«Шквал» на воде судостроительного завода

image_print

Корабелы успешно реализуют программу по строительству «дивизиона непогоды».

Последнее фото МРК «Шквал» на суше.

Спуск на воду в Санкт-Петербурге на судостроительном заводе «Пелла» третьего по счёту (второго серийного) МРК «Шквал» проекта 22800 на первый взгляд вполне рядовое событие, но при внимательном изучении это знаковая веха в реализации амбициозной программы, выполняемой отечественными корабелами.

Корабль третьего ранга проекта 22800 (шифр «Каракурт») спроектирован в АО «Центральное морское проектно-конструкторское бюро «Алмаз», имеет, скажем так, скромные габаритные размеры: длина корабля около 70 метров и ширина 11 метров. Корабль водоизмещением около 800 тонн способен развивать скорость более 30 узлов. Его мореходность значительно улучшена за счёт конструкции корпуса и позволяет использовать МРК в открытом море. Он оснащён современными комплексами управления, радиосвязи, навигации, радиоэлектронной борьбы и противодействия, а также другими боевыми элементами.
Несколько лет назад многие зарубежные эксперты весьма нелицеприятно отзывались об этом проекте, но события в Сирии заставили их пересмотреть свои оценки и прогнозы, в том числе и относительно комплекса высокоточного ракетного оружия «Калибр-НК», который составляет основу ударного вооружения «Каракурта». При уничтожении инфраструктуры международного терроризма на территории Сирийской Арабской Республики российские «Калибры» продемонстрировали высокую эффективность боевого применения. Всё это стало убедительным свидетельством того, что корабли проекта 22800 обладают очень мощным многоцелевым ракетно-артиллерийским вооружением. Вот почему теперь на Западе военные эксперты весьма внимательно отслеживают информацию по реализации данной программы.
– В рекордные сроки был реализован этот проект. Ещё совсем недавно, меньше чем два года назад, мы закладывали этот корабль. Это проект, реализованный с помощью самых современных инновационных технологий. Очень зубастенький получился корабль, – сказал заместитель министра обороны Юрий Борисов на торжественной церемонии спуска корабля на воду.
В настоящее время корабелам для строительства одного такого МРК требуется 30 месяцев.
– Это очень хороший темп. Флот очень ждёт эти корабли. Они по своим мореходным качествам, техническим параметрам, боевым возможностям считаются сегодня одними из лучших кораблей подобного класса, – отметил заместитель главы военного ведомства.
Первые три МРК войдут в состав Балтийского флота, затем по два корабля получат Черноморский и Тихоокеанский флоты. На сегодняшний день Минобороны законтрактовало производство 12 кораблей. Однако в ближайшей перспективе плановое число этого семейства будет увеличено.
– С 2019 года мы контрактуем ещё шесть кораблей: четыре на Амурском судостроительном заводе и два на «Восточной верфи», – заявил Юрий Борисов.

«Шквал» сбалансирован по своим боевым возможностям: скорость, мореходность, мощное ударное ракетное вооружение – и надёжно прикрыт с воздуха

При этом в военном ведомстве считают, что пока ещё рано говорить о каких-либо планах по количественному составу в проекте 22800 на более отдалённую перспективу. По оценкам экспертов, в ближайшие годы Минобороны традиционно будет нарабатывать практический опыт эксплуатации этих кораблей в различных физико-географических и климатических условиях. Затем обобщит полученные данные, с учётом которых при необходимости в проект будут внесены изменения.
Пока же на финишную прямую строительства выходит головное изделие этой серии.
– Уже на воде находится головной корабль проекта 22800 «Ураган», который в ближайшее время – 15 мая, а может быть даже 14 мая, приступит к заводским ходовым испытаниям в акватории Ладожского озера, – сообщил начальник управления кораблестроения ВМФ России контр-адмирал Владимир Тряпичников. По его словам, в дальнейшем корабль ждёт переход в Балтийск и продолжение испытаний.
Здесь стоит отметить, что Минобороны и командование Военно-морского флота весьма требовательно подходят к вопросу выдерживания тактико-технических характеристик, заложенных в различные проекты на этапе их конструирования. Корабелы учитывают это требование военных. И не случайно заместитель министра обороны уделил особое внимание «Шквалу».
– У этого корабля у первого смонтирован зенитный ракетно-пушечный комплекс «Пан-
цирь-М». Вы знаете, какое это грозное оружие, показавшее себя уже в боевых действиях. Комплекс может работать и по беспилотникам, против авиационных средств, против ракет, – отметил Юрий Борисов. – Поэтому корабль получился сбалансированным по своим боевым возможностям. Думаю, его вклад в обороноспособность страны для охраны ближней морской зоны будет очень велик.
– Теперь корабль обрёл все нужные ему качества: скорость, мореходность, мощное ударное ракетное вооружение – и надёжно прикрыт с воздуха, – заявил главный конструктор АО «ЦМПКБ «Алмаз» Дмитрий Цимляков.

Санкт-Петербург – Москва

Юрий АВДЕЕВ, «Красная звезда»