Огненными дорогами Афганистана

image_print

Командир батальона материального обеспечения 201-й РВБ своим личным примером многократно доказывал, что тыл есть служба боевая.

С боевыми соратниками по 201-й мотострелковой дивизии.

Председатель Совета ветеранов 201-й российской военной базы полковник в отставке Юлдаш Халиков на днях отметил своеобразный рубеж: исполнилось 60 лет со дня начала отсчёта своей воинской биографии, которую он открывал ря­довым, а закончил полковником.
Немало гарнизонов пришлось сменить ему за время службы – в Пскове и Уссурийске, в Самарканде и Чернобыле, и служба в каждом из них – весомая страница в биографии офицера. Но самую глубокую зарубку в памяти Халикова всё-таки оставил афганский Кундуз. Там, с февраля 1980 по ноябрь 1981 года он командовал 636-м батальо­ном материального обеспечения 201-й мотострелковой…

Юлдаш Сафарович относится к поколению, которое образно называют «детьми войны». Родился он в мае 1941 года в Шахринавском районе Таджикской ССР.
– Что могу сказать о своём детстве? Нелёгкими были годы военные и послевоенные, – вспоминает сегодня убелённый сединами ветеран. – Нехватка ощущалась и в одежде, и в продуктах питания, и в школьных принадлежностях. Но было главное: осознание великой победы в большой войне! Лично я с восхищением смотрел на возвращавшихся с фронта солдат с наградами на груди и мечтал стать похожим на них…
Мечта эта стала реальностью в 1960-м, когда Юлдаша призвали на военную службу, которую выпало проходить в элитном 104-м гвардейском десантно-штурмовом полку. О том, как служил Юлдаш, лучше всего говорит его послужной список: начинал механиком-водителем артиллерийского тягача, а в конце срочной службы был назначен старшиной артиллерийской батареи…
В перспективе перед уволенным в запас десантником открывались широкие возможности в родном Таджикистане. В те годы перед сержантом запаса, отличником боевой и политической подготовки были открыты двери любого вуза республики. Но Халиков после службы в гвардейской части ВДВ настолько прикипел к армейской жизни, что вне её себя уже не мыслил. Вот почему его очередным жизненным шагом стало решение остаться в 201-й мотострелковой дивизии, дислоцировавшейся в столице родного Таджикистана, на сверхсрочную службу. Ему доверили должность командира хозяйственного взвода. И с этого скромного поста, как убеждает пример Халикова, можно совершить взлёт по службе.
…Одно из наиболее ценных качеств Юлдаша Сафаровича – стремление расти в избранной военной профессии. И вот первый результат: через 2 с лишним года после начала сверхсрочной службы Халиков оканчивает 10-месячные курсы по подготовке командиров взводов в Уссурийском автомобильном командном училище и в звании младшего лейтенанта принимает автомобильный взвод в танковом полку ДВО. Это было как раз то время, когда шло перевооружение армии и флота на новые вооружение и технику, в том числе и на более современные образцы военных автомобилей. Например, на такие новинки нашего автопрома, как армейский грузовик ГАЗ-66, командирский УАЗ-469. Взвод Халикова одним из первых в округе освоил новые образцы и начал их уверенную эксплуатацию.
Другим не менее похвальным качеством молодого офицера, выдвиженца из сверхсрочников, стали (как неоднократно подчёркивалось в служебных аттестациях) его любовь к технике, предельная работоспособность, высочайшая требовательность к самому себе и подчинённым…
С начала 1968 году Халиков уже продолжал службу заместителем командира автомобильной роты учебного батальона Туркестанского военного округа. А чуть позже был переведён на должности командира автомобильного взвода 201-й мотострелковой дивизии, размещённой в г. Душанбе. В 1973-м Юлдаш Сафарович возглавил автомобильную службу одного из полков соединения. А чуть позже по представлению командира дивизии старший лейтенант Халиков за отличие в военной службе был удостоен первой государственной награды – ордена «Знак Почёта»!
Затем перспективному офицеру была доверена должность заместителя командира полка по тылу, на которой он блестяще себя проявил. И потому не стоит удивляться, что в 1977-м уже в звании майора его назначили командиром только что сформированного отдельного батальона материального обеспечения (ОБМО) 201-й мотострелковой…

Воспитывать личный состав Юлдашу Сафаровичу Халикову помогало владение не только русским и родным таджикским языками, но и узбекским, киргизским, казахским и татарским, знание быта и обычаев народов мусульманского Востока

Ю.С. ХАЛИКОВ.

В воздухоплавании есть такое понятие, как восходящий поток воздуха, благодаря которому планёр постоянно набирает высоту. Вот и для майора Халикова 1970-е годы стали периодом взлёта по службе. Правда, служебное поприще командира ОБМО «тёплым местечком» назвать трудно. И в мирное время должность эта требует от офицера полной самоотдачи, предельного напряжения моральных и физических сил. Но особенно сложный экзамен Юлдашу Сафаровичу пришлось выдержать при вводе дивизии в Афганистан в феврале 1980 года и при последующей службе в боевых условиях.
Отметим, что кадровые органы Минобороны СССР, особые отделы КГБ с особой тщательностью отбирали кандидатов на должности командиров частей, вводившихся на территорию ДРА. Так вот, к майору Халикову тогда никаких вопросов у вышестоящих контролирующих органов не возникло. Кандидатура Юлдаша Сафаровича для боевой работы в Афганистане ни у кого сомнений не вызвала. Ведь это был не только проверенный в деле военный специалист, но и прекрасный воспитатель личного состава, к тому же в совершенстве владеющий не только русским и родным таджикским языками, но и узбекским, киргизским, казахским и татарским, знание быта и обычаев народов мусульманского Востока…
Батальон Халикова дислоцировался в Кундузе, там же, где и управление соединения, основные подразделения боевого и тылового обеспечения 201-й МСД. Дивизия эта представляла собой наиболее крупные соединения в составе 40-й армии. В состав 201-й входили около двух десятков полков, отдельных частей и подразделений. Некоторые её структурные части дислоцировались на значительном удалении от органов управления соединением. Например, 122-й МСП располагался в Ташкургане (в 142 км), а 395-й МСП – в Пули-Хумри (в 128 км).
Можно представить, какой колоссальный объём работы приходилось выполнять отдельному батальону материального обеспечения по бесперебойной доставке грузов, необходимых для жизнедеятельности войск. Ведь в Афганистане нет железных дорог, а вся логистика в этой сухопутной стране осуществляется по шоссейным трассам, контроль над которыми с первого дня пребывания 40-й армии в ДРА пытались перехватить душманы.
Бои за стратегически важные магистрали, будь то вход на перевал Саланг, или дорога на Ташкурган, на Баглан, с каждым месяцем становились всё более ожесточёнными. Лишь в редких случаях колонны нашей техники не подвергались обстрелам или нападениям. Вот почему должность командира ОБМО, читай, офицера тыла, в Афганистане была особенно опасной. Ведь зачастую именно ему, майору Халикову, приходилось самому выезжать для сопровождения колонн.
– В течение почти двух лет мне приходилось сопровождать из Термеза, Душанбе и Ташкента продовольствие, материально-технические средства, ГСМ, боеприпасы в Афганистан, – вспоминает спустя годы Юлдаш Сафарович. – В подчинении у меня было почти 500 человек. Батальон состоял из 5 рот, отдельных взводов и хлебозавода. При доставке грузов колонны формировались от 10 до 40 машин и шли в сопровождении боевых машин пехоты, бронетранспортёров и вертолётов…
Юлдаш Сафарович, несмотря на свои 79 лет, выглядит бравым – худощав, очень подвижен. На нём органично смотрится военная форма. Халиков от природы очень смуглый. А тогда, более 35 лет тому назад в Афганистане, у него были не седые, как ныне, а чёрные, как смоль волосы. По этой причине офицеры 201-й за глаза его называли «чёрным комбатом». О его храбрости и хладнокровии в частях складывались легенды. Колонны, которые он лично сопровождал на своём видавшем виды уазике, в засады моджахедов попадали редко. А при нападении на конвои или при обстреле майор Халиков так организовывал оборону, что колонны выходили из передряг с наименьшими потерями. Грузы доставлялись в самые разные уголки ДРА: Кундуз, Мазари-Шариф, Файзабад, Кабул…
Об одном из эпизодов Юлдаш Сафарович рассказал в деталях:
– 29 июня в 1981 году мы всё-таки попали в засаду. Водитель передовой машины был убит через лобовое стекло. Колонна встала, начался бой. В ходе перестрелки мне удалось пробраться к первому автомобилю, сесть за руль и повести колонну. Прорвались…
За храбрость и мужество, проявленные при исполнении интернационального долга в Демократической Республике Афганистан, майор Халиков был награждён двумя медалями «За боевые заслуги», орденом и медалью ДРА «Афганская слава» и «За храбрость».
После выполнения интернационального долга в Афганистане подполковник Халиков продолжил службу в должности заместителя командира 92-го мотострелкового полка 201-й МСД. А когда 26-апреля 1986 года полыхнуло в Чернобыле, Юлдашу Сафаровичу довелось участвовать в ликвидации последствий катастрофы.
В запас Юлдаш Сафарович был с почётом уволен по достижении предельного возраста пребывания на военной службе. Это было в мае 1991 года.

Душанбе

Шамиль ХАЙРУЛЛИН, «Красная звезда» 

Фото пресс-службы ЦВО