Служба быстрого реагирования

image_print

Обеспечение ракетным топливом и горючим — важнейшая составляющая системы МТО Вооружённых Сил РФ.

Службе горючего ВС РФ – 85!

Служба горючего – это одна из основных служб в системе материально-технического обеспечения Вооружённых Сил, которая на современном этапе своего развития достойно решает все задачи по обеспечению войск и сил флота при любом развитии обстановки.
В преддверии 85-й годовщины образования Службы горючего Вооружённых Сил России на вопросы «Красной звезды» ответил заместитель министра обороны Российской Федерации Герой России генерал армии Дмитрий БУЛГАКОВ.

Генерал армии Дмитрий БУЛГАКОВ.

– Дмитрий Витальевич, с чего берёт своё начало служба горючего и как она развивалась?
– 17 февраля 2021 года службе горючего исполняется 85 лет. Она является одной из самых молодых в системе материально-технического обеспечения войск (сил).
В 1936 году, когда массовая моторизация Красной Армии и перевод энергетических установок кораблей флота на мазут привели к резкому увеличению расхода нефтепродуктов, потребовался системный профессиональный подход к организации обеспечения горючим армии и флота. Для этого был нужен центральный орган управления в составе Наркомата обороны. 17 февраля 1936 года приказом народного комиссара обороны Союза ССР № 024 было создано Управление снабжения горючим РККА с отделами в военных округах, что положило начало славной истории службы горючего, специалисты которой на протяжении всего этого времени неизменно демонстрируют верность Отчизне, мужество и самоотверженность.
Деятельность службы горючего неразрывно связана с боевой летописью армии и флота, героизмом воинов в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов, доблестью и отвагой офицеров и солдат, выполнявших интернациональный долг в Афганистане и других странах.
В течение пяти лет, отведённых историей до начала Великой Оте­чественной войны, служба горючего концептуально сформировалась организационно в центре, военных округах (на флотах) и войсках, были определены основные направления деятельности, формировалась материально-техническая база. В предвоенный период было разработано около 70 образцов технических средств службы горючего.
Великая Отечественная вой­на явилась для молодой службы горючего, как и для Красной Армии, флота и страны в целом, тяжелейшим испытанием. Масштаб и сложность практических задач, которые решала служба горючего в Великую Отечественную, можно оценить по тому, как было организовано обеспечение горючим войск Ленинградского фронта и блокадного Ленинграда в 1942 году. По дну Ладожского озера в кратчайшие сроки был проложен трубопровод. По нему для войск Ленинградского фронта, Балтийского флота и нужд Ленинграда было подано 47,4 тысячи тонн нефтепродуктов.

В целом служба достойно выполнила задачи обеспечения Красной Армии го­рючим. Войскам было подано для расхода 16,3 млн тонн горюче-смазочных материалов, обеспечены действия в 58 стратегических операциях групп фронтов. В основных операциях Великой Оте­чественной войны расход горючего составлял от 150 до 300 тысяч тонн.
Развитие службы горючего в послевоенный период осуществлялось в условиях интенсивного развития состава и структуры Вооружённых Сил, быстрого роста их технической оснащённости. В составе Тыла Вооружённых Сил появились трубопроводные соединения и воинские части. Их силами возможно было проложить полевые магистральные трубопроводы для подачи горючего войскам общей протяжённостью 16,7 тысяч км. Количество стационарных складов горючего увеличилось в 2,5 раза, а их вместимость в 12 раз, достигнув 10,2 млн тонн. Многие базы и склады строились защищёнными, в том числе в соляных выработках.
Во время исполнения интернационального долга в Афганистане советскими войсками служба горючего в очередной раз подтвердила способность гарантированно обеспечивать боевые действия войск в различных условиях обстановки. Главными артериями, по которым войскам 40-й армии подавалось горючее, стали две трубопроводные системы общей протяжённостью более 1200 км, развёрнутые от границы Советского Союза в глубь Афганистана: Хайратон – Баграм (восточное направление) и Тарагунди – Шинданд (западное направление). За 9 лет на территорию Афганистана из СССР было подано более 6,8 млн тонн горючего, в том числе по полевым магистральным трубопроводам 5,4 млн тонн (80 процентов).

Ведётся работа по созданию и принятию на снабжение новых образцов технических средств службы горючего, удовлетворяющих новым требованиям обеспечения войск

– Что представляет собой служба горючего на сегодняшний день?
– В настоящее время служба горючего продолжает системно развиваться по всем направлениям деятельности. В интересах гарантированного обеспечения войск (сил) созданы части и подразделения постоянной готовности, способные в короткие сроки выдвинуться в районы выполнения задач и обеспечить соединения и воинские части горючим. Только один отдельный трубопроводный батальон в течение пяти суток способен развернуть линию полевого магистрального трубопровода длиной 150 км и подать в назначенный район ежесуточно до 1000 тонн горючего.
При этом отмечу, что наряду с выполнением задач по прямому предназначению трубопроводные части и подразделения нередко выполняют и важнейшие задачи общегосударственного масштаба. Мало кто знает, что ещё в 1972 году для тушения лесных пожаров в Ленинградской области, ближнем и дальнем Подмосковье, Среднем Поволжье и других регионах европейской части СССР военными трубопроводчиками было развёрнуто 187 линий полевых магистральных трубопроводов общей протяжённостью более 1300 км и подано 4,6 млн куб. м воды. На площади 44 тысячи гектаров лесные пожары и возгорания торфяников были ликвидированы. Аналогичные задачи трубопроводные части выполняли в 1981 и 2010 годах в Мос­ковской, Горьковской, Рязанской и Владимирской областях.
Трубопроводные части и подразделения успешно решали задачи по подаче воды при ликвидации последствий аварии на Чернобыльской атомной электростанции в 1986 году, крупнейшего землетрясения в Армении в 1988 году и многих других чрезвычайных происшествий.
В 2014–2015 и 2019–2020 годах трубопроводные части подавали воду в города и населённые пункты Республики Крым. Силами привлечённых батальонов были развёрнуты сотни километров трубопроводных линий и обеспечена подача воды потребителям с производительностью до 50 тысяч куб. м в сутки.
Только в 2020 году во исполнение указания Президента Российской Федерации от 8 июля 2020 года для подачи воды в Республику Крым службой горючего была проведена работа по развёртыванию 15 линий полевых магистральных трубопроводов общей протяжённостью 819 км от Белогорского гидроузла в Симферопольское водохранилище. Развёртывание линий проведено в кратчайшие сроки, с опережением нормативных показателей. Было привлечено более 800 военнослужащих, свыше 250 единиц техники, использовано шесть комплектов трубопроводов. За время эксплуатации трубопровода через него перекачано более 6 млн тонн пресной воды, так необходимой населению Республики Крым.
Массовая заправка техники войск на маршрутах выдвижения производится силами отдельных рот, оснащённых современными автотопливозаправщиками с десятью точками выдачи. Заправка осуществляется без нарушения построения войсковых колонн в минимальное время.
Заправку авиации ВКС топливом на аэродромах Минобороны производят специализированные гражданские организации на современных топливозаправочных комплексах (ТЗК), обеспечивающих нормативный технологический процесс заправки и качество горючего. Совместно с нефтяными компаниями проводится работа по расширению сети аэродромов, где услуга по заправке топливом «в крыло» оказывается специализированными организациями. С 2015 года на аэродромах построено и введено в эксплуатацию 13 ТЗК, в текущем году начинается строительство ещё шести.
В составе центров материально-технического обеспечения военных округов (флотов) имеются лаборатории горючего, аккредитованные в соответствии с современными требованиями для выполнения полного спектра мероприятий по обеспечению контроля качества нефтепродуктов на уровне, соответствующем государственным требованиям и стандартам.
Специализированными ремонтными мастерскими и ремонтными отделениями проводится восстановление технических средств службы горючего. Только в прошлом году ими было восстановлено и возвращено в строй более 1,5 тысяч единиц автомобильных средств заправки и транспортирования горючего. Причём ремонтные работы проводятся как в мастерских, так и непосредственно в местах их эксплуатации и хранения штатными выездными ремонтными бригадами.

Участок массовой выдачи горючего в транспорт подвоза.

Все склады и базы ракетного топлива и горючего военных округов и флотов ежедневно выполняют функции по хранению и выдаче войскам и силам нефтепродуктов. Ежегодно проводится работа по обследованию и ремонту технологического оборудования и стационарной резервуарной ёмкости в рамках заключаемых государственных контрактов.
Организующим ядром всей работы службы горючего является Управление ракетного топлива и горючего, структурно входящее в Департамент ресурсного обеспечения Минобороны России. На протяжении последних пяти лет управление возглавляет полковник Владимир Иванович Демиров, прошедший все должности и специальности службы горючего войскового и оперативного звена.
– Для решения столь специфических задач должна быть создана и соответствующая система подготовки кадров. Что она представляет собой на сегодняшний день?
– Кадры для службы горючего готовятся по современным государственным образовательным стандартам в Военной академии материально-технического обеспечения имени генерала армии А.В. Хрулёва, её Вольском филиале, в Военном учебном центре, функционирующем на базе Российского государственного университета нефти и газа имени И.М. Губкина, а также на военных кафедрах гражданских вузов нефтегазового профиля. Процесс организации обеспечения войск горючим весьма сложен и многогранен, требует от руководящего состава экономической и правовой подготовки, специальных технических знаний, владения основами оперативного искусства, тактики действий войск (сил), а от младших специалистов – основательной специальной подготовки.
Для этого в вузах главнейшая роль отводится постоянному совершенствованию учебно-материальной базы, а на проведение практических и лабораторных занятий отведён солидный бюджет времени. Войсковые практики и стажировки при этом проводятся исключительно в войсках, при подготовке и в ходе специальных учений с органами военного управления, соединениями и воинскими частями материально-технического обеспечения. В результате в ходе освоения основных образовательных программ обучающиеся получают богатейший войсковой, а иногда и боевой опыт.
Огромное внимание уделяется изучению предназначения и возможностей современных технических средств службы горючего. В этих целях вновь принимаемые на снабжение образцы технических средств службы горючего в первую очередь поставляются в военно-учебные заведения.

Для подачи воды в Республику Крым службой горючего была проведена работа по развёртыванию 15 линий полевых магистральных трубопроводов

– Что можно сказать о современных технических средствах службы горючего, каковы их возможности?
– В рамках развития технического оснащения службы горючего ведётся постоянная работа по созданию и принятию на снабжение новых образцов технических средств службы горючего, удовлетворяющих новым требованиям обеспечения войск (сил) в современных условиях. Основополагающими принципами при их разработке являются:
– использование высокопроходимых, современных и перспективных базовых шасси;
– применение современных материалов и передовых отечественных технологий производства;
– применение перспективных технологий цифровизации и беспроводной автоматизированной передачи данных при обработке, обобщении и систематизации информации о выполненных операциях по движению горючего;
– унификация вновь разрабатываемых образцов с целью их применения в широком диапазоне выполняемых боевых и повседневных задач и в различных климатических условиях.
Успешно выдержала государственные испытания и была принята на снабжение автоцистерна для горючего АЦ-14-63501, предназначенная для комплектования бригад материально-технического обеспечения оперативно-стратегических командований, а также отдельных батальонов материального обеспечения танковых и мотострелковых дивизий. Основное предназначение автоцистерны – транспортирование и кратковременное хранение горючего, кроме того, её возможности позволяют осуществлять заправку военной техники через четыре точки заправки с общей производительностью 600 л/мин.
В конструкции автоцистерны впервые применено специальное противопульное самозатягивающееся покрытие, выдерживающее прямое попадание пули из автомата Калашникова.
На снабжение принят автотопливозаправщик массовой выдачи АТЗ-12-10-63501 с объёмом цистерны 12 куб. м, предназначенный для оснащения отдельных рот заправки горючим бригад материально-технического обеспечения. Новый топливозаправщик позволяет организовывать заправку автобронетанковой техники на маршрутах выдвижения войск, в районах массовой заправки техники, заправляя до 10 единиц техники одновременно.
Образец разработан с таким расчётом, что при работе в паре с автоцистерной АЦ-14-63501 дозаправка танковой роты в районе массовой заправки техники займёт всего 10 минут.
Нельзя не упомянуть здесь и о работе по созданию автоматизированной системы контроля наличия, движения и расходования горючего. Эта информационно-измерительная система позволит оперативно в автоматическом режиме передавать по каналам связи данные о наличии, движении и расходовании горючего от образцов вооружения, автомобильной техники, технических средств службы горючего, объектов службы горючего до органов военного управления всех звеньев, вплоть до центра. Это даст возможность должностным лицам Министерства обороны на разных уровнях управления не только иметь информацию о наличии и движении горючего в интересующей воинской части (корабле), соединении, объединении, но и оперативно на её основе принимать соответствующие управленческие решения. Автоматизация потоков информации и отсутствие временных затрат на запрос необходимых исходных данных позволит значительно сократить время, необходимое командирам всех степеней на подготовку выводов из оценки обстановки и принятие обоснованного решения.
Кроме того, внедрение такой системы позволит вывести систему материального учёта и контроля наличия материальных средств службы горючего на качественно новый уровень.
В интересах Воздушно-космических сил принят на снабжение аэродромный автотопливозаправщик АТЗ-10-53501 взамен целой линейки автомобильных аэродромных средств заправки и транспортирования горючего советского про­изводства.
Кроме того, в последние годы приняты в эксплуатацию быстромонтируемые резервуары Р-50к контейнерного типа объёмом 50 куб. м, новейший насосно-фильтрационный модуль АФТ-120, насосный агрегат АФТ-60, универсальная химико-аналитическая лаборатория горючего ХАЛ-М и др. Создаваемая инфраструктура позволяет осуществлять заправку летательных аппаратов топливом без применения автомобильных средств заправки, что значительно сокращает её временные показатели и эксплуатационные расходы, а наличие в составе авиационного склада горючего перспективной химико-аналитической лаборатории в модульном исполнении ХАЛ-М обеспечивает осуществление контроля качества горючего по всем показателям в объёме складского анализа.

Лабораторные занятия в Вольском филиале ВА МТО.

В 2021 году продолжается выполнение комплекса мероприятий по испытаниям перспективных технических средств службы горючего, разрабатываемых в интересах ВКС.
Разработка аэродромного автотопливозаправщика АТЗ-20-6560 на базе автомобиля КамАЗ-6560 повышенной проходимости с колёсной формулой 8×8 и цистерной для горючего объёмом 20 куб. м направлена на обновление парка имеющихся, устаревших и выработавших установленный ресурс аэродромных автотопливозаправщиков ТЗ-22.
Несомненным преимуществом нового АТЗ-20-6560 перед имеющимися штатными средствами является наличие устройства дозированного введения противоводокристаллизационной жидкости в поток топлива, что ранее не было реализовано ни на одном из принятых на снабжение топливозаправщиков.
Ещё одна актуальная задача по обновлению парка технических средств службы горючего – это создание универсального заправщика специальными жидкостями ЗСЖУ на шасси УРАЛ-43206, который заменит устаревшие заправщики специальными жидкостями ЗСЖ-66 и А-2111, а также водоспиртозаправщик ВСЗ-66. Новый образец позволит решать весь спектр задач по заправке воздушных судов специальными жидкостями с привлечением всего одного технического средства.
В интересах Военно-морского флота приняты на снабжение новейший автотопливомаслозаправщик АТМЗ-7-65224 и комплект беспричальной заправки топливом кораблей БЗКР-100Э.
Применение автотопливомаслозаправщика АТМЗ-7-65224 в паре с комплектом БЗКР-100Э позволяет решать задачи по организации заправки малых кораблей в условиях необорудованного побережья, что значительно повышает их автономность и спектр применения.

Продолжается выполнение комплекса мероприятий по испытаниям перспективных технических средств службы горючего

– Для подобных разработок должен быть и соответствующий институт. Кто проводит исследовательскую работу?
– В Минобороны существует уникальный в своём роде 25 Государственный научно-исследовательский институт химмотологии, которому, к слову, 1 января текущего года исполнилось 75 лет.
Институт является единственным научным учреждением в Вооружённых Силах РФ, предназначенным для проведения исследований по обоснованию создания, оптимизации качества, применения, унификации, взаимозаменяемости, экономии и нормирования расхода ГСМ; разработки, совершенствования и внедрения технических средств обеспечения горючим, их эксплуатации и ремонта в интересах всех видов Вооружённых Сил РФ и родов войск.
Основным направлением химмотологических исследований является установление устойчивых количественных связей между качеством ГСМ и надёжностью машин и механизмов, в которой они исполь­зуются.
Институтом совместно с ведущими научно-исследовательскими организациями страны, конструкторскими бюро и предприятиями промышленности на основе результатов проведённых исследований решён ряд крупных научно-практических задач.
Созданы унифицированные, оптимизированные по качеству ГСМ, обеспечивающие энергетические потребности и надёжность вооружения и военной техники в различных условиях эксплуатации, что позволило сократить номенклатуру ГСМ, применяемых в ВВТ, с более чем 500 до 90 образцов.
Решена важная комплексная научно-техническая задача транспортирования, хранения, перекачки и заправки взрывоопасными, токсичными специальными топливами ракетных комплексов различного назначения, увеличения сроков безотказного функционирования космических аппаратов на околоземной орбите с нескольких месяцев до 5 лет и более.
Одним из основных достижений института является решение задачи по формированию государственной системы испытаний и допуска ГСМ к производству и применению в технике военного и гражданского назначения, обеспечивающей высокую оперативность, достоверность и малозатратность при обосновании принимаемых решений. В ходе выполнения данной задачи научно обоснованы состав и структура приёмочных и квалификационных испытаний.
Разработан ряд высокоэффективных всесезонных, унифицированных смазочных масел с улучшенными низкотемпературными свойствами, обеспечивающими готовность к движению без подогрева и эксплуатацию в условиях Крайнего Севера современной и перспективной военной техники (стратегических авиационных ракетоносцев, атомных подводных лодок и надводных кораблей, бронетанковой и автомобильной военной техники и др.).
– Каковы дальнейшие направления развития службы горючего?
– В настоящее время перед службой стоят задачи по решению ряда вопросов в области технических средств обеспечения горючим, реализация которых крайне актуальна:
– полная автоматизация процесса управления перекачкой горючего по полевым трубопроводам с системой учёта и контроля расхода перекачиваемого продукта и его качества, а также системой обнаружения утечек из трубопровода с использованием интеллектуальных систем и систем глобального позиционирования;
– повышение эффективности перекачки горючего по трубопроводам путём применения новых технологий (покрытий, использование ультразвука, введение реологических добавок и др.) и использование новых материалов для снижения массы труб и трубопроводного оборудования, повышения срока их службы;
– проведение исследований, разработка, испытания и внедрение новых материалов и технических решений в интересах совершенствования технических средств и технологий заправки и транспортирования горючего, повышение их технического уровня и эффективности применения;
– разработка технических средств транспортирования и хранения топлив для заправки космических систем нового поколения;
– внедрение в состав автономных средств заправки и транспортирования ГСМ, технической диагностики и ремонта, контроля естественной убыли и управления технологическими потерями нефтепродуктов на объектах нефтепродуктообеспечения Минобороны России роботизированных и интеллектуальных систем;
– применение новых конструкционных материалов и покрытий, обладающих высокой коррозионной, огне- и износостойкостью, искробезопасностью.
Подводя итог, следует сказать, что на сегодняшний день созданная система обеспечения войск и сил ракетным топливом, горючим и смазочными материалами позволяет осуществлять выполнение важнейших мероприятий боевого дежурства, боевой подготовки, а также проведение комплекса специальных мероприятий по обеспечению национальной безопасности Российской Федерации.
– Дмитрий Витальевич, что вы хотели бы пожелать всем, имеющим причастность к службе горючего, по случаю её 85-летнего юбилея?
– Пользуясь случаем, сердечно поздравляю с этим знаменательным днём в первую очередь ветеранов службы горючего, действующих военнослужащих, в особенности выполняющих в настоящее время специальные задачи за пределами территории Российской Федерации, и всех тех, кто связал свою судьбу с одной из основных служб материально-технического обеспечения. Крепкого здоровья, благополучия и успехов в благородном деле служения Отечеству!

Владимир МОХОВ, «Красная звезда»