Маршруты известны, трудны и интересны

image_print

Военные инженеры Южного военного округа активно готовятся к предстоящим состязаниям АрМИ-2021.

Команда отдельной инженерной бригады Южного военного округа (командир соединения гвардии полковник Дмитрий Марков) в прошлом году одержала безоговорочную победу на международном этапе конкурса «Безопасный маршрут», но отнюдь не расслабляется при подготовке к соревнованиям года нынешнего.

В распоряжении каменск-шахтинских военных инженеров отличная учебно-материальная база. На территории бригады установлены тренажёры для отработки навыков управления специальной техникой. Здесь же построена одна из лучших в ЮВО штурмовых полос. Однако главное «поле боя» готовящихся к АрМИ военнослужащих – специальная трасса машинодрома на полигоне Бородиновский. На ней оттачиваются нюансы прохождения маршрута, который должен стать во всех смыслах безопасным.
«Несколько лет подряд личный состав нашего соединения участвует в Армейских международных играх, причём довольно успешно. Например, в рамках АрМИ-2020 наша команда стала чемпионом мира в конкурсе «Безопасный маршрут». Но, несмотря на успех прошлого года, военнослужащие очень серьёзно подходят к процессу подготовки», – отметил в разговоре командир инженерно-сапёрного батальона гвардии подполковник Сергей Музычин, в прошлом году возглавивший на АрМИ команду своих подчинённых.
Уже прошёл первый этап конкурса, позволивший определить лучших специалистов соединения. Именно они вошли в состав бригадной команды, которой теперь на окружном уровне предстоит встретиться со своими коллегами – победителями армейского этапа. Костяк сборной составили опытные конкурсанты, но появились в ней и новички. Командование бригады подчёркивает, что заинтересовано не только в очередной раз взойти на высшую ступень пьедестала, но и подготовить как можно больше высококлассных специалистов.
Машинодром активно задействован с самого начала зимнего периода обучения. Если понтонёры в силу объективных причин до весны взяли паузу, то остальные подразделения могут в полной мере оттачивать на полигонах ратное мастерство. Морозы и снег, а также дождь, туман и иные происки погоды им не помеха. Подразделения поначалу занимаются по отдельности, в ходе тренировок обращая внимание на все без исключения нюансы. Командиры подразделений, ставшие на время тренерским штабом, держат в уме бесценный опыт прошлых состязаний.

Командование бригады подчёркивает, что заинтересовано не только в очередной раз взойти на высшую ступень пьедестала, но и подготовить как можно больше высококлассных специалистов

По мере совершенствования индивидуальных навыков становится очевидно – военнослужащие готовы взаимодействовать. Решено пройти трассу в составе команды. Стрелка секундомера суетливо бежит по циферблату, по-своему оценивая профессионализм военнослужащих. А вот сами участники не суетятся, хотя действуют быстро. Первыми за дело берутся сапёры инженерно-разведывательного дозора (ИРД). Задача у них непростая – провести разведку брода и местности, а обнаруженные взрывные устройства и минно-взрывные заграждения уничтожить. Военнослужащие предельно сосредоточены. Пусть задача и не боевая, ответственность при этом ничуть не меньше. Прозевать здесь «мину» не смертельно, но это скажется на результате. Старший ИРД – командир инженерно-штурмового взвода гвардии старший лейтенант Павел Дрёмов – умело распределяет действия своих подчинённых. У него большой опыт решения подобных задач. В ходе международного этапа «Безопасного маршрута–2020» он вместе со своими подчинёнными с самого начала состязаний создал победный задел для остальных подразделений.
Ещё больший вклад в победу внёс расчёт тяжёлых механизированных мостов, которым командовал гвардии капитан Денис Шевцов. Подразделение из состава инженерно-дорожной роты в разы сократило отведённое для устройства мостового перехода время, что стало не просто успехом дня, а мировым рекордом. Вот и в этот раз мостовики быстро справляются со своей работой. Ротный подчёркивает, что не ставит целью обмануть время. Гораздо важнее правильность выполнения задачи и безопасность при сборке механизированного моста.
«В погоне за временными показателями команды подчас допускают ошибки. А это может привести к выводу из строя техники и даже травмированию личного состава. Обращаем на это самое пристальное внимание», – подчёркивает офицер.
Ров лишь на несколько минут останавливает продвижение колонны. Мост наведён – техника может двигаться дальше. Правда, совсем скоро снова вынужденная остановка – на маршруте, казалось бы, непреодолимые препятствия. Справиться с ними под силу лишь многотонной специальной технике – путепрокладчикам БАТ-2 и инженерным машинам разграждения ИМР-3. Первым в дело вступает расчёт путепрокладчика. Его задача – восстановить участок колонного пути протяжённостью 50 м. Используя специальное оборудование, БАТ засыпает образовавшиеся от разрывов крупных боеприпасов воронки.

В рамках АрМИ-2020 команда инженерной бригады ЮВО стала чемпионом мира в конкурсе «Безопасный маршрут»

Не менее виртуозно действует расчёт другой инженерной машины ИМР-3. Разобрать с помощью стрелы-манипулятора завалы из брёвен – задача не из простых. Тем более что деревянные столбы необходимо не просто убрать с пути, а установить их в специальные шурфы. «Регулярные тренировки помогают нам всегда быть в форме» – так после завершения работы прокомментирует действия расчёта командир машины гвардии сержант Иван Мошкин.
Возможности машины разграждения, конечно же, велики. Этому способствует наличие рабочего оборудования – универсального бульдозера, ножевого колейного минного трала и телескопической стрелы, которая может трансформироваться в захват, экскаваторный ковш, грейфер или рыхлитель. Впрочем, даже самая продвинутая техника мертва без человека. Точнее, без хорошо подготовленного специалиста. А в нашем случае расчёт подготовлен не просто хорошо, а отлично. В 2020 году гвардии сержант Иван Мошкин вместе со своими штатным механиком-водителем гвардии старшим сержантом Андреем Хорольским настолько мастерски действовали при прохождении трассы «Безопасного маршрута», что после завершения соревнований были признаны лучшим расчётом (экипажем) инженерных войск Вооружённых Сил России.
А пока препятствия на пути движения колонны полностью устранены – задача выполнена. Стрелка секундомера наконец-то замерла, дав военнослужащим перевести дыхание. Заместитель командира соединения гвардии подполковник Михаил Моторин в целом доволен действиями подчинённых. Хотя, по его мнению, прохождение маршрута пока неидеально.
«Мы для того и проходим трассу раз за разом, чтобы исключить даже незначительные ошибки. Время ещё есть – будем тренироваться, чтобы к окружному этапу действовать без помарок», – подытожил гвардии подполковник Михаил Моторин.

Ростов-на-Дону – Каменск-Шахтинский

Юрий БОРОДИН, «Красная звезда»

Фото Валерия АРАКЕЛЯНА