Главный военный собор будет хранить память о подвиге и славе

image_print

О строительстве уникального храма «Красной звезде» рассказал его главный архитектор Дмитрий Смирнов.

Проект Главного военного храма Воскресения Христова в ознаменование
75-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне.

Решение о строительстве храма в ознаменование 75-й годовщины Победы в Великой Отечественной войны, напомним, было принято по инициативе министра обороны Российской Федерации генерала армии Сергея Шойгу. Принято в условиях, когда в мире становится всё больше желающих не просто переписать историю Второй мировой войны в угоду чьим-то политическим амбициям, но и сделать всё, чтобы новые поколения забыли о том, кто же одержал в ней победу над фашистами. И храм станет зримым свидетельством духовности русского воинства, поднимающего меч только для защиты своего Отечества, готового своей жертвенностью спасти цивилизацию, человечество.

Возводить храм будут на территории Военно-патриотического парка культуры и отдыха Минобороны России «Патриот» в подмосковной Кубинке, первая служба в нём должна пройти в День Победы – 9 мая 2020 года. Сегодня основная подготовка к строительству храмового комплекса проходит в мастерской главного архитектора храма Дмитрия Смирнова. За его плечами реализация уже нескольких масштабных проектов возведения православных церквей. Одна из них – собор в честь Воскресения Христова и Новомучеников и Исповедников Церкви Русской в историческом центре столицы, в Сретенском ставропигиальном мужском монастыре на Большой Лубянке, который был освящён в 2017 году.
В чём же особенность нынешнего храма, который будет носить ответственное название – Главный военный храм. В этом суть беседы с Дмитрием Смирновым и его коллегами – главными художниками мастерских Сретенского монастыря.
– Уже известно, что речь идёт о появлении нового архитектурного стиля в храмостроительстве…
– По крайней мере в России такие церкви ещё не строили. Обычно они были каменными. У нас же для облицовки предполагается два материала: металл – медь и стекло. На ступени и полы в храме пойдёт чугун с бронзовыми протяжками, на окнах будет алюминий. Могу отметить, что вес такого собора будет, конечно, меньше, чем каменного. Так что, хотя речь идёт в целом о каноническом строительстве пятиглавого собора с колокольней в русско-византийском стиле, можно говорить о том, что наш военный храм – это уже архитектура XXI века. В нём не будет элементов, которые были бы откуда-то скопированы, всё создаётся заново, полностью именно под этот храм, под поставленную перед нами задачу. Храм должен стать местом силы, хранителем самой истории Великой Отечественной войны. Память о победе в ней нашего народа останется в этом величественном архитектурном сооружении на века.
И здесь надо выразить слова искренней благодарности министру обороны Сергею Кужугетовичу Шойгу. Именно он предложил закодировать в архитектурных пропорциях символы нашей Победы, добиться, чтобы каждая деталь храма так или иначе напоминала о событиях, связанных с подвигами бессмертных героев той судьбоносной для всего мира войны. Это не просто храм, это мемориал, о котором с уважением говорят заранее, уже сегодня. Когда мы недавно выставляли макет храма на Днях православной культуры в Венеции, к нам подходили студенты и преподаватели архитектурных вузов Италии и с восхищением говорили о том, что у них есть много древних памятников архитектуры, которыми они гордятся. В России, сказали они, их тоже много, но вы умеете и сейчас создавать эпохальные памятники, которые останутся на века.
– Вы сказали, что практически каждый сантиметр храма будет связан с памятью о войне и Победе…

Храм станет местом силы, где сохранится сама история Великой Отечественной войны  и победы в ней нашего народа

В чугунные ступени, ведущие в храм, будут вмонтированы элементы
немецкого трофейного оружия.

– Будет именно так. Главный храм украсят росписи с батальными сценами из военной истории и текстами из Священного писания. В его художественном оформлении примут участие известные живописцы, в том числе из Студии военных художников имени М.Б. Грекова. Будут созданы уникальные фрески, уже определён главный художник именно по фрескам – это профессионал с мировым именем, народный художник России Василий Нестеренко.
Подчеркнём, что в храме буквально всё символично, начиная с пропорций. Высота звонницы – 75 метров, это годовщина Победы, к которой намечено возвести собор. Диаметр центрального барабана – 19,45 метра, что повторяет год окончания войны. Длина галереи мемориального комплекса вокруг храма – 1418 шагов, по числу дней и ночей Великой Отечественной… В самой галерее разместят фотографии, на которых будут запечатлены те или иные моменты войны. И это будут не просто фотографии. Их составят из сотен тысяч фотопортретов фронтовиков. В храмовом комплексе так или иначе планируется, в том числе и с помощью соответствующего современного оборудования, сохранить память – с фотографиями, с историей ратного пути 33 миллионов непосредственных участников войны. Эта война и победа – и лично для меня боль и гордость. Мой дед воевал, горел в подбитом танке, был ранен. И после войны рано умер из-за ранения. В галерею Памяти, которая будет в храмовом комплексе, я обязательно принесу его снимок. И верю, что храм будет крепок нашей святой общей памятью о родных и близких, которые не щадили самой жизни в борьбе за Отечество, за родную землю, за свои семьи. Отмечу, что весь создаваемый мультимедийный музейно-выставочный комплекс будет знаково называться «Духовное воинство России», а в церковных богослужениях смогут одновременно принять участие до 6000 человек.
– Сейчас говорят и о том, из чего будут сделаны ступени к храму…
– Я уже сказал, что ступени отольют из чугуна, составят из плит, на которых тоже будет специально разработанный орнамент. Из таких же плит будет собран и пол в храме. В самом храме между плитами будут вписаны своеобразные чугунные панно, на которых будут отображены карты сражений – ключевых битв Великой Отечественной войны. Их перенесут с такой точностью, что по ним можно будет проводить исторические экскурсии. А вот между плитами ступеней будут другие инкрустации. В них будут впаяны, вмонтированы элементы немецкого трофейного оружия – стрелкового, артиллерийского. Это не музейные экспонаты, никакой исторической ценности в таком количестве и виде они не представляют, это оружие, которое давно готовили к утилизации. Кстати, каждая плита будет весить примерно 75 килограммов – тоже «цифра Победы», но в данном случае она сложилась случайно. Хотя, видимо, ничего случайного в данном случае нет: ведь строим храм.
…Говоря о церкви, мы в первую очередь думаем об иконах, о тех образах, которые символизируют православие.
Напомним, что собор будет иметь пять престолов – центральный назван в честь главного христианского праздника – Воскресения Христова, четыре других посвящены небесным покровителям видов и родов войск наших Вооружённых Сил: святому благоверному князю Александру Невскому – покровителю Сухопутных войск, святому пророку Божию Илии – покровителю ВКС и ВДВ, святому апостолу Андрею Первозванному – покровителю ВМФ и святой великомученице Варваре – покровительнице РВСН.
Соответственно в храме будут размещены иконы святых покровителей российских воинов.
Об одной из них, образе Спаса Нерукотворного – лике Христа, который всегда присутствовал на хоругвях, с которыми наши войска шли в бой, рассказали главные художники Сретенских мастерских Михаил Леонтьев и Дарья Шабалина.
– Размеры центральной иконы храма – метр на метр. Образ будет написан по всем канонам и традициям русской иконописи XIV–XV веков. Для нас это не просто ответственная работа. Это истинное служение. Как служение солдата, врача, учителя. Здесь мы применим весь опыт, который наработали за всю творческую жизнь. И это не будет список с той или иной известной иконы. Ведь на самом деле повторить настоящее произведение искусства невозможно, – подчеркнули мастера.
Интересно, что даже доска, на которой будет написана икона, тоже напрямую связана с отечественной ратной историей. Её основа будет собрана из лафета 8-фунтовой чугунной пушки 1710 года, которую подняли со дна Невы недалеко от домика императора Петра I в Санкт-Петербурге. Доска изготовлена из лиственницы, после извлечения её из воды она уже хорошо просохла, и, как говорят художники, её «не поведёт». То есть икона, как и её основа, проживёт века.
Оставшиеся части лафета смогут послужить основой ещё четырёх икон, посвящённых разным образам Божией матери – Казанской, Владимирской, Донской и Тихвинской. Эти иконы так или иначе связаны с помощью русскому воинству в битвах с врагом. А с иконой Казанской Божией матери, одной из самых почитаемых и воспроизводимых в иконописи, связана история-легенда о её особой роли в Великой Отечественной войне.
…В заключение беседы главный архитектор Главного военного храма Воскресения Христова в ознаменование 75-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне напомнил, что храм возводится на народные деньги, для чего был создан специальный фонд «Воскресение». Но, как рассказал Дмитрий Смирнов, на строительство собора можно передавать не только денежные средства. Кто-то жертвует на его возведение металл, кто-то – и пресс-формы для отливки чугунных плит, которых требуется немало. И всё – от чистого сердца.

Ирина ПАВЛЮТКИНА, «Красная звезда»