Под звуки марша боевого

image_print

Оцифрован сборник исторических партитур для военных оркестров.

Оркестр гвардейского флотского экипажа.

С партитурами старинных военных маршей, собранными в единый цифровой сборник специалистами Президентской библиотеки, сегодня могут ознакомиться все желающие. А особо полезным этот сборник может стать для современных военных музыкантов.

В русской военно-оркестровой деятельности акцент традиционно делался на создание строевой музыки, предназначенной для выполнения оркестрами своей основной служебной функции, то есть маршей. Изданный музыкальным издателем Дальмасом 4-томное издание 208 партитур, написанных в период с 1809 по 1829 годы, явилось своеобразной вехой для музыкальной культуры России в целом. В собрании представлены два типа маршей: тихие и скорые. Среди авторов маршей, собранных в этом издании представлены Н.Титов, А.Дерфельдт, К.Кавос, О.Козловский, Антонолини, Д.Штейбельт. Тихий марш лейб-гвардии Семёновского полка был написан его командиром генералом А.Римским-Корсаковым. Сто десять маршей напечатаны без указания авторов. Темами маршей нередко становились народные песни, так, в одном из скорых маршей А. Алябьева, спользована солдатская песня «Вдоль да по речке». Ещё несколько маршей этого композитора основаны на народно-песенных интонациях.
Другой, к сожалению, неизданный военно-музыкальный раритет в виде альбома из 252 листов нотных записей передал в библиотеку для оцифровки Российский институт истории искусств. И теперь, благодаря кропотливой работе специалистов иновационного электронного «книгохранилища», эти уникальные материалы можно увидеть на портале библиотеки в открытом доступе.

С появлением регулярной армии родилась и военная маршевая музыка: в 1711 году был издан Петровский указ о штатах полковых оркестров

Оркестр Онежского пехотного полка.

Долгое время хранившийся в кабинете рукописей РИИИ сборник содержит военные марши ХIX – начала ХХ веков и представляет собой неизданный нотный альбом из двух с половиной сотен листов нотных записей с авторскими и редакторскими автографами. Лучшие из сочинений этого жанра были отобраны для передачи в полки императором Николаем II и должны были сыграть свою мобилизующую роль в поднятии морального настроя войск в период Первой мировой войны. Но в стране начаись революционные времена, и альбом не был издан. И только сейчас, благодаря инновационным технологиям Президентской библиотеки, он стал общедоступным в современном электронном формате.
Среди партитур – марши «Воинский дух» Фр. фон-Блона, «Лихая часть» Ю. Ленгардта, знаменитый марш И. Вальха 1814 года «Вступление в Париж», прославляющий победу над Наполеоном, марш «Черногорский» Л. Минкуса из балета «Роксана», марш Ц. Пуни из балета «Конёк-Горбунок» и ряд других образцов маршевой классики. Большинство партитур написаны для военных духовых оркестров смешанного состава.

Оркестр лейб-гвардии казачьего полка 1892 г.

Как пояснил «Красной звезде» начальник отдела сканирования Президентской библиотеки Сергей Тихонов, материалы в неизданный сборник воинских, так называемых, скорых маршей отбирал лично Николай II. На полях сохранилось очень много его помет. Император хотел издать сборник для того, чтобы посредством репертуара военных оркестров поднять боевой дух российских войск. В основном Российским институтом истории искусств Президентской библиотеке переданы военные марши, под которые, по словам отбиравшего их императора Николая II, «было бы не страшно уходить на фронт».
Военный, или скорый (походный и парадный), марш как жанр берёт своё начало в петровские времена. С развитием регулярной армии родилась и регулярная маршевая музыка: в 1711 году был издан царский указ о штатах полковых оркестров. Лейб-гвардии Преображенский полк, основанный в 1691 году Петром Великим, первым обзавёлся «духоподъёмным» маршем для парадов, и поддержания боевого настроя войск в процессе долгих пеших переходов. Когда ноги уже не держали солдат, их поддерживала музыка. До появления марша эту функцию исполняла походная песня. К 1716 году в оркестре Преображенского полка играли уже 40 музыкантов, а с 1722-го все армейские полки должны были иметь свои оркестры.
Обращение к оцифрованной маршевой классике, которая теперь широко доступной для самых отдалённых регионов страны через компьютерные сети, вполне может способствовать и развитию репертуаров современных военных оркестров.

Владимир СОСНИЦКИЙ, «Красная звезда» 
Фото из фондов
Президентской бибиотеки.