И плачешь, и смеёшься, и любишь, и болеешь

image_print

Такую палитру чувств испытываешь при просмотре киноленты «Тренер», ставшей дебютом для Данилы Козловского в качестве режиссёра.

Кадр из фильма.
Фото «Централ Партнершип».

Российского зрителя в какой-то степени избаловали картинами о спорте, только за последние полгода на большой экран вышли «Движение вверх», «Лёд» и «Со дна вершины». В преддверии чемпионата мира по футболу, стартующего через месяц на стадионах 11 российских городов, состоялась премьера драмы «Тренер», в которой Данила Козловский впервые в своей карьере выступил в качестве режиссёра. Его персонаж – футболист Юрий Столешников – со скандалом уходит из большого спорта и спустя два года находит себя в новой ипостаси – главного тренера клуба «Метеор» из Новороссийска.
В отличие от ряда других картин на спортивную тематику, представлявших собой или жанр байопика, или художественную реконструкцию реальных событий, сюжет «Тренера» – это эклектика, совмещающая в себе набор отсылок к тем или иным футбольным фактам. Поклонники этого вида спорта безошибочно узнают в открывающей фильм сцене, в которой капитан команды Столешников не забивает пенальти, трагедию итальянского футболиста Роберто Баджо, чей промах в серии послематчевых 11-метровых ударов в финале чемпионата мира 1994 года лишил его сборную победы. Правда, если итальянец отправил мяч выше ворот, то герой Козловского решил исполнить пижонский удар в стиле чеха Антонина Паненки – навесной «парашют» по центру ворот в расчёте, что голкипер станет гадать, в какой из углов будет целиться оппонент. В финале чемпионата Европы 1976 года Паненка таким образом перехитрил вратаря команды ФРГ Зеппа Майера. Чехословаки тогда в первый и пока единственный раз выиграли титул сильнейших в Старом Свете, а вот киношный нападающий Столешников вратаря сборной Румынии не переиграл. Причём подвёл он не только футбольный коллектив – от злости за нереализованный пенальти Юрий совершает грубый подкат против соперника, заслуженно получает красную карточку, а уходя с поля, провоцирует беспорядки на стадионе.

Завязка фильма, по сути, дно, от которого главному герою, получившему годовую дисквалификацию, предстоит отталкиваться на протяжении следующих двух часов картины

Завязка фильма, по сути, дно, от которого главному герою, получившему годовую дисквалификацию, предстоит отталкиваться на протяжении следующих двух часов картины. Слова генерального директора «Спартака», в котором тот играл до злополучного пенальти, что прощального матча не будет, звучат приговором.
От отчаяния Столешников пробует себя в регби. В этот самый момент Юрия настигает известие, что в его тренерских услугах нуждается новороссийский «Метеор», аутсайдер Футбольной национальной лиги, второго по силе дивизиона страны.
Герой Козловского принимает вызов, и мы становимся свидетелями рождения настоящего футбольного чуда, как фактически любительская команда заставляет влюбиться в себя весь город.
С честью пройти эти испытания начинающему наставнику помогает энтузиастка Лариса, президент клуба (в её роли – Ирина Горбачёва, хорошо знакомая по картине «Аритмия»), характерная врач-реабилитолог Варя, с которой у Юрия завязываются романтические отношения (играет Ольга Зуева), и харизматичный детский тренер Бергер (в исполнении Владимира Ильина), становящийся помощником Столешникова. Кстати, в съёмках участвовали и профессиональные футболисты, завершившие свою карьеру (Дмитрий Сычёв, Алан Гатагов, Евгений Савин). Заслуживает похвалы и операторская работа Фёдора Лясса: футбольные сцены сняты качественно.
В одной из предварительных игр «Метеор» встречался с курским «Авангардом» (внимательный кинозритель увидит название на промелькнувшем в кадре табло). По удивительному совпадению куряне в этом году играли в финале Кубка России против «Тосно» из Ленинградской области. Причём последний в полуфинале нынешнего розыгрыша оставил за бортом именно «Спартак». Всё это происходило, когда фильм уже готовился выйти в прокат. И кто скажет, что в футболе не бывает чудес? Не жизнь ли сама создаёт такие невероятные совпадения? Сам же режиссёр признавался, что его вдохновила история богом забытого «Лестера», выигравшего в сезоне-2015/16 титул чемпиона Англии. Дебют Данилы Козловского в качестве режиссёра выдался ярким и блистательным. Таким же, будем надеяться, получится и наш домашний чемпионат мира по футболу.

Леонид ХАЙРЕМДИНОВ, «Красная звезда»