Скрытность определяет спектр задач

image_print

Боевая мощь флота прирастает по графику и в соответствии с намеченным планом.

В рамках реализации государственной кораблестроительной программы по обновлению неатомной составляющей подводных сил Военно-морского флота завершился морской этап госиспытаний дизель-электрической подводной лодки (ДЭПЛ) проекта 636.3 (шифр «Варшавянка») «Петропавловск-Камчатский». Реализация проекта имеет большое значение для развития отечественного подводного флота.

По пути эволюционного развития
Наряду с развитием стратегической и многоцелевой составляющей подводных сил Главное командование Военно-морского флота продолжит уделять неослабевающее внимание обновлению и развитию состава неатомных подводных лодок, что обосновано фактором самодостаточности подводных сил по комплексу задач, которые на них возложены.
Наиболее ярким примером в этой теме служит проект 636.3, создавшийся для выполнения различных задач, в том числе по защите военно-морских баз ВМФ и водных коммуникаций, ведению разведки, противодействию надводным и подводным кораблям противника. Такая многоцелевая «всеядность» обусловила перед конструкторами задачу о максимально возможном снижении заметности ДЭПЛ, но при этом обеспечении её высоких тактико-технических характеристик по боевому применению. В дальнейшем данная комплексная задача доминировала при реализации программ по созданию модернизированных проектов, в том числе и проекта 636, ставшего по своей сути глубокой модернизацией базового изделия 877.
Итогом различных исследований и конструкторских решений стало использование одновальной схемы движительной установки, осесимметричная форма корпуса, оптимизированное соотношение его длины и диаметра. Всё это позволило не только снизить гидродинамическую шумность подлодки и уровень помех работе гидроакустического комплекса, но и обеспечить высокие скорости полного подвод­ного хода, дальность плавания в подводном положении.
Разработчики отмечают, что в базовом проекте для повышения скрытности движения была принята принципиально новая система газоотвода, практически не оставляющая следа за кормой при движении на перископной глубине при работе дизельных двигателей подводной лодки.

По оценкам специалистов ВМФ, подводные лодки проекта 636.3 обладают более высокой по сравнению с предшественниками боевой эффективностью

Форма корпуса и конструкция рулевых устройств обеспечивают высокие маневренные качества ДЭПЛ при плавании на мелководье и на рабочей глубине, позволяют устойчиво держать перископную глубину при развитом морском волнении.
Энергетическая установка выполнена по схеме полного электродвижения, что позволило обеспечить гибкость электроэнергетической системы, оптимизировать режимы движения и зарядку аккумуляторных батарей. Наличие резервного движительного комплекса обеспечило возможность уверенно ходить в подводном и надводном положениях, при повреждении основного вала и винта, преодолевать минные поля, а также маневрировать на мелководье и ограниченной акватории при швартовке.

Тактико-технические характеристики подводных лодок проекта 636

Предельная глубина погружения – 300 м
Дальность подводного плавания
экономической скоростью – 400 миль
Автономность плавания – 45 суток
Скорость – 18 узлов
Экипаж – 52 человека
Дальность плавания в режиме РДП
с усиленным запасом топлива
со скоростью 7 узлов – 7 500 миль

Особое внимание было уделено вопросам оптимизации процессов управления боевым комплексом и техническими средствами ДЭПЛ. В итоге достигнуто рациональное сочетание автоматизированных и ручных операций.
Специалисты отмечают, проект 636 относится к третьему поколению дизель-электрических подводных лодок. Он создан на основе кораблей проектов 877 и при этом имеет высокий модернизационный потенциал, который при очередном плановом ремонте подводной лодки позволяет выполнять переоснащение её новым оборудованием, системами, комплексами.
В своё время проектанты предложили провести глубокую модернизацию с приоритетным направлением на повышение боевой эффективности и воплотить её в проекте 636. С этой целью планировалось выполнить усовершенствования в трёх сегментах.
Прежде всего – оборудовать ДЭПЛ современным комплексом крылатых ракет, который существенно расширит боевые возможности подводной лодки и диапазон её боевого применения.
Не менее важная составляющая – новый инерциальный навигационный комплекс с длительным хранением навигационных параметров без коррекции, обеспечивающий выдачу необходимой информации в ракетный комплекс в подводном по­ложении.
Третий сегмент – новая автоматизированная информационно-управляющая система, включающая подсистему управления ракетным оружием и обеспечивающая решение командирских задач, выдачу данных целеуказаний, управление ракетным и торпедным оружием, торпедными аппаратами.

Золушка для ВМФ
Здесь стоит отметить, что проекты 877 и 636, имеющие общий шифр «Варшавянка», имеют ряд существенных преимуществ перед субмаринами своего класса. В частности, из-за своего очень низкого уровня шумности за рубежом они получили прозвище «Чёрная дыра». Тем не менее в родном Отечестве «Варшавянка» находилась далеко не на передовых рубежах. Обусловлено это было тем, что реализовывались другие проекты, которые, по прогнозам специалистов, давали более существенное повышение боевой эффективности по сравнению с подлодками предыдущего поколения.
Ситуация стала меняться при составлении программы по обновлению неатомной составляющей подводных сил ВМФ. На тот момент сложилась, так скажем, патовая ситуация. Перспективные проекты, имеющие большое число инновационных составляющих, подтвердили своеобразное негласное правило – чем выше доля новшеств в проекте, тем больше шансов его превращения в долгострой. Сроки их изготовления были существенно, как говорится, сдвинуты вправо. Вот тогда и вышел на лидирующие позиции проект 636, который развивался эволюционно, чему, помимо всего прочего, способствовало раннее выполнение индивидуальных пожеланий инозаказчиков. Свои предложения, с учётом заявленных проектантом тенденций развития, имело и военное ведомство России.
АО «Центральное конструкторское бюро морской техники «Рубин», в соответствии с требованиями Минобороны проработало вариант с учётом модернизированных основных систем ДЭПЛ проекта 636: комплекс торпедно-ракетного вооружения, информационно-управляющая система, радиолокационный и гидроакустический комплексы. С целью повышения скрытности подводной лодки и улучшения бытовых условий для экипажа были внесены усовершенствования в общекорабельные
системы.

Сложившаяся в ВМФ система испытаний ДЭПЛ позволяет проводить их на высоком уровне эффективности

Первая партия – первые результаты
Минобороны заключило контракт на строительство шести ДЭПЛ для Черноморского флота. Заказ был выполнен успешно с августа 2010 по ноябрь 2016 года на АО «Адмиралтейские верфи». Первые две подлодки «Новороссийск» и «Ростов-на-Дону» были переданы военным в 2014 году.
По оценкам специалистов ВМФ, подводные лодки модифицированного 636.3 проекта стали обладать более высокой по сравнению с предшественниками боевой эффективностью. Оптимальное сочетание акустической скрытности и дальности обнаружения целей, новейший инерциальный навигационный комплекс, современная автоматизированная информационно-управляющая система, мощное быстродействующее торпедно-ракетное вооружение выводят подлодки этого класса на новый уровень как в области неатомного подводного кораблестроения, так и боевых возможностей.
Однако на первых порах многие зарубежные эксперты откровенно насмехались над решением Минобороны. По их оценкам, шесть «Варшавянок» на Чёрном море избыточно, а для Средиземноморья – недостаточно, тем более с их торпедно-ракетным вооружением. Субмарина имеет в носовой части шесть 533-мм торпедных аппаратов. В её боекомплект входят 18 торпед (крылатых ракет) или 24 мины, Оценки западных аналитиков базировались на экспортном варианте комплекса Club, который может использовать боеприпасы торпедно-ракетного вооружения различного типа с дальностью стрельбы до 300 км.
В качестве основного аргумента о так называемой никчёмности российских ДЭПЛ звучал довод, что палубная авиация Соединённых Штатов имеет радиус действия 700–900 км. А значит, ей не составит особого труда на дальних рубежах обнаружить и потопить подлодку, которой требуется подойти к авианосцу на дистанцию так называемого пистолетного выстрела.
Тон риторики кардинально изменился в положительную сторону, как на информационном поле, так и среди экспертов, когда 8 декабря 2015 года министр обороны генерал армии Сергей Шойгу доложил Верховному Главнокомандующему Вооружёнными Силами России Владимиру Путину об участии подводной лодки «Ростов-на-Дону» в операции по нанесению ударов по двум крупным пунктам террористов на территории сирийского г. Ракка.
В дальнейшем Минобороны дало развёрнутую официальную информацию о применении комплекса «Калибр-ПЛ».
– Впервые с находившейся в Средиземном море подводной лодки «Ростов-на-Дону» проведён залповый пуск из подводного положения крылатыми ракетами морского базирования «Калибр». Особенностью последнего удара стал их залповый пуск из подводного положения с помощью торпедных аппаратов лодки, – заявил официальный представитель Минобороны генерал-майор Игорь Конашенков. – Имеющиеся данные объективного контроля в очередной раз подтвердили высокую эффективность «Калибра». Все цели поражены с высочайшей точностью. Напомню, что дальность применения крылатых ракет «Калибр» составляет около 2000 километров.
Он отметил, что ракеты этого типа имеют низкую радиолокационную заметность и могут выполнять полёт на сверхмалых высотах с огибанием рельефа местности.
Генерал-майор Игорь Конашенков заявил, что точность поражения цели, несмотря на дальность применения, составляет несколько метров. Было отмечено, что ракета может снаряжаться как обычной, так и специальной боевой частью – ядерной.
После такого эффектного и эффективного боевого дебюта российской новинки западные эксперты пересмотрели свои позиции в условной задаче противоборства авианосного ордера и «Варшавянки». Зарубежные аналитики с учётом результатов боевого применения по-новому взглянули и на тот факт, что использование шумопоглощающих элементов обеспечивает субмарине высокую скрытность.
Зато российское военное ведомство было удовлетворено полученным результатом, статистическими данными и продолжило реализацию ранее намеченных планов.
На форуме «Армия-2016» Минобороны подписало контракт с АО «Адмиралтейские верфи» на строительство следующей серии из шести подлодок проекта 636.3 уже для Тихоокеанского флота. Срок выполнения контракта – до 2021 года.
В июле 2017 года были заложены первые две подлодки, предназначенные для ТОФ. Они получили названия «Петропавловск-Камчатский» и «Волхов».

Госпроверка с положительным результатом
Строительство ДЭПЛ «Петропавловск-Камчатский» выполнено в соответствии с намеченными сроками, и она планово вышла на этап испытаний.
С 16 августа по 17 сентября экипаж подводной лодки и сдаточная команда корабелов успешно выполнили программу заводских испытаний. В них входили скоростные, маневренные и глубоководные испытания; замер магнитных полей, а также проверка гидроакустического комплекса, электроэнергетической установки и системы обеспечения жизнедеятельности, комплексов радиолокации и связи.
Все системы и механизмы подводной лодки работали в штатном режиме, в соответствии с заявленными тактико-техническими характеристиками. Корабль успешно выполнил все запланированные погружения, в том числе глубоководное.
Примерно через полмесяца последовал выход на государственные испытания. Он состоялся после доклада главнокомандующему ВМФ адмиралу Николаю Евменову о готовности экипажа подводной лодки и сдаточной команды завода-изготовителя к обеспечению этого проверочного этапа.
Адмирал Николай Евменов отметил, что сложившаяся в ВМФ система испытаний ДЭПЛ позволяет проводить их на высоком уровне эффективности. Этому способствует подготовка экипажей в учебных центрах ВМФ и тесное взаимодействие с представителями промышленности.
Госиспытания длились неделю. В ходе их проведения гос­комиссия проверила основные параметры подлодки, её корабельных устройств, механизмов и оборудования на соответствие техническим характеристикам, включая гидроакустический комплекс и навигационное оборудование. Выполнена серия погружений, оценка управляемости подводной лодки на разных ходовых режимах.
О проработке проекта и качестве изготовления субмарины свидетельствует тот факт, что морской этап государственных испытаний успешно был выполнен за неделю. Как заявили корабелы, программа госиспытаний выполнена успешно. Все системы корабля работали в штатном режиме, подтвердив заявленные тактико-технические характеристики.
В настоящее время на ДЭПЛ проводится ревизия, за которой последует чистовая отделка.
Второй корабль – «Волхов» – готовится к спуску на воду. В ближайшее время будут заложены ещё два корабля – «Магадан» и «Уфа».

Гособоронзаказ – локомотив производства
Успешное выполнение контрактов по проекту 636.3 – это лишь начало жизненного цикла ДЭПЛ. В настоящее время для военного ведомства наиболее актуально своевременно решить задачу по созданию производственной базы, на которой будут выполняться работы в рамках технического обслуживания, а также частичной модернизации. Её решено было развернуть на АО «Адмиралтейские верфи».
Осенью прошлого года на предприятии с рабочим визитом побывала делегация Минобороны и Главного командования ВМФ под руководством заместителя министра обороны Алексея Криворучко. Он посетил корпусосборочный, сборочно-сварочный и стапельно-сдаточные цеха верфей, оценил темпы строительства ДЭПЛ проекта 636.3 для Тихоокеанского флота и реализацию других проектов в интересах ВМФ.
Под руководством замминистра обороны в рамках программы запланированной встречи прошло совещание, в работе которого приняли участие представители заказывающих органов военного управления Минобороны, Главного командования ВМФ и другие представители военного ведомства.
Особое внимание участников делегации было обращено на создание специализированного комплекса по строительству неатомных подводных лодок, проект которого успешно реализуется на АО «Адмиралтейские верфи» в рамках Федеральной целевой программы (ФЦП).
Необходимо особо отметить, что выполнение гособоронзаказа проходит в условиях полной производственной загрузки и масштабной реконструкции предприятия. Возведение новых объектов и модернизация действующих цехов проводится без остановки производства, и строительство всех заказов идёт чётко в соответствии с контрактными обязательствами. По завершении ФЦП на предприятии будет создан современный высокотехнологичный комплекс замкнутого цикла по строительству и ремонту неатомных подводных лодок, который позволит передавать заказчикам ежегодно до четырёх кораблей. При этом у корабелов расширятся возможности по сокращению сроков постройки и ремонта.
Кстати, ряд вопросов сервисного обслуживания подводных лодок проекта 636.3 проработан весьма основательно. Как сообщил начальник управления кораблестроения ВМФ контр-адмирал Владимир Тряпичников, современная документальная база по сервисному обслуживанию подводных лодок этого проекта разработана в АО «51 Центральный конструкторско-технологический институт судоремонта». Институт отработал необходимую документацию совместно с предприятием «Си-проект» с использованием 3D-моделирования и интерактивных электронных технических руководств с учётом особенностей эксплуатации на ТОФ.
Немаловажен и другой фактор. Активная модернизация производственных мощностей направлена и на снижение трудоёмкости и повышение рентабельности продукции и услуг предприятия. Данные условия обеспечат корабелам условия для успешной конкуренции на международном рынке гражданского судостроения.

Юрий АВДЕЕВ, «Красная звезда»