На автодром – за пятёрками

image_print

В полку РХБ защиты Восточного военного округа прошли осенние контрольные занятия.

Войскам РХБ-защиты – 100 лет

Мастерство приобретается в поле. Фото автора.

Личный состав полка РХБ защиты, которым командует полковник Алексей Михеев, только начинает свою боевую биографию. Созданный несколько лет назад, этот воинский коллектив уже вписал в летопись части несколько славных страниц. Четвёртый год подряд солдаты, сержанты и офицеры полка решают все поставленные перед ними учебно-боевые задачи только на хорошо и отлично. Так было и на манёврах «Восток-2018». На подведении итогов манёвров тактическая и специальная подготовка воинов-химиков была оценена командующим войсками Восточного военного округа на твёрдую четвёрку. Однако почивать на лаврах солдатам, сержантам и офицерам полка долго не пришлось. После возвращения в пункт постоянной дислокации военнослужащих ждали осенние контрольные занятия.

Старт в нелёгких условиях
Забайкальская природа восстанавливалась после очередного наводнения. Вода заполнила овраги, ямы, развороченные колеи учебного автодрома полка радиационной, химической и биологической защиты. Накануне специалисты части полностью выполнили подготовку автодрома к предстоящему контрольному занятию. Однако из-за влаги плотно укатанный песок окопа, куда участникам контрольного занятия предстояло заводить задним ходом тяжёлые КамАЗы, в этот день осыпался.
– На такой трассе офицерам управления придётся нелегко, – обращаюсь к одному из руководителей занятия заместителю командира полка подполковнику Николаю Сажину.
– Думаю, абсолютное большинство успешно преодолеет все препятствия, – улыбнулся Николай Михайлович. – Они – настоящие профессионалы. К тому же вопросы повышения тактической, специальной и огневой выучки как старших, так и младших офицеров части командир полка полковник Алексей Михеев и мы, его заместители, держим под постоянным контролем. На занятиях в системе командирской подготовки регулярно доводим до офицеров передовую методику организации тренировок, расчётов, экипажей боевых машин по предназначению. Прежде чем офицеры управления, командиры подразделений донесут все эти знания до подчинённых, они сами отработают каждый элемент новой методики на занятиях в поле, контрольных тренировках под руководством командира полка, офицеров, имеющих опыт командования подразделениями в реальном бою. А тренировки по вождению боевых машин, выполнение нормативов по специальной подготовке проводятся в полку в любых погодных условиях.
…По команде руководителя контрольного занятия полковника Михеева офицеры управления замерли в строю.
Алексей Олегович был краток:
– Товарищи офицеры, сегодня вам предстоит выполнить контрольное упражнение по вождению автомобилей КамАЗ с учётом временных нормативов. Поскольку сегодня погода нас не балует, прошу при преодолении препятствий обратить самое серьёзное внимание на соблюдение мер безопасности. Трасса сложная, многие препятствия сырые. Если будете не уверены в своём мастерстве, лучше сбросьте скорость на препятствии, так вы избежите аварийной ситуации и сохраните машину.
Офицеры управления подполковники Алексей Самодуров, Николай Сажин, Анар Бахшиев, майоры Алексей Бобровников, Константин Хлесткин, капитаны Борис Москович, Михаил Демидас, Данияр Чуманов, Михаил Мордовин и другие внимательно слушали наставления командира. Перед началом контрольного занятия они под руководством заместителя командира полка подполковника Сажина прошли знакомую, казалось бы, трассу пеший по машинному, прикинули, где можно пройти участок на повышенной скорости, а где нужно притормозить.
Армейский принцип «Делай, как я!» в полку радиационной, химической и биологической защиты никто не отменял. По команде руководителя контрольного занятия место за баранками тяжёлых КамАЗов заняли три его заместителя – подполковники Сажин, Самодуров и Бахшиев. Через несколько секунд тяжёлые машины с небольшим временным интервалом рванули вперёд.
Оставшиеся на площадке офицеры управления с интересом наблюдали за контрольным заездом старших офицеров полка. Похоже, никто из них не сомневался, что все заместители отлично справятся с препятствиями на трассе. И основания для такой уверенности были.
Подполковник Сажин – один из самых опытных офицеров полка. Николай Михайлович за время службы не пропустил ни одну из командирских должностей. И каждая из них для офицера стала новой ступенькой в совершенствовании профессионального мастерства.
Незадолго до этого занятия подполковник Сажин участвовал в должности помощника руководителя учения по имитации в одном из практических этапов манёвров «Восток-2018». Это был его третий «Восток».

За рулём волнения
не ощущаешь
Первое препятствие – «участок скоростного маневрирования» – все три машины прошли на высокой скорости и тут же выскочили к «колейному мосту». КамАЗ подполковника Сажина слегка притормозил и, выбросив сизые клубы дыма, пошёл на штурм препятствия.
Мне не раз приходилось и самому «брать» «колейный мост», находясь в боевом отделении танка, боевой машины пехоты, самоходной артиллерийской установки, зенитной самоходной установки. Но то, что испытал в прошлом году, когда в этом же полку бывший начальник штаба подполковник Александр Фёдоров во время контрольной проверки пригласил меня пройти весь маршрут вместе с ним в кабине КамАЗа, запомнил хорошо. Когда огромный автомобиль пошёл на мост, исчезла земля. Во всю ширь лобового стекла в кабину ворвалась небесная синева. С высоты второго этажа панельного дома был хорошо виден только правый обрыв, в котором я мог оказаться, если колёса автомобиля не попадут на колею. К счастью, всё это длилось секунды, поэтому испугаться не успел. Словно небольшая шхуна с гребня волны, КамАЗ рухнул вниз и, перемахнув опасное полотно, оставил препятствие позади.
– Что вы чувствуете в этот момент – страх, азарт, волнение? – поинтересовался я у начальника штаба после прохождения трассы.
– Если честно, то ничего, – с улыбкой ответил Александр Валерьевич. – Всё то, что вы назвали, человек чувствует потом. А когда находишься за рулём, думаешь только об одном: как лучше выполнить упражнение и не подвести людей.
Вот и в этот раз заместители командира полка преодолели «колейный мост» без помарок. По всему чувствовалось, что опыта вождения КамАЗов по трассам любой сложности подполковникам не занимать. Даже самое сложное, на мой взгляд, препятствие – «постановку автомобиля в капонир задним ходом» – они выполнили с завидной точностью.
В оценочной ведомости управления части появились сразу три пятёрки.

Профессионалами
не рождаются
Места в кабинах КамАЗов заняла очередная смена офицеров – майор Алексей Бобровников, капитаны Борис Москович и Константин Хлесткин. Резкий взмах флажка руководителя контрольного занятия – и тяжёлые автомобили вновь рванули покорять сложную трассу.
– Николай Михайлович, КамАЗ – автомобиль тяжёлый сам по себе, а если добавить ему полную загрузку, то грамотно управлять им сможет только опытный водитель, – обращаюсь к подполковнику Сажину. – Насколько сложно офицерам держать его на трассе, а тем более преодолевать на нём такие сложные препятствия? Ведь они всё же не профессиональные водители…
– Они действительно не профессиональные водители большегрузных авто. Но легковые автомобили каждому из них хорошо знакомы. Эти навыки здорово выручают: при определённой практике освоить тяжёлую машину вполне возможно. Проблема заключается даже не в управлении, а в чувстве её габаритов. Вот для этого и необходимо постоянно тренироваться. Для каждого молодого офицера мы разрабатываем своеобразную программу. Начинаем учить новичка по элементам. К счастью, в части немало водителей, имеющих самые сложные категории, огромный опыт работы на гражданских предприятиях. Они охотно делятся профессиональными секретами. Кроме того, командование полка старается строить занятия в системе командирской подготовки таким образом, чтобы у молодых офицеров не было больших перерывов в практике вождения большегрузных автомобилей. Стараемся с этой целью использовать все имеющиеся возможности: полевые выходы, дополнительные тренировки, тактические учения. Главное здесь – желание самосовершенствоваться.
По всему чувствуется, оно у личного состава полка есть. Воинская часть по итогам боевой подготовки несколько лет подряд считается одной из лучших в общевойсковом объединении. С момента формирования она ни разу не получила в ходе итоговых проверок оценку ниже «хорошо».
Пока мы беседовали с Николаем Михайловичем, КамАЗы, управляемые майором Бобровниковым, капитанами Московичем и Хлесткиным, оставили позади большую часть препятствий и один за другим чётко вписались в повороты «змейки». Через минуту-другую все три автомобиля заняли свои места на исходной позиции.
После короткого анализа допущенных ошибок в оценочной ведомости появились три четвёрки. В дальнейшем такие же оценки заработали капитаны Михаил Демидас, Данияр Чуманов, Михаил Мордовин, лейтенант Андрей Пискунов.
– Николай Михайлович, а как сдали вождение и другие предметы офицеры боевых подразделений полка? – поинтересовался напоследок у заместителя командира.
– Тройки по вождению там получили считаные единицы. В основном это молодые выпускники военных училищ. Вообще-то к такому виду боевой подготовки, как вождение боевых машин, нужно подходить очень серьёзно. Вся армия – на колёсах. За последние годы изменились скорости боевой техники, появились новые препятствия, средства огневого противодействия, изменилась тактика боевого применения. Так что нам всем есть над чем работать… Что касается других предметов обучения, все подразделения оценены не ниже чем на хорошо. Полк в целом получил твёрдую четвёрку.

Владимир СЕМЕНИХИН