Кредо командира Р-18

image_print

Корабельная служба сопряжена с трудностями и опасностью, а потому требует повышенного внимания.

Капитан-лейтенант Андраник ШИШМАНЯН

Стать командиром мечтает, наверное, каждый подросток, решивший в школьные годы связать будущую самостоятельную жизнь с военным флотом. Однако путь до командирского кресла на ходовом мостике корабля долог и тернист.

Чтобы его преодолеть офицер обязан, вне всякого сомнения, обладать командными, организаторскими способностями, быть грамотным специалистом, хорошим хозяйственником, широко эрудированным человеком. Но таких людей на флоте немало, а к управлению боевым кораблём приходят далеко не все. И было бы любопытно хоть отчасти проследить служебный путь кого-то их них после училищной скамьи, понять, за что ему доверили ключевую должность.
К примеру, капитан-лейтенант Андраник Шишманян сразу после окончания Военно-морского института радиоэлектроники имени А.С. Попова в Петергофе принял для себя решение строить служебную карьеру по командной линии.
– Тот первый день прибытия в бригаду охраны водного района Владивостока мне, конечно, не забыть, – рассказывает Андраник Сетракович. – Я уроженец южного города Сочи. Детство моё прошло на берегах Чёрного моря, а 29 июля 2011 года я оказался на самом краешке восточной России, где предстояла военно-морская служба в просторах Тихого океана! С той поры, что называется, прикипел к соединению кораблей 3 ранга, ставшего для меня родным. В небольшом по численности экипаже катера Р-79, где лейтенантом принял первичную должность командира БЧ-4-7 (боевой части связи и радиотехнической), очень быстро и плодотворно прошло моё становление. Времени на раскачку не было: всё осваивал, изучал на практике в ходе частых тренировок и выходов в море – бригада-то наша одна из самых ходовых на Приморской флотилии разнородных сил. И в этот важный для меня период рядом всегда были и командир корабля капитан 3 ранга Игорь Гоголушко (ныне он командует соединением охраны водного района на Камчатке), и бывалые старшины радиотехнической и радиотелеграфной команд мичманы Игорь Марасанов и Юрий Нужнов. Теорию-то я знал хорошо, а вот в работе с личным составом (13 человек в подчинении) опыта явно недоставало, да и материальная часть в чём-то оказалась незнакомой. Например, главный комплекс «Монолит», обеспечивающий выдачу целеуказаний на ракетное оружие катера, мы в вузе не изучали…

Принцип капитан-лейтенанта Андраника Шишманяна, ставшего командиром корабля в 28 лет, – никогда не останавливаться на достигнутом

Р-18 возвращается с победой с учений, которые проходили у берегов Камчатки

На малых кораблях, где только контрактники обживают свои кубрики на десятилетия, составляя «костяк» экипажа, офицерский состав зачастую имеет возможность быстрее продвигаться по служебной лестнице, чем на больших. Уже через два с небольшим года лейтенанту Шишманяну командование доверило одну из самых ответственных должностей – помощника командира Р-79. Бывалые моряки знают: кто достиг успеха на этом поприще, тому опыта и уверенности хватит и занять должность выше.
По словам офицера, для него тот период службы запомнился массой обязанностей и забот, связанных прежде всего с налаживанием чёткой корабельной организации, а это требовало не считаться со служебным и личным временем, утром в числе первых появлялся в экипаже.
– Командир ставит задачи подчинённым по ведению документации, содержанию корабля, проведению регулярных занятий и тренировок с личным составом согласно недельному распорядку дня. И тут важно осуществлять контроль за их выполнением, тогда будет и результат, – говорит капитан-лейтенант Шишманян. – Окунувшись в эту многоплановую работу с людьми, менее чем через год я вступил в аналогичную должность на ракетном катере Р-18, где командиром был капитан-лейтенант Иван Петухов. И уже имея за плечами определённый опыт, направил все свои усилия на то, чтобы вывести этот экипаж в число лучших в соединении.
Он ясно осознавал, что в одиночку этой цели не достичь. Только вместе с коллективом, настраивая каждого сослуживца на победные результаты, начиная с содержания своего заведования и заканчивая выполнением задач в море.
По мнению заместителя командира бригады по военно-политической работе капитана 3 ранга Романа Сундюкова, приняв два года назад под своё управление катер Р-18, Андраник Шишманян продолжил реализацию своей идеи по созданию здесь сплочённого общим делом и аурой взаимопонимания коллектива единомышленников. А чтобы постоянно поддерживать мотивацию людей на отличное решение всех поставленных кораблю задач, еженедельно в столовой команды проводятся собрания, где каждый член экипажа – от матроса до офицера – высказывает своё суждение о служебной обстановке, может поднять любой проблемный вопрос. При этом дверь каюты командира всегда открыта для подчинённых, если у кого-то возникают трудности, включая житейские, такое взаимодействие с личным составом только укрепляет его авторитет.

В упорной соревновательной обстановке экипаж Р-18 завоевал переходящий кубок «Лучшему кораблю 3 ранга Приморской флотилии разнородных сил»

В свою очередь, и командир знает, что его команда, в числе которой всего семеро военнослужащих по призыву, не подведёт в сложной ситуации в море. Вот и сегодня Р-18 возвращается с победой с учений, которые проходили у берегов Камчатки. Среди лучших отмечаются командиры электромеханической и штурманской боевых частей старший лейтенант Николай Бонк и лейтенант Константин Чебыкин, к слову, только в этом году выпустившийся из стен ТОВВМУ, старший боцман главный старшина Иван Фетисов, старший комендор старшина 2-й статьи Александр Праведников, старшины электромеханической и радиотехнической команд старшие мичманы Евгений Стрелков и Богдан Якунин, командир отделения радиотехнической службы главный старшина Константин Кудрявцев.
– Успехи всегда вдохновляют экипаж, укрепляют его веру в достижении поставленных целей, рождают чувство гордости за родной корабль, – с удовлетворением замечает Андраник Сетракович. – Мы с каждым новым годом набирали силу и опыт на боевых службах, в походах в районы островов малой Курильской гряды и к полуострову Камчатский, при выполнении стрельб крылатыми ракетами «Москит» по надводным целям. И результаты налицо. Ныне Р-18 призван самым стреляющим катером в дивизионе. В упорной соревновательной обстановке мы завоевали переходящий кубок «Лучшему кораблю 3 ранга Приморской флотилии разнородных сил», отняв его у лидера многих лет Р-11 под командованием капитана 3 ранга Константина Ситникова. А в канун профессионального праздника подали документы в штаб Восточного военного округа на присвоение катеру звания «ударный», позже отправим в штаб ВМФ отчётную документацию по успешно завершившимся ракетным стрельбам на приз главнокомандующего Военно-морским флотом.

Владивосток

Константин ЛОБКОВ, «Красная звезда» 

Фото автора и из архива экипажа