Оморяченный «Каракурт»

image_print

ВМФ России повышает свои боевые возможности.

На АО «Зеленодольский завод имени А.М. Горького» состоялась закладка малого ракетного корабля (МРК) проекта 22800 (шифр «Каракурт»), получившего имя «Тайфун». В торжественном мероприятии приняли участие главнокомандующий Военно-морским флотом адмирал Николай Евменов и начальник Управления кораблестроения Главного командования ВМФ контр-адмирал Владимир Тряпичников.

Военно-морской флот регулярно пополняется новыми боевыми единицами.

На основе самодостаточности
Выступая на церемонии закладки МРК, адмирал Николай Евменов отметил, что сегодня Военно-морской флот находится на стадии активного развития.
– Корабль этого проекта – пятый в серии, – заявил главком. – Строящиеся классы кораблей малого и крупного водоизмещения позволяют нам иметь самодостаточные надводные силы. Немаловажно, что при строительстве малых ракетных кораблей проекта 22800 используется региональный подход – они строятся в Зеленодольске, Санкт-Петербурге и Приморье. Это позволяет оснастить современными боевыми единицами все флоты в активном режиме.
История проекта 2280 началась с того, что из-за известных событий весны 2014 года на Украине произошла остановка постройки фрегатов «адмиральской серии» проекта 11356 по причине отказа украинской стороны в поставке морских газотурбинных двигателей. В дальнейшем негативную ситуацию усугубили западные санкции.
Напомним, тогда в России начала реализовываться программа по обновлению корабельного состава ВМФ. Наша страна была поставлена перед выбором: отказаться от имеющихся планов или скорректировать их с учётом сложившейся обстановки.
Минобороны поставило российским корабелам задачу – в максимально короткие сроки создать скоростной мореходный корабль небольшого водоизмещения с мощным вооружением и отечественной энергетической установкой, способный оперировать не только в ближней морской зоне. В основе задания главенствовало требование о создании корабля, состоящего из отечественных систем, комплексов, узлов, агрегатов. При этом должна быть обеспечена возможность строительства серии на различных судостроительных предприятиях. Новую серию малого ракетного корабля (МРК) планировали построить на смену ракетным катерам проекта 1241 «Молния» и МРК проекта 1234 «Овод». Поэтому за основу взяли концепцию, заложенную в ракетные корабли Советского Союза, с поправкой на современные реалии.
По сути, перед конструкторским коллективом ставилась задача спроектировать корабль по принципу «гениальная простота», только в этом случае можно при разной технической оснащённости заводов с помощью индивидуальных технологических решений добиться требуемого результата по соблюдению заданных тактико-технических характеристик.
Разработку проекта поручили АО «Центральное морское конструкторское бюро «Алмаз». Забегая вперёд, стоит отметить, что в настоящее время главный конструктор АО «ЦМКБ «Алмаз» Дмитрий Цымляков, рассказывая о проделанной работе, как истинный профессионал излагает факты, не приукрашивая их. Поэтому у неспециалистов порой складывается ошибочное мнение: мол, здесь работы всего ничего. На самом деле, выполнен большой и сложный объём работ.
Проектирование МРК начали в апреле 2015-го и полностью закончили к концу года. Судостроители уже к ноябрю получили корпусные чертежи закладных секций. 25 декабря 2015 года был заложен головной МРК, а 17 декабря прошлого года он вошёл в состав ВМФ и базируется на Балтийском флоте.
Три года, прошедших с момента принятия решения о начале строительства этих кораблей и до принятия на вооружение, можно считать своеобразным рекордом.
По мнению Дмитрия Цымлякова, уложиться в столь сжатые сроки позволила чёткая скоординированная работа Главного штаба ВМФ, Департамента обеспечения гособоронзаказа Минобороны, научно-исследовательского управления ВМФ, бюро-проектанта – АО «ЦМКБ «Алмаз», производственной кооперации под руководством головного завода АО «Ленинградский судостроительный завод «Пелла».
С целью сокращения сроков проектирования компоновка была во многом заимствована у «Овода». Аналогично проекту 1234 использована оте­чественная энергетическая установка на базе трёх дизелей М507Д-1, оптимизированных для увеличения ресурса.
Однако слепого копирования не было. На «Каракурте» применили другую форму корпуса. За счёт этого улучшили мореходность, избавились от высокой вибрации. В итоге получили корабль с высокой скоростью хода, прекрасной управляемостью, высокой манёвренностью и хорошими мореходными качествами.

При выполнении центровки двигателей и валовой линии допустимая погрешность исчисляется сотыми долями миллиметра

При проектировании использовались в основном имеющиеся технические решения, но не забыты и реалии нашего времени. Архитектура корпуса, в том числе геометрическая конфигурация надстройки и интегрированной мачты, учитывает требования по снижению радиоэлектронной заметности.
По оценке специалистов, проект 22800 выгодно смотрится и в финансовом плане. Стоимость постройки «Каракурта» примерно в три раза меньше, чем стоимость постройки современного фрегата. Строить такие корабли по отлаженной технологии можно за два с половиной – три года в отличие от фрегатов, на изготовление которых требуется пять лет и более.
Строительство МРК ведётся поблочно, с дальнейшей сборкой по направлению. Самое сложное в производстве – это точно выдержать технологию формирования стыковки секций, для того чтобы корпус получился ровный. Когда в корпус устанавливается валовая линия и двигатели, корабелы должны выполнить буквально ювелирную работу. Для центровки двигателей и валовой линии допустимая погрешность исчисляется сотыми долями миллиметра. При этом возможный изгиб на всю длину корпуса не должен превышать десяти миллиметров.
Надо отметить, что не обделён проект и вниманием… флотских юмористов. МРК проекта 1234 имели названия «Буря», «Гроза», «Град» и тому подобные. Серия кораблей в ВМФ получила в итоге прозвище «дивизион плохой погоды»…
В связи с этим моряки положительно оценили выбор названий новых кораблей, рекомендованный отделом НИИ (кораблестроения и вооружения ВМФ) ВУНЦ «Военно-морская академия», продолжающий традицию, начатую ещё в XIX веке.
Корабли проекта 22800 получили имена: «Ураган», «Тайфун», «Шквал», «Шторм». Однако в дальнейшем их переименовали в «Мытищи», «Советск», «Одинцово», «Козельск» (соответственно). МРК, строящиеся на ПАО «Амурский судостроительный завод» (Комсомольск-на-Амуре), названы «Ржев», «Удомля», «Павловск», «Уссурийск». Ответ от флотских остро­словов не заставил себя ждать – «районный дивизион».

Малотоннажный локомотив
После «лихих девяностых» оте­чественное судостроение, особенно малотоннажное, мягко говоря, находилось в коматозном состоянии. На реанимацию производства требовалась финансовая подпитка, которую обеспечили контракты от Минобороны.
Стартовой строительной площадкой проекта стало АО «Судостроительный завод «Пелла» (Отрадное), получившее контракт на семь кораблей.
В августе 2016 года Минобороны заключило контракт с АО «Зеленодольский завод имени А.М. Горького» (Зеленодольск) на постройку ещё пяти МРК проекта 22800.
В августе 2018 года военное ведомство приступило к реализации плана по оснащению Тихоокеанского флота кораблями проекта 22800. Четыре из них будут построены на ПАО «Амурский судостроительный завод» (Комсомольск-на-Амуре), и два корабля – на АО «Восточная верфь» (Владивосток).
Кроме того, в программе по строительству МРК проекта 22800 участвуют ФГУП «Судостроительный завод «Море» (Феодосия) и ООО «Судостроительный завод «Залив» (Керчь).
Выполнение контрактов, помимо госзаказов, сопряжено и с участием предприятий в различных государственных программах, направленных на развитие производства. Оно будет использоваться и при выполнении модернизации кораблей, у которых большой задел по этому направлению.
Корабль имеет модернизационный потенциал, который позволяет на его базе создать, условно говоря, варианты различного назначения для охраны ближней морской зоны. При этом их массовое строительство можно вести на различных судостроительных заводах, занимающихся производством малотоннажных судов.

С заделом на перспективу
Проект 22800 поставил крест на былых представлениях о роли и месте МРК в войне: «малый корабль – малые возможности». В настоящее время боевая мощь оценивается не только по размерам и количеству оружия.
– Корабли малого водоизмещения оснащаются высокоточным оружием большой дальности, – отметил адмирал Николай Евменов. – В Сирии они справились с выполнением поставленных заданий, которые можно считать задачами стратегического уровня.
Ракетно-артиллерийское вооружение корабля оснащается универсальными пусковыми установками, которые позволяют использовать крылатые ракеты семейства «Оникс» и «Калибр», а также их экспортные аналоги Club-N, BrahМos. Кроме того, применяется усовершенствованная артиллерийская установка АК-176МА, у которой повышена точность стрельбы за счёт ис-пользования электрических приводов.
Первые два корабля имеют, так скажем, упрощённый состав ракетно-артиллерийского вооружения и радиотехнического оснащения. Необходимо ещё раз отметить, что в проекте использовались комплексы, успешно прошедшие государственные испытания и готовые к серийному производству. Вместе с тем разработчиками сделаны и прорабатываются варианты с другими перспективными образцами вооружения, позволяющими расширить перечень выполняемых боевых задач и боевые возможности корабля.

При строительстве МРК проекта 22800 используется региональный подход – они строятся на Балтике, в Татарстане, Крыму и Приморье

В настоящее время в информационном поле активно обсуждается заявление замминистра обороны РФ Алексея Криворучко о том, что в 2020 году завершатся государственные испытания перспективного ракетного противолодочного комплекса «Ответ». Но необходимо учесть, что Минобороны о комплексе «Ответ» не давало какой-либо подробной информации.
Тем не менее одни эксперты поясняют, что новый комплекс по сути – это дальнейшее развитие противолодочного комплекса «Пакет-НК». Модульная конструкция позволит разместить «Ответ» на кораблях практически любого водоизмещения, от малого ракетного до тяжёлого атомного крейсера. Этот универсальный инструмент действует по принципу «обнаружил – поразил». При этом в качестве угрозы и объекта для поражения рассматривается как носитель угрозы, так и применяемое им торпедное вооружение.
Другие эксперты отмечают, что в номенклатуре боеприпасов для универсального комплекса «Калибр-НК» имеются ракето-торпеды, интегрированные для боевого применения с использованием вертикальной пусковой установки, которыми оснащены: фрегаты проектов 22350 и 11356, корветы проекта 20385, корабли проекта 11661, а также МРК проектов 21631 и 22800.
Универсальная система управления ракетным комплексом представляет собой автоматизированную систему, работающую в реальном масштабе времени в составе боевой информационно-управляющей системы (БИУС) корабля-носителя. Предстартовая подготовка ракет, формирование и ввод полётного задания осуществляются универсальной системой управления.
Ракето-торпеда на первом участке полёта идёт по баллистической траектории в сторону цели. При достижении заданной точки торпеда отделяется от носителя, приводняется на парашюте и ищет подводную лодку с помощью собственной головки самонаведения.
Экспертами высказываются предположения, что перспективный противолодочный ракетный комплекс совместит в себе технологии как «Пакета-НК», так и противолодочной ракеты «Калибра-НК». Вероятно, боеприпас будет представлять собой вариант ракето-торпеды 91РТ2 с головной частью в виде торпеды МТТ или её аналогов.
Спецификации по «Ответу» нет, но тем не менее, по оценкам экспертов, МРК проекта 22800 могут стать полноправными исполнителями задач по противолодочной обороне.
Не менее интересным эксперты считают заявление, которое сделал генеральный директор и генеральный конструктор АО «Военно-промышленная корпорация «Научно-производственное объединение машиностроения» Александр Леонов.
– «Оникс» будет служить ещё долго, – сказал гендиректор. – Мы выступили с рядом предложений по улучшению его лётных характеристик для повышения эффективности этого комплекса.
Ещё рано строить прогнозы о том, как в целом изменятся возможности комплекса, однако видно, что перспективы развития «Оникса» не исчерпаны. А насколько они будут востребованы в Минобороны, покажет время.

Двигательное торможение
Проект реализовывался вполне успешно, но, как говорится, пришла беда, откуда не ждали. Серийное строительство МРК проекта 22800 затормозилось из-за ПАО «Звезда», которое не выполнило взятые на себя обязательства по выпуску дизельных двигателей М507.
Проблемные вопросы по данной тематике возникли не вдруг и обсуждались на различных уровнях, в том числе на форуме «Армия». В целом кризисная ситуация обусловлена рядом внешнеполитических факторов. Другое дело, что представители промышленности в морском двигателестроении недооценили ряд факторов. Потребовалось принятие дополнительных антикризисных мер.
Созданная межведомственная комиссия под руководством замглавкома ВМФ вице-адмирала Виктора Бурсука проработала план мероприятий, направленных на стабилизацию ситуации по поставкам двигателей в рамках реализуемых проектов, в том числе и по «Каракуртам». По заявлениям представителей Минобороны, решение проблемы ожидается к 2021–2022 годам.

Юрий АВДЕЕВ, «Красная звезда»