Вертолётные вертикали и горизонты

image_print

Уровень подготовки лётного и инженерно-технического состава армейской авиации неуклонно растёт.

28 октября – День армейской авиации

О том, какой опыт получен лётчиками армейской авиацией в ходе решения учебно-боевых задач в этом году, а также о состоянии и перспективах развития винтокрылой авиации Воздушно-космических сил, рассказывает начальник армейской авиации ВКС полковник Игорь РОМАНОВ.

– Игорь Леонидович, расскажите, пожалуйста, с какими результатами боевой подготовки завершает учебный год армейская авиация ВКС?
– Учебный год армейская авиация завершает с хорошими результатами. Авиационные части и соединения принимали участие в более чем 840 основных мероприятиях боевой подготовки. Проведены все спланированные учения с вертолётными полками и бригадами армейской авиации. Причём боевая подготовка была организована по принципу «от простого к сложному». В начале учебного года шла одиночная подготовка экипажей, в составе пар, звеньев. Затем на уровне эскадрильи проводились мероприятия боевой подготовки, потом проверялась подготовка авиационных полков и бригад. И венцом боевой подготовки в 2020 учебном году стало участие армейской авиации в стратегическом командно-штабном учении «Кавказ-2020». В нём были задействованы не только экипажи объединения военно-воздушных сил и противовоздушной обороны Южного военного округа, но и экипажи аналогичных объединений Западного и Центрального военных округов.
Также экипажи армейской авиации участвовали в воздушном параде на Красной площади 9 Мая и 24 июня, в конкурсе по воздушной выучке лётных экипажей «Авиадартс-2020». Стоит отметить, что на международном этапе конкурса экипажи вертолётов Ми-8 из Новосибирской области установили рекорд соревнований по набранным баллам. В ходе состязаний в двух попытках боевого применения лётчики смогли набрать максимальное количество баллов за все годы проведения конкурса «Авиадартс» в номинации армейской авиации.

План боевой подготовки армейской авиации на 2020 год выполнен в полном объёме.

Авиационные соединения и части армейской авиации принимали участие в более чем в 840 основных мероприятиях боевой подготовки

Полковник Игорь РОМАНОВ.

– Как реализован план по налёту в частях и соединениях армейской авиации в 2020 году?
– Средний налёт на лётчика составил около 100 часов. Выполнение плана по налёту позволило подготовить молодой лётный состав, обеспечить дальнейшее продвижение по программам подготовки лётного состава и их готовность к выполнению задач по предназначению.
– Расскажите, как идут испытания перспективных авиационных комплексов армейской авиации?
– В рамках Международного военно-технического форума «Армия-2020» предприятиями авиационной промышленности уже были представлены вертолёты Ми-28НМ, Ми-38Т и Ми-26Т2В. Эти вертолёты оснащены новым оборудованием и имеют улучшенные лётные характеристики.
Все эти три типа техники в настоящее время проходят испытания в целях повышения боевых возможностей армейской авиации. Программа испытаний идёт по графику.
В ближайшее время эти машины должны поступить в Государственный центр боевого применения и переучивания лётного состава армейской авиации, в вертолётные полки и бригады армейской авиации.
– Насколько успешно выполняется программа поставок новой авиационной техники в подразделения и части армейской авиации?
– В последние годы с предприятий авиационной промышленности в авиационные части армейской авиации активно поступают новые образцы техники. Например, ударные вертолёты Ка-52 и Ми-28Н, транспортно-боевые вертолёты Ми-8 различной модификации, включая арктическую версию вертолёта Ми-8АМТШ-ВА и другие типы техники.
В этом году работа по оснащению частей новейшей техникой продолжилась. В частности, получены вертолёты Ми-28УБ. Одна из отличительных особенностей вертолёта от Ми-28Н – двойной комплект управления на основе гидромеханических систем. Таким образом, вертолётом можно полноценно управлять и с места лётчика, и с места штурмана.
Помимо этого, получены в этом году вертолёты Ми-8МТВ5-1 и Ми-8МТПР, которые уже перебазированы в пункты дислокации и используются по предназначению.
– Ожидается ли до конца года ещё какая-либо техника в частях армейской авиации?
– Да. Работа по переоснащению авиационных частей в 2020 году ещё не завершена. До конца года также ожидаем поставку партии вертолётов Ка-52 с улучшенными возможностями по боевому применению. Авиационная техника поступит в объединение военно-воздушных сил и противовоздушной обороны Южного военного округа.
– Расскажите, каким образом осуществляется подготовка лётчиков армейской авиации?
– Подготовка лётчиков армейской авиации ведётся в Сызранском филиале Военно-воздушной академии имени Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина, которому исполнилось в этом году 80 лет.
Процесс подготовки будущих офицеров осуществляется на кафедрах учебного отдела и в лётных учебных полках в Сызрани, Пугачеве и Саратове, где организовано практическое обучение и лётная практика.
Что касается лётной практики, то первоначальное обучение проходит на учебных вертолётах Ансат-У, а в дальнейшем курсанты осваивают Ми-24 и Ми-8. Также на выпускном курсе изучается и перспективная авиационная техника.
По окончанию вуза выпускники с необходимым нормативным налётом для выполнения задач по предназначению получают офицерское звание лейтенант и распределяются на лётные должности в вертолётные полки и бригады армейской авиации.
– Как организовано переучивание лётного состава на новейшие образцы техники?
– Процесс переучивания на новые образцы техники организован на базе Государственного центра боевого применения и переучивания лётного состава армейской авиации. Дальнейшая подготовка осуществляется в воинских частях и соединениях уже непосредственно на поступившей на вооружение технике согласно курсу боевой подготовки.
– Игорь Леонидович, как вы сами пришли в армейскую авиацию?
– Как и многие, кто пришёл в авиацию, я с детства мечтал летать. Мне всегда нравилась авиационная техника. Но больше всего военные вертолёты.
Способность выполнять определённые задачи только вертолётами, которые не могут решать другие летательные аппараты, делает их незаменимыми. Наверное, именно этот факт повлиял на мой выбор профессии.
– И не было никогда сожалений, что выбрали именно этот род авиации?
– Когда учился в Саратове в школе, где было высшее военное авиационное училище лётчиков, появилось желание поступать именно в это училище. Могу с уверенностью сказать, что о своём выборе и службе в армейской авиации ни разу не пожалел.
– Какими качествами, на ваш взгляд, должен обладать лётчик армейской авиации?
– Основное – это теоретические знания и практические навыки в управлении летательным аппаратом.
Разносторонние задачи требуют от лётчиков армейской авиации обладания универсальными качествами, позволяющими выполнять и перехват воздушных целей, и десантирование, и спасательные работы в различных условиях – над водой или в горах, днём и ночью.

Александр ПИНЧУК, «Красная звезда»