Лики на бронзовых барельефах

image_print

Для Главного храма Вооружённых Сил России создаются грандиозные скульптурные композиции.

Фото Дарьи ПОЛЯКОВОЙ.

Обычному человеку увидеть подобное таинство, без сомнения, почти нереально. В этой мастерской, обустроенной на территории одной из промышленных зон в Подмосковье, творится настоящее волшебство. Из глины, гипса, воска формируются основы скульптурных образов, тех самых, которым предстоит отразить высокий духовный смысл и предназначение будущего собора. Именно здесь, в этих типовых производственных помещениях, рождаются лики и формы, создаются монументальные скульптурные полотна.

Автор композиций, которые станут украшением фасадов и внутренних стен будущего Главного храма Вооружённых Сил России, – Даши Намдаков. Это известный российский скульптор, художник-график, ювелир, дизайнер, член-корреспондент Российской академии художеств, лауреат премии Правительства РФ в области культуры. На его счету огромное количество работ, в том числе масштабных, монументальных. В их числе, к примеру, выполненный из бронзы и камня скульптурный комплекс «Царская охота» в Кызыле, обелиск «Центр Азии», также воздвигнутый в столице Тувы.
Работы Даши Бальжановича хранятся в фондах Государственного Эрмитажа, Российского этнографического музея в Санкт-Петербурге, Музея искусства народов Востока и Музея современного искусства в Москве, в музеях многих стран мира, в том числе в нью-йоркском «Тибет-Хаусе» и «Музее искусств» в Гуанчжоу (Китай). Есть они и в многочисленных частных коллекциях и собраниях. Выставки произведений Даши Намдакова, регулярно устраиваемые в различных уголках планеты, неизменно привлекают внимание искушённой публики, ведь его работы выполнены не только в классической, но и в уникальной смешанной технике, имеют ярко выраженный авторский стиль.

Фото Дарьи ПОЛЯКОВОЙ.

Для будущего Главного военного собора Российской армии и флота мастер создаёт серию величественных барельефов. Это изображения святых Владимира и Ольги, образы евангелистов, композиция «Спас Нерукотворный», центральные врата и ряд других.
Всё это будет отображено в бронзе. Почему выбран именно этот металл? Дело в том, что магистральная концепция возводимого собора заключается в создании образа храма-воина. А эта задача реализуется за счёт основного материала, применяемого в оформлении экстерьера, – литой бронзы. Как и модульных элементов покрытия стен, составленных на основе формы воинских доспехов.
Здесь, на производстве, воплощением идей Даши Намдакова занимается группа талантливых мастеров, подлинных профессионалов своего ремесла. В их числе Леонид Погребной, выпускник Московского государственного академического художественного института имени В.И. Сурикова при Российской академии художеств. Последние восемь лет он занимается как раз масштабными скульптурными проектами. Среди недавних работ, в создании которых Леонид принимал деятельное участие, – ландшафтная скульптура «Трансформация», установленная в сквере Сибирского федерального университета в Красноярске.
– Открытия делаешь каждый день, – делится Леонид эмоциями, которые сопровождают его труд. – Непрерывно идёт процесс развития, обучения. Из опыта участия в работе над проектами я тоже многое приобрёл. Главный храм Вооружённых Сил не исключение.
Командой Даши Намдакова (над воплощением художественного замысла будущего Главного собора российского воинства трудится несколько творческих коллективов) по плану проекта создано уже несколько фигур. Всего их будет восемь. Звонницы храма украсит парная композиция из конных изображений архангела Михаила – архистратига небесного воинства и святого воина-мученика Георгия Победоносца – небесного покровителя российского воинства, объединённых темой битвы со злом в образе змия. Их также создали в этой студии. Кроме того, мастерам предстоит отлить и центральные врата Главного храма.
Барельефы святого князя Владимира и святой княгини Ольги, которые делаются в этой мастерской, уже готовы. Правда, выполнены они пока только в глине. Но это обязательная часть процесса. В дальнейшем скульптуры ждёт ещё несколько обязательных трансформаций, прежде чем они будут отлиты в бронзе.
Работа не просто кропотливая – ювелирная. Каждый штрих на лице, каждый элемент в одежде отображается максимально точно, с мельчайшими подробностями. И это при том, что размер скульптур достигает… семи метров! Для удобства работы выстроены специальные леса. Сколько раз за рабочий день скульпторам приходится взбираться на высоту третьего этажа и спускаться вниз – никто даже не подсчитывал.
А сновать туда-сюда необходимо. Дело в том, что материал, из которого изготовлены скульптуры, точнее их выполненные в натуральную величину модели, – глина. Она требует постоянного увлажнения. Такова годами отработанная технология. Кстати, не менее тщательно, можно сказать скрупулёзно, соблюдаются в этой мастерской и процессы, связанные с формовкой, нанесением специальных покрытий, шлифовкой, полировкой металла, другими процедурами.
Множество перекрещённых деревянных реек на стене мастерской – это основа, каркас будущего барельефа «Спас Нерукотворный». Мастера в точности повторяют тщательно отрисованный макет: каждая точка, каждое пересечение линий строго соблюдаются. В дальнейшем на эту основу ляжет всё та же глина, которой скульпторы придадут заданный автором образ.
Даже сейчас увидеть всё полотно можно только с расстояния в несколько шагов – таковы параметры будущей скульптуры. Кстати, транспортировку работ, их перемещение из цеха в цех осуществляют здесь при помощи специальной техники: иначе эти изделия просто не сдвинуть с места.
Скульпторы обещают уложиться с работами в установленный срок. А это значит, что в композицию, которая составит убранство Главного храма Вооружённых Сил России, эти величественные барельефы войдут непременно.

Дмитрий СЕМЁНОВ, «Красная звезда» 

Московская область