 обрел другую «специальность» — стал самым массовым памятником воинской доблести. И вот что интересно: простояв на постаменте более шести десятилетий, «тридцатьчетверка» по-прежнему легко заводится и способна самостоятельно передвигаться.

Александр АЛЕКСАНДРОВ, «Красная звезда»