Отцовская дорога

image_print

Идя по ней, командир звена майор Вадим Вакуленко успешно справился с серьёзными испытаниями.

Майор Вадим Вакуленко.

У людей военных, да и не только у них, медаль «За отвагу» пользуется особым уважением: заслужить эту награду непросто – нужно проявить то самое качество в экстремальной обстановке. В офицерской биографии командира вертолётного звена майора Вадима Вакуленко сложных ситуаций было немало, но они только закаляли характер и способствовали профессиональному росту.

Уроки сирийского неба
Настоящим университетом боевого мастерства для майора Вакуленко стали командировки в Сирию. Всего, начиная с 2016 года, их было пять. Все на Ми-35: огневая поддержка войск, прикрытие транспортных вертолётов Ми-8, обеспечение взлёта-посадки транспортных самолётов на аэродроме Хмеймим, реже перевозка личного состава.
«Одно дело – рекомендации в учебниках и наставлениях и другое – боевая работа по выполнению конкретных задач в условиях активного противодействия, – поясняет майор Вакуленко. – Приходилось вносить определённые коррективы, поднимаясь в сирийское небо».
Всё-таки участие в учениях на внутренних полигонах пусть и включает какие-то вводные, но всё-таки куда менее напряжённые и для опытного пилота вполне предсказуемые. Здесь же ситуация постоянно менялась с учётом тактики далеко не условного противника. Учитывать это жизненно необходимо для успешного выполнения поставленных задач. Опять же наработанный опыт передавали друг другу, как дела и должность. В очередную командировку лётчики направлялись, уже чётко зная, как в той или иной ситуации действовать наиболее эффективно.
Майор Вакуленко настойчиво учил подчинённых. Тем более что в каждой командировке в экипаже обязательно был новый лётчик. Для кого-то встреча с сирийским небом оказывалась первой – таким особое внимание. Разве что со штурманом эскадрильи капитаном Андреем Юрком летали дважды – тот занимал место лётчика-оператора.
К слову, этот офицер один из тех, кто, в своё время уволившись по сокращению штатов, вернулся с «гражданки» в армейский строй. Факт показательный: авторитет службы в Вооружённых Силах растёт, и для толковых специалистов вакансии находятся.
«Если подытожить, то самое главное в сирийских командировках – это спасение жизней тех ребят, которые находятся на земле, помощь им в выполнении поставленных боевых задач», – резюмирует майор Вакуленко.
Одновременно проверяли в сложных условиях технику. И надо отдать должное Ми-35: он зарекомендовал себя с самой лучшей стороны – мощный двигатель, современное оснащение. «Его бортовой комплекс обороны способен засекать работу локаторов систем целеуказания, старты зенитных ракет и тут же снимать угрозу применением систем оптико-электронного подавления», – не вдаваясь в подробности, поясняет вертолётчик.
Несмотря на безотказную и современную технику, опасность, по его словам, присутствовала практически в каждом полёте. Боевики используют против вертолётов огонь крупнокалиберных пулемётов, зенитные установки. Тут каждый вылет боевой, а у лётчика с собой традиционный набор: автомат, пистолет, гранаты, запас боеприпасов и аварийная радиостанция…
Заслуженная оценка результатов работы в череде боевых командировок – представление к государственной награде. Когда конкретно документы ушли «наверх», Вакуленко и сам не знал. Скорее всего, за командировку в январе–марте 2017 года, когда вертолёты выполняли задачи по поддержке сирийской правительственной армии, которая вела тогда ожесточённые бои. А уже в июле 2018-го офицеру вручили медаль «За отвагу».
Одним из первых его поздравил отец, который, конечно же, очень переживал за сына. Ему-то хорошо известно, что такое боевые вылеты и какие опасности подстерегают в по-настоящему горячем небе. За крайнюю командировку капитан Вакуленко был отмечен ещё одной наградой – медалью «За боевые отличия».

Если у многих его одноклассников возникали сомнения по поводу выбора профессии, то Вадим Вакуленко для себя давно всё решил, ещё задолго до выпускного вечера

Семейная традиция
Если у многих его одноклассников возникали сомнения по поводу выбора профессии, то Вадим Вакуленко для себя давно всё решил, ещё задолго до выпускного вечера. В Сызрани, где и родился, он жил в доме, расположенном напротив Высшего военного авиационного училища лётчиков (СВВАУЛ). Но не только поэтому с малых лет Вадим прекрасно знал, что такое курсантская жизнь, а самое главное – что ожидает офицера-вертолётчика в предстоящей службе. Ведь перед глазами был пример отца.
Валерий Владимирович Вакуленко летал бортовым техником на Ми-8. Боевой опыт приобретал в Афганистане в 1986–1988 годах – период непростой для нашего контингента, в том числе для вертолётчиков. Но экипажи достойно несли службу, каждый вылет рискуя жизнью при выполнении поставленных задач. Тогда наградой за ратный труд на афганской земле стал орден «За службу Родине в Вооружённых Силах СССР» III степени.
В последние годы подполковник Вакуленко служил в Сызранском высшем военном авиационном училище лётчиков. В начале 1990-х его назначили преподавателем на кафедру конструкции и эксплуатации вертолётов с должности начальника инженерно-авиационной службы полка. Неудивительно, что Вакуленко-старшего знают почти все лётчики армейской авиации. Карьера наставника после училища продолжилась в Центре боевого применения и переучивания лётного состава (авиационного персонала армейской авиации), где он продолжает работать преподавателем по сей день.
Словом, неудивительно, что Вадим готовил себя именно к этой профессии, совершив, что называется, второй заход – в 2001 году стал курсантом СВВАУЛ. Через пять лет лейтенанта Вакуленко направили для дальнейшего прохождения службы в один из авиационных гарнизонов Ленинградского военного округа.

Должность с «пересадкой»

Ми-35 в полёте.

Первая должность, и сразу же серьёзная проверка: в училище он осваивал Ми-8Т – три года на нём летал, а здесь назначили лётчиком-оператором Ми-24.
«Теоретическая подготовка была, а вот практики никакой. Пришлось поднапрячься, чтобы в короткий срок стать в строй, – вспоминает тот период Вадим. Прибыв в часть в начале декабря, ещё до Нового года поднялся в небо. Такая вот «пересадка» по ходу с одного типа вертолёта на другой.
«Спасибо заместителю командира эскадрильи майору Кузнецову, в чей экипаж изначально попал, – отмечает майор Вакуленко. – Благодаря ему смог освоить многие нюансы управления Ми-24. Усвоил, как действовать в той или иной ситуации».
Дальнейший уровень подготовки Вакуленко повышал в процессе повседневной напряжённой службы. Спустя год после прибытия в часть Вадим стал лётчиком 3-го класса, через пять лет – 2-го, а в 2017-м – 1-го класса. А вслед за Ми-24 освоил и транспортно-боевой Ми-35.
С ростом квалификации Вакуленко повышался в должности. Прослужив год лётчиком-оператором, был назначен штурманом звена. Ещё через год – командиром вертолёта, два года спустя – старшим лётчиком. В этой должности он участвовал в первом для него масштабном учении – «Запад-2013». Были и до этого учения, но здесь потребовалось выполнять сложные задачи на незнакомых полигонах. Да ещё под строгим взглядом военачальников высокого ранга.
Ещё один запоминающийся эпизод в служебной биографии – командировка за Полярный круг. Там лётчики решали задачи во взаимодействии с коллегами с Северного флота. Помимо адаптации к непривычным условиям и сложной местности, ещё и цели пришлось уничтожать не на суше, а непосредственно в море.
Возросшим уровнем лётного мастерства капитан Вакуленко охотно делился с сослуживцами. Не случайно в 2014 году его, не только отличного лётчика, но и зарекомендовавшего себя наставника, назначили командиром звена.
«На мой взгляд, это ключевая должность в биографии лётчика армейской авиации, – рассказывает Вадим. – Тут и сам много летаешь, и с личным составом постоянно работаешь – ответственность выше. Нередко приходилось исполнять обязанности командира эскадрильи и его зама. Всё это хорошая школа!»

В небе над Красной площадью
Памятным для майора Вакуленко стало участие в воздушной части военного парада над главной площадью страны в День Победы. Такая честь ему была оказана дважды – в 2016 и 2017 годах. Правда, второй раз дело дошло только до генеральной репетиции – полёту над Красной площадью помешали метеоусловия. Но в 2016-м программу отработали полностью.
«Впечатлений на всю жизнь, – рассказывает вертолётчик. – Четвёрка Ми-35-х была полностью сформирована из нашей эскадрильи, а старшим назначен мой первый командир – подполковник Александр Кузнецов. Жаль, что не удалось рассмотреть её красоту: всё внимание вертолёту ведущего капитана Максима Харитонова – нужно было держать строй».
Главная особенность такого полёта, как уточнил командир звена, укороченные интервалы и дистанция. Поэтому полёту предшествовали многочисленные тренировки под руководством опытных инструкторов на базе Центра боевого применения и переучивания лётного состава в Торжке, откуда 9 Мая и взлетали.
За участие в параде Вакуленко был награждён медалью «За воинскую доблесть» II степени. А ещё – восторженными отзывами его детей, которые внимательно следили за военным парадом, особенно воздушной его частью, по телевизору. Их в семье Вадима и жены Натальи трое.
Радуется майор Вакуленко и лётной молодёжи – будущей смене армейской авиации. В их числе лейтенант Александр Королёв – выпускник филиала ВУНЦ ВВС «Военно-воздушная академия» в Челябинске, прибывший в эскадрилью в декабре прошлого года на должность штурмана-оператора. Ему, как и другим вчерашним выпускникам, в военной авиации рады и активно помогают в становлении старшие товарищи и наставники.

Олег ПОЧИНЮК, «Красная звезда» 

Фото автора
Санкт-Петербург