Память срока давности не имеет

image_print

Свыше 1600 экспонатов в 2020 году пополнили фонды Музея Победы.

На хранение в Музей Великой Отечественной войны на Поклонной горе столицы в год 75-летия Победы поступило в два раза больше предметов, чем в предыдущем. Это важно, потому что все они – зримые свидетельства времени, точные приметы истории. Они не только прошлое. История определяет настоящее и будущее.

«Не стоит забывать, что из-за коронавируса были введены ограничения на работу музеев, но, несмотря на это, в Год памяти и славы мы смогли значительно пополнить фонды, к нам активно обращались дарители. Семейные реликвии передавали жители Москвы, Подмосковья и других регионов нашей страны. Всего же в наших фондах хранится более 300 тысяч предметов», – рассказал главный хранитель Музея Победы Станислав Вельский.
К предметам в фонде добавилось свыше 1200 газет и журналов, более 30 фронтовых писем, около 70 фотографий, 27 произведений графики и живописи, более 50 наградных документов, около 80 наград и нагрудных знаков.
Фонды пополнились и предметами формы одежды и амуниции военного периода, предметами быта середины ХХ века, оружием и снаряжением.
В 2020 году также значительно увеличилась музейная коллекция графики и живописи. Так, например, в музей были переданы 11 живописных работ участника Великой Отечественной войны, мастера Студии военных художников имени М.Б. Грекова Марка Домащенко. Эти произведения, а также другие его фронтовые зарисовки, полотна, основной темой которых стала Великая Отечественная война, гости увидят на художественных выставках музея, после того как он откроется для посетителей.
Среди новых поступлений теперь есть и уникальный раритет: фронтовой дневник, переданный москвичкой Анной Яковлевной Маслюковой. Записи её отца, Якова Ивановича Маслюкова, начавшего воевать в звании майора, передают атмосферу первых дней войны и рассказывают о боевом пути 37-й Краснознамённой стрелковой дивизии.
Первая запись в дневнике датируется 21 июня 1941 года. На страницах дневника разворачиваются события первого месяца Великой Отечественной. Дальше идёт рассказ о 22 июня, когда эшелон с управлением дивизии прибыл в Молодечно (Белоруссия), и продолжается до 20 июля 1941 года, когда оставшимся в живых солдатам и офицерам удалось выйти за линию фронта. Яков Иванович подробно описывает этот долгий и тяжёлый тысячекилометровый путь. В нём неизвестность утра 22 июня, когда дивизия остаётся без связи, первые бои, первые потери… И то, что отряд оставшихся в живых бойцов не бежит в панике. Красноармейцы отступают, оказывая постоянное сопротивление врагу, а иногда и переходя в контр-
атаки, захватывая трофейное оружие. Удивительно, что даже в такой сложной обстановке майор Маслюков сумел практически ежедневно вести дневник. 120 бойцов и командиров смогли тогда пройти эту дорогу – через леса, болота, прорвавшись и выйдя к своим сквозь кольцо вражеского окружения.

В числе экспонатов, недавно переданных в музей родственниками участников Великой Отечественной войны есть и необычный фронтовой альбом «В боях за Родину»

Дочь передала на вечное хранение в Музей Победы не только уникальные записи отца, но и его фотографии времён войны, фотоаппарат и трофейный компас.
«Я хочу, чтобы эти реликвии увидели посетители музея и чтобы память о моём отце сохранилась на долгие годы», – сказала Анна Яковлевна.
В числе экспонатов, переданных в музей родственниками участников Великой Отечественной войны, есть и необычный фронтовой альбом «В боях за Родину».
Самодельный альманах подарил музею москвич Сергей Щелочков. Альбом посвящён 669-й Отдельной кабельно-шестовой роте связи, которой командовал дед Сергея Геннадьевича капитан Пётр Квитко.
«Этот альбом передавался в нашей семье из поколения в поколение как самая дорогая реликвия. После смерти деда в 1946 году альбом, а также личные вещи, дневники, письма жене и дочери родные бережно хранили почти 75 лет. Но в этот юбилейный год на семейном совете мы решили, что, наверное, будет правильным передать альбом в музей. Ведь это не только личная история моего деда, но и история страны. Нужно, чтобы такие уникальные вещи могли видеть и другие люди, особенно подрастающее поколение», – уверен Сергей Щелочков.
Пётр Квитко командовал ротой всю войну – с момента её формирования осенью 1941 год. Боевой путь роты необычный. С октября 1941 года в составе войск Красной Армии она была направлена в Иран, через два года – переброшена под Старую Руссу, а в 1944 – вновь в Иран. Почти 40 листов рассказывают о боевом пути подразделения – прокладке линий связи под огнём противника на Северо-Западном фронте, службе в Иране и обеспечении связью персидского коридора ленд-лиза, пешей переброске в район Вышнего Волочка и многое другое. Альбом с любовью оформляли сам Пётр Наумович и его подчинённые – рисовали подробные схемы, вклеивали фотографии и вырезки из газет. Но самое ценное – записи, которые дают представление не только о роте и её ратном пути, но и о каждом солдате и их командире. На страницы бережно наклеены фотографии или нарисованы портреты бойцов, рассказывается об их жизни до войны и заслугах на фронте – наградах, грамотах и т.д. Это редкая информация, несомненно, вызовет огромный интерес у исследователей, а также поможет родным всех героев альбома больше узнать о своём близком человеке. Сегодня многие с трудом, буквально по крупицам, восстанавливают биографии своих предков.
Кроме этого, музею были переданы фотографии Петра Квитко времён войны и две рукописные тетради. Подробный «Журнал учёта боевых заданий 669-й Отдельной кабельно-шестовой роты связи» Квитко вёл с 1 сентября 1941 по 10 декабря 1945 года. Записи учитывают весь путь роты – Иран, СССР и вновь Иран. Полученный опыт капитан обобщил в конце службы. Документ «Опыт боевой работы 669-й Отдельной кабельно-шестовой роты связи в период Отечественной войны 1941–1945 гг.» он обобщил в Иране в августе 1945 года.

Юлия ГРИГОРЬЕВА

Ирина ПАВЛЮТКИНА, «Красная звезда»