Повелители «Медведей»

image_print

Водители южноуральского гаубичного артиллерийского дивизиона успешно осваивают новый тип артиллерийских тягачей.

«Медведи» на марше. Фото автора.

По одной из многих дорог Чебаркульского межвидового полигона недавно, перемешивая гусеницами комья подтаявшей глины, в заданный район выдвинулся танковый батальон. Казалось, что вслед за ним по пробитой вязкой колее, кроме иных гусеничных боевых машин, ничто не пройдёт.

Однако получасом позже, напрягая турбированные двигатели, участок лесополосы успешно покинуло подразделение четырёхосных артиллерийских тягачей с семитонными 152-мм гаубицами «Мста-Б» на буксире. Данный тип орудия в отдельном представлении не нуждается. Но многоосный тягач сегментного вида определённо заслуживает детального внимания.
– Вверенный мне дивизион пока единственным в Центральном военном округе полностью перевооружился на новый автомобиль повышенной проходимости КамАЗ-63501 «Медведь» с колёсной формулой 8х8, – поясняет командир гаубичного артиллерийского дивизиона танкового полка 90-й гвардейской танковой дивизии майор Андрей Шевчук.
До этого, по словам офицера, орудия дивизиона «катали» трёхосные «Уралы». Тоже машины что надо, но по ряду технических параметров всё же уступавшие новой разработке армейских автомобилестроителей. Загибая пальцы на руках, мой собеседник отмечает дополнительные плюсы, присущие «Медведям»:
– Расширенная колёсная формула позволяет преодолевать брод глубиной до одного метра семидесяти пяти сантиметров и ров шириной в метр сорок. В этом уже важное преимущество, – отмечает командир дивизиона и поясняет: – В ряде случаев появилась возможность с ходу, без предварительной разведки, преодолевать сложные даже для многоосных транспортных средств заболоченные участки местности.

Главные для расчётов буксируемых гаубиц новшества оказались размещёнными на самом автомобильном шасси

Но главные для расчётов буксируемых гаубиц новшества, как оказалось, размещены на самом автомобильном шасси. Подчинённым майора Шевчука за период контрактной службы в рамках плановой боевой подготовки довелось, что называется, в деле и весьма основательно опробовать предшественников «Медведей». Оттого им есть с чем сравнивать.
Водительский состав, например, в унисон отмечает новизну рестайлинговой кабины: обновлённый интерьер с удобной и современной приборной панелью, позволяющей следить за состоянием всех важных узлов и систем грузовика. Комфортабельные сиденья с пневмоподвеской снижают усталость водителя и членов экипажа при длительных переездах. Такие переезды, кстати, в практике чебаркульских артиллеристов случались уже не единожды. Например, когда пришлось перегонять грузовики с буксируемыми орудиями из пункта постоянной дислокации в Свердловскую область для участия в параде Победы в составе механизированной колонны войск Екатеринбургского гарнизона.
Довольны новой сегментной компоновкой и специалисты артиллерийских расчётов.
– Ранее, – отмечает майор Шевчук, – боеприпасы, возимое оборудование и полевая документация, да и сами артиллеристы по пути на полигон вынуждены были размещаться в бортовом кузове, невзирая на время года и не всегда благоприятные погодные условия. Бывало, проследуют под дождём или в мороз два-три десятка километров к месту проведения занятия, и тут же усталыми приступают к отработке учебно-боевой задачи.
Теперь всё намного комфортнее. Колёсный тягач оснащён обитаемым отсеком для размещения расчёта орудия. В нём предусмотрено всё необходимое для удобного переезда и временного обитания личного состава: сиденья, стол, пирамида для оружия. Есть автономные отопительно-вентиляционная и фильтро-вентиляционная установки, предусмотрено переговорное устройство между кабиной и обитаемым отсеком.
Весомым подспорьем в боевой работе стал кран-манипулятор, размещённый на шасси между обитаемым отсеком и кузовом. Теперь погрузка и выгрузка боеприпасов производится без избыточных физических нагрузок на личный состав.
Наконец, у «Медведей» имеется ещё один значимый плюс, который вдохновляет и обнадёживает артиллеристов. Нынешний КамАЗ-63501 в отличие от предшественника частично бронирован. В частности, защиту от огня стрелкового оружия и осколков получили водительская кабина, обитаемый отсек, места размещения аккумуляторов, топливные баки и даже днище двигателя. «Надо было видеть, с каким вдохновением знакомился личный состав с принимаемыми на вооружение новинками», – вспоминает недавнее прошлое командир гаубичного артиллерийского дивизиона.
Важно, что ни орудийным расчётам, ни водительскому составу, ни самому майору Шевчуку с офицерами подразделения переход на новое изделие каких-либо трудностей не добавил. Максимум, что, по словам офицера, довелось сделать ему и штатным водителям, имеющим, кстати, дефицитную по армейским меркам категорию Е, – так это детально, до мелочей ознакомиться с технической документацией специализированного транспортного средства.
Насколько продуктивен был этап освоения «Медведей», показало ближайшее дивизионное командно-штабное учение, где батареи гаубичного артиллерийского дивизиона справились со всеми задачами с заметным опережением нормативного времени по целому ряду отрабатывавшихся учебно-боевых элементов.
Вот и на этот раз в ходе планового учения зимнего периода обучения артиллеристы южно-уральского танкового соединения при розыгрыше тактического эпизода совершили марш в заданный район, где успешно выполнили нормативы, касающиеся подноса и загрузки боеприпасов при помощи штатного крана-манипулятора. Отработали метод кинжального огня, уничтожая прямой наводкой бронеобъекты условного противника на расстоянии до двух километров. В итоге, помешав своим противодействием наступлению условного противника, артиллеристы быстро свернулись, прицепили орудия к артиллерийским «Медведям» и скоростным маршем убыли в район сосредоточения.
Результат очередного учебно-практического дня удовлетворил всех. И, вглядываясь в лица водителей, нельзя было не заметить: они гордятся своими универсальными «Медведями».

Юрий БЕЛОУСОВ, «Красная звезда» 

Екатеринбург – Чебаркуль