Василий Ильенков – мастер военного рассказа

image_print

Он прошёл Великую Отечественную войну с удостоверением корреспондента центральной военной газеты.

Газета «Красная звезда» военных лет – это плеяда блестящих авторов. В штате редакции состояли такие известные мастера пера, как Василий Гроссман, Пётр Павленко, Андрей Платонов, Константин Симонов, Алексей Сурков, Михаил Шолохов, Илья Эренбург. В этом ряду достойное место занимает талантливый писатель и журналист Василий Ильенков. Он прошёл с вой­сками путь от Москвы до Берлина. День за днём отправлял или привозил с фронта яркие репортажи о ходе боёв, проникновенно рассказывал о защитниках Отечества. Был тяжело ранен.

Василий ИЛЬЕНКОВ. Фото военных лет.

Василий Павлович родился 24 марта 1897 года в селе Шилово-Успенское Дорогобужского уезда (ныне территория Вяземского района) в семье священника и сельской учительницы.
Окончив уездное училище, поступил в духовную семинарию, где получил общее образование.
В 1915 году стал студентом историко-филологического факультета Юрьевского университета. Однако окончить его не удалось. В январе 1917 года Ильенкова мобилизовали в армию и направили в Царицынский 2-й студенческий учебный батальон, а оттуда во 2-ю Одесскую школу прапорщиков пехоты. Однако стать прапорщиком не было суждено: Василий заболел малярией и в мае 1918 года был комиссован по болезни.
По возвращении в родные места Ильенкова избрали председателем правления волостного кооператива. Но парень грезил о более масштабных делах. Ветер революционных перемен проник во все его помыслы. Он вступил в РКП(б). Сначала работал в Дорогобуже секретарём УКОМА, затем в Смоленске заведовал губернским отделом народного образования.
Василий с энтузиазмом воспринимал происходившие в стране процессы строительства нового государства. Переполнявшие его эмоции выливались в газетные и журнальные строчки. Он начинает печататься в журналах Смоленска, затем становится ответственным редактором газеты «Брянский рабочий». С 1931 года Ильенков возглавлял отдел прозы в журнале «Октябрь». Он публикует романы «Ведущая ось», «Солнечный город», рассказы.
Василий Павлович так вспоминал о том периоде своей жизни: «Мне приходит на память то керосиновая коптилка в крестьянской избе, где мне, как уполномоченному губернии по хлебозаготовкам, пришлось заночевать, то маленький кабинет редактора газеты, тихий, потому что уже за полночь, в  редакции никого нет, передо мной лежит уже завтрашний номер газеты с моей передовицей, – значит, официальные мои обязанности завершены на сегодня, и я могу писать рассказ… Для меня нет труда более радостного, чем труд с пером в руках в ночной тихий час».
Семья начинающего писателя поддерживала его тягу к творчеству. Дочка Аида позже написала об этом так: «Стук пишущей машинки в нашем доме был для нас с братом колыбельной песней. В раннем возрасте мы долго не засыпали, если этого стука не было слышно. Работать до позднего часа была у отца привычка с давних пор».
В 1939 году Ильенкову предложили стать корреспондентом газеты «За советскую Родину», которую издавало политотдел 10-й армии Белорусского особого военного округа. Писатель согласился без раздумий. Он освещал освободительный поход РККА в Западную Украину и Белоруссию. Вскоре интенданта 3-го ранга Ильенкова перевели на должность литератора центрального органа Наркомата обороны СССР газеты «Красная звезда» и направили в действующие войска, штурмовавшие знаменитую «линию Маннергейма». Командование не раз отмечало смелость, инициативу и активность журналиста.
В статье «Эти годы были лучшими в моей жизни», которая была опубликована в «Красной звезде» 25 марта 1997 года и посвящена 100-летию со дня рождения Ильенкова, главный редактор «Красной звезды» военных лет генерал-майор в отставке Давид Ортенберг поделился своими воспоминаниями о  подчинённом: «С писателем Василием Павловичем Ильенковым мы впервые познакомились в конце сорокового года на финской войне. Его мобилизовало для нас Главное политическое управление Красной Армии. Ильенков нам сразу понравился: тихий, раздумчивый. Высокий, сутулый, волосы с проседью. Был он старше всех нас, и при нём даже неугомонные газетчики старались держать себя тише.

Василий Павлович с первых дней войны в своих произведениях выражал твёрдую уверенность в том, что тяжкие неудачи начального периода будут преодолены и враг будет разгромлен

В первый же день приезда, отвергая все предложения отдохнуть, он сделал для газеты репортаж о товарищеском суде над солдатом, уснувшим на боевом посту, сочинил очень интересную, эмоциональную статью на такую, казалось бы, прозаическую, но очень важную тему, как «Береги винтовку!». А главным в его творчестве были очерки о сражениях с белофиннами: о ездовом Василии Стаханове, лейтенанте Александре Крихе и других воинах, с которыми он встречался на артиллерийских позициях, в блиндажах, окопах. Удивительно хорошо получались у него очерки. Сочными мазками рисовал журналист характер людей. Мастер тонких деталей, он глубоко проникал во фронтовой быт…
После одной из командировок на передовую Василий Павлович сдал очерк «Подвиг Евсея Аникеева» и свалился как подкошенный от воспаления лёгких. Его поместили в армейский госпиталь, и мы часто навещали коллегу.
– Вот видите, – говорил он мне, – подвёл редакцию.
Мой ответ на эту его жалобу был необычным: его мужество под огнём, его писательский и корреспондентский труд, несмотря на короткое время работы в газете, были отмечены орденом Красной Звезды».
С началом Великой Отечественной войны батальонный комиссар запаса Василий Ильенков приказом НКО СССР по личному составу армии № 0245 от 27 июня 1941 года был направлен в редакцию «Красной звезды» и зачислен в её штат специальным корреспондентом. Он стал одним из наиболее активных и инициативных сотрудников центральной военной газеты.
Давид Ортенберг писал об этом: «За годы войны, пожалуй, никто не напечатал столько рассказов, сколько Ильенков. Несмотря на то, что на полосах газеты было тесно, его рассказы не залёживались. И не только потому, что отличались интересным сюжетом, красочным языком, но и потому, что в них находили отражение самые злободневные, остро волнующие всех события войны.
Первая статья Василия Павловича в «Красной звезде» была опуб­ликована уже 26 июня 1941 года. Её важность и значимость не подлежит сомнению. Дело в том, что в первые несколько дней у нас ещё не было сведений и материалов о бесчинствах, зверствах немецких захватчиков в отношении мирного населения. Ещё не успели наши спецкоры прислать свои сообщения о произволе, бандитизме, терроре фашистов в советских сёлах и городах.
И вот заходит ко мне Ильенков и рассказывает, что в 1939 году он участвовал в освободительном походе наших войск в Западную Белоруссию. Когда подошли к Белостоку, оказалось, что его заняли немцы. Воровским порядком они пересекли демаркационную линию. Писатель видел этих надменных и нахальных завоевателей, следы их бесчинств и кровавых злодеяний. До ниточки они ограбили население, сожгли много деревень. В незарытых ямах, заполненных водой, лежали трупы истерзанных и убитых гитлеровцами местных жителей – стариков, женщин, детей. Фашисты не разрешали их хоронить.
– Я ещё в ту пору написал об этом, – сказал Василий Павлович. – Но тогда не печатали…
Я перебил писателя: «Давайте весь материал сюда». Он принёс две статьи. Мы сразу их напечатали. Так появилась в «Красной звезде» статья Ильенкова «Зверства фашистских разбойников». Она предупреждала советских людей о том, что несут с собой поработители. И только несколько позже стали появляться материалы о злодействах гитлеровцев, увиденных другими нашими спецкорами на родной земле.
На начальном этапе войны Ильенков больше писал очерки, которые шли под рубрикой «Герои Отечественной войны». Собственно, на Василии Павловиче этот раздел первое время и держался. Тогда, в июне и июле 41-го, немало надо было потратить сил, чтобы раздобыть материал о первых героях, рассказать о них. И журналист денно и нощно не вылезал из воюющих рот, полков и дивизий.
В начале июля был напечатан очерк о лётчике, сбившем за день три немецких самолёта. Назвал он свой материал «Лётчик-истребитель Кузнецов». Написано ярко, с душой, но вот заголовок мне не понравился. Он возразил:
– …Поймите, надо обязательно вынести в заголовок имя героя. Подвиги могут быть одни и те же. Главное – человек. Пусть весь фронт запомнит его имя».
Тема родины, любви к Отечеству была главенствующей во всех произведениях Ильенкова. Советский человек в них всегда выходил победителем. Писатель наделял своих героев неисчерпаемой и ничем несокрушимой жизненной силой. В каждом рассказе он словно искал ответ на один и тот же вопрос: где источник этой силы, из каких глубин пробивается родник этой животворящей энергии, направленной всегда и всюду на созидание, торжество человеческой воли.
Василий Павлович говорил, что пишет о людях, «поставленных обстоятельствами войны в необходимость принимать необычные решения, напрягать все силы на преодоление невиданных испытаний, казалось бы, превышающих человеческие возможности».
Мало кто знает, что Ильенков, а не Борис Полевой первым рассказал о подвиге лётчика Маресьева. Так сложились обстоятельства. Эта история заслуживает того, чтобы рассказать о ней более подробно.

Его рассказы хвалили за отсутствие надуманных сюжетов и погони за эффектами, за удачные описания природы и мастерство диалога

Летом 1943 года Полевой находился в истребительном полку под Орлом. В тот же день, когда Маресьев сбил два вражеских самолёта, писатель ночевал в его землянке и записал рассказ лётчика о пережитом. Полевой отправил в «Правду», где он тогда работал, целую полосу, посвящённую герою. Но в газете она не появилась. На свёрстанной полосе рукой Сталина было написано, что сейчас, когда Геббельс кричит, будто бы в России истощены резервы и в бой бросают стариков и инвалидов, этот материал может сыграть на руку вражеской пропаганде. Пусть пока полежит, заключил вождь, а Полевой напишет об этом когда-нибудь не корреспонденцию, а книгу. Полоса так и не увидела свет, а книгу «Повесть о настоящем человеке» Полевой написал уже после войны.
Ильенков узнал о подвиге Маресьева позже Полевого, встретился с отважным асом 28 ноября 1943 года и опубликовал в «Красной звезде» большой рассказ «Воля». В основе его, как и в повести Полевого, подвиг Маресьева: и мечта парнишки о небе, и упорство в достижении цели, и воздушные бои с фашистами, и трагедия в лесу, и протезы вместо ног, и единоборство с врачебной комиссией. И снова воздушные бои, и сбитые немецкие самолёты.
В рассказе фамилия Маресьева заменена на Петрусьева по той же причине: Сталин запретил «Правде» печатать очерк Полевого. Но Ильенков ввёл в рассказ диалог (кстати, имевший место в действительности), который делал невозможным использование этой истории геббельсовской пропагандой. Вот его фрагмент:
«Через некоторое время Алексей Петрусьев пришёл комиссоваться, как говорят раненые, в специальную врачебно-лётную комиссию. Врачи долго молчали, не зная, о чём же можно говорить с лётчиком, у которого ампутированы обе ноги в верхнем окончании третьей части голени.
– Я хочу летать, – сказал Алексей.
– Садитесь, пожалуйста. Ведь вам же трудно стоять, – заботливо проговорил один из врачей.
– Если уж я собираюсь летать, то стоять-то я могу безо всяких скидок на мой недостаток, о котором вы мне напомнили, – сухо проговорил Алексей, продолжая стоять навытяжку, как полагается офицеру.
– Случай небывалый в нашей практике, – сказал председатель. – Инструкция говорит ясно на этот счёт. Мы не можем даже обсуждать вашу просьбу.
– Тем более, что у нас достаточно лётчиков и нет никакой нужды нарушать существующие положения, – присоединился представитель военной авиации.
– Но здесь дело не в том, что вы не нуждаетесь во мне, а в том, что я нуждаюсь в авиации. Жить я могу только как лётчик…»
Ильенков рассказывал о реальных, непридуманных героях фронтовых будней. В каждой публикации писатель с великим уважением и любовью запечатлевал какую-то неповторимую, особую деталь подвига, отличительные черты героизма времени, уникальность исторического момента, отражённого в словах и поступках людей, защищающих Родину.
Василий Павлович с первых дней войны в своих произведениях выражал твёрдую уверенность в том, что тяжкие неудачи начального периода будут преодолены и враг будет разгромлен. В рассказе «Танкист Хаким Депуев», опубликованном в «Красной звезде» 1 августа 1941 года, автор обращается к бойцам с такими словами: «В самой тяжёлой обстановке никогда не падай духом, не унывай и бейся до последних сил. Всегда будь бодр, весел и поднимай боевой дух у своих товарищей. Помни: наше дело правое, враг будет разбит, победа будет за нами!»
Из публикаций Ильенкова на фронтах узнавали о том, что творят фашисты на советской земле. Так, в «Красной звезде» за 17 августа 1943 года вышел его рассказ «Старик Прохор». На примере селения под названием Дерябино автор даёт обобщённую картину того, что довелось пережить мирному населению во время оккупации. До войны эта деревня, насчитывающая 640 человек, процветала. Гитлеровцы начали с того, что повесили председателя колхоза и для устрашения не разрешали его снять с виселицы две недели. Потом разграбили деревню, сожгли дома, молодёжь угнали в Германию, а остальных жителей истребили. Когда деревню освободили, в живых в ней остались лишь четверо: старик, женщина и двое детей. Ильенков так описывает картину опустошения: «В сыром тёплом воздухе стоял запах горелого кирпича и полыни, заросли которой густо покрывали пепелище. Покачивались лиловые цветы иван-чая, любителя пожарищ, и горели в тёмной зелени ланцетовидных листьев, как свечи, скрашивая угрюмый кладбищенский пейзаж. Всюду торчали обугленные стволы яблонь».
Читая такие строки, бойцы ещё яростнее сражались с врагом, били захватчиков с удвоенной силой.
Ильенков умел многое увидеть и услышать, чтобы привезти в редакцию воистину гвоздевой материал. Он всегда своевременно присылал свои репортажи, и только один раз из-за ранения не смог. А случилось всё так. Полуторка, на которой он возвращался с Калининского фронта, наскочила на мину. Водителя нашли без сознания, вцепившегося обеими руками в руль, а Ильенкова, раненного осколком мины, выбросило из машины, вдобавок он получил травму плеча. Узнав об этом ранении, главный редактор «Красной звезды» отправил на Калининский фронт за ним самолёт. На крылатой машине было одно только место. Но случилось так, что на аэродроме ждал отправку в Москву раненый танкист. Ему грозила ампутация конечностей. Ильенков воспринял трагедию бойца как свою собственную. И когда прилетел «писательский» самолёт, военный корреспондент шепнул танкисту: «Назовись Ильенковым, документы вряд ли будут спрашивать, а если спросят, скажешь, что пропали во время взрыва бомбы». Танкист улетел в Москву, а военкор стал ждать другого авиатранспорта. Улетел он на второй день.
После излечения Василий Павлович вернулся в редакцию «Красной звезды». Позднее подполковнику Ильенкову приказом по редакции № 153 от 11 августа 1943 года было предоставлено право носить знак тяжелораненого. Из-под его талантливого пера вышло ещё немало замечательных произведений. Его рассказы хвалили за отсутствие надуманных сюжетов и погони за эффектами, за удачные описания природы и мастерство диалога.
И сегодня, спустя многие десятилетия, каким-то особым теп­лом веет от приказа по редакции № 68, датированного 30 мая 1944 года и подписанного ответственным редактором генерал-майором Николаем Таленским. В нём дана высокая оценка творчеству подполковника Ильенкова, одного из, как сказано, старейших сотрудников литературного отдела. Василий Павлович удостоился премии, которую он тут же привычно перечислил в Фонд обороны.
Указом Президиума Верховного Совета Союза ССР от 1 августа 1944 года за успешную работу по военному, политическому и культурному воспитанию личного состава Красной Армии Василий Ильенков был награждён орденом Отечественной войны I степени.
В запас Ильенков был уволен 22 декабря 1946 года – по болезни. Но военная тема не отпускала писателя. Его роман «Большая дорога», посвящённый Смоленскому сражению Великой Отечественной вой­ны, был удостоен в 1949 году Сталинской премии третьей степени.
Василий Павлович из когорты тех советских писателей, чьё творчество оставило заметный след в сердцах людей. Его произведения – это хроника событий, талантливо написанная художественной строкой, особого рода исторические документы, обладающие большой эмоциональной силой и спустя многие десятилетия после Победы.

Марина ЕЛИСЕЕВА, «Красная звезда»