Пролетая над облаками

image_print

Спецназовцев и разведчиков Воздушно-десантных войск научат десантироваться с высоты 8000 метров.

Тренировка на тренажёре.

Известно, что бойцы специального назначения и десантники-разведчики обладают комплексом различных специальных навыков, которые помогают им в выполнении задач. С началом 2019 года в их арсенале появится ещё один – скрытное десантирование с высот до 8000 метров, в том числе на дальность планирования, с кислородным оборудованием и вооружением. О том, как и где их к этому готовят, а также о целях такого десантирования рассказывает корреспондент «Красной звезды».
Красивые кадры из приключенческих фильмов, в которых парашютист покидает пассажирский лайнер на большой высоте и под открытым куполом парашюта пролетает над городом, чтобы приземлиться точно на движущуюся машину, для наших десантников теперь реальность.

– Когда нужно скрытно приземлиться на ограниченную и неподготовленную площадку, имея при этом с собой снаряжение или вооружение, в дело вступают парашютисты-высотники, – рассказывает начальник отдела подготовки (специальной парашютной высотной) лейтенант Виктор Богданов. – Для таких десантников не станет проблемой прыгнуть из любого летательного аппарата, вплоть до какого-нибудь дельтаплана, пролететь под открытым куполом значительное расстояние и даже, если потребуется, приземлиться на крышу здания, движущийся автомобиль или корабль. Более того, они смогут выполнить такую задачу даже в непогоду.
– А если парашютист покидает самолёт на высоте 8000 метров, какое расстояние он способен преодолеть? – уточняю у Виктора.
– Если сразу откроет парашют, то вплоть до 50 километров. То есть в том месте, где он приземлится, даже гула самолёта слышно не будет. А если к этому добавить облачность, то и его самого, пролетающего выше облаков, никто не увидит.
Описанные лейтенантом Богдановым ситуации сперва кажутся нереальными захватывающими кадрами какой-то киноленты. Однако инструкторы 309-го Центра специальной парашютной подготовки (ЦСПП), расположенного в Рязани, не только сами разрабатывали программу соответствующего обучения, но и апробировали её на себе. Прыжки на кузов КамАЗа или с больших высот с кислородным оборудованием для них теперь обычная задача.
Первыми военнослужащими, на которых инструкторы после себя в конце прошлого года испытали программу, были десантники разведроты из Ульяновска. Обучение заняло около 40 рабочих дней.

Прыжки на кузов КамАЗа или с больших высот с кислородным оборудованием для десантников теперь обычная задача

По словам лейтенанта Богданова, эксперимент показал, что десантники легко и быстро осваивают созданную программу высотного десантирования. С 2019 года на обучение в 309-й ЦСПП будут прибывать военнослужащие специальных и разведывательных подразделений.
– Ранее существовало либо массовое десантирование на круглых десантных куполах, либо прыжок с парашютной системой специального назначения «Арбалет-2» со стабилизацией. Для определённых операций такие виды прыжков подходят до сих пор, но с изменением обстановки в мире, с совершенствованием армии перед десантниками возникают новые задачи, – рассказывает лейтенант Богданов. – Если массовая высадка десанта производится в хорошую погоду на большие подготовленные площадки, то парашютисты-высотники зачастую приземляются на ограниченную местность, где могут быть лес, водоёмы, линии электропередачи.
К тому же, добавляет он, этих десантников специально готовят к приземлению на крыши зданий, на акватории, в движущийся транспорт. И плохая погода для них не помеха, а, наоборот, фактор скрытности.
– Могут ли совершаться прыжки с высот, превышающих заявленные 8000 метров? – интересуюсь у начальника отдела специальной высотной парашютной подготовки.
– Поскольку мы учим военнослужащих прыжкам с кислородным оборудованием, то да, теоретически могут покидать самолёт и выше, если того потребует задача.
Для таких прыжков используют парашютные системы специального назначения типа «крыло» «Арбалет-1» и парашютную систему нового поколения Stayer. Комплект новой парашютной системы включает в себя кислородное оборудование, очки ночного видения и контейнер для снаряжения, который вмещает в себя до 50 кг амуниции и оружия.
Отсутствие стабилизации в данных парашютных системах расширяет возможности десантника: он может либо сразу после отделения от летательного аппарата открыть парашют и пролететь большое расстояние под куполом, либо пропадать в свободном падении до низкой отметки и открыться перед самой землёй.
Естественно, прыжки с больших высот гораздо сложнее и опаснее обычных: требуется умение уверенно управлять своим телом в свободном падении и виртуозно владеть куполом парашюта. Помимо этого, инструкторы 309-го ЦСПП учат десантников самостоятельно укладывать парашюты, рассчитывать траекторию прыжка, учитывая направление ветра, его силу и другие метеоданные. Часть занятий посвящена использованию в воздухе высотомеров, компасов и приборов навигации.
Сложность заключается и в том, что зачастую приходится прыгать с амуницией и снаряжением, которые существенно влияют на управление телом в воздушном потоке. К тому же, добавляет Виктор Богданов, даже если на земле плюсовая температура, наверху бывает довольно холодно.
В подготовке парашютистов-высотников помогают и уникальные тренажёры Центра специальной парашютной подготовки.
До совершения прыжков будет использоваться введённый в эксплуатацию в конце 2018 года учебно-тренировочный комплекс воздушно-десантной подготовки. Лейтенант Богданов показал этот комплекс в работе: военнослужащего подвешивают на тросах, закрепляют на нём датчики и надевают специальные очки. С помощью этих очков, создающих виртуальную реальность, у десантников появилась возможность отрабатывать действия в воздухе во время свободного падения, ввода парашютной системы в действие. Затем под куполом следуют заход на посадку и приземление. Благодаря таким очкам обучаемые могут видеть в небе и друг друга. Все их действия отображаются на экранах мониторов у оператора комплекса. Более того, отмечает Виктор Богданов, инструктор может даже проследить, куда в данный момент смотрит тот или иной военнослужащий. Инструктор также способен изменить площадку приземления, погодные условия или вообще запрограммировать какой-либо отказ парашютной системы.
– Помимо этого, все десантники тренируются в аэродинамической установке, которая создаёт поток воздуха как при настоящем прыжке. Скорость воздуха может достигать 360 км/ч. Сначала они просто учатся управлять своим телом в свободном падении, затем передвигаться в полёте вперёд, назад, вправо и влево. Потом уже летают с элементами парашютной системы, контейнерами и вооружением, – рассказывает начальник аэродинамического комплекса лейтенант Павел Толчильщиков.
Раньше парашютисты видели различные нештатные ситуации только на фото и видео, отмечает лейтенант Толчильщиков. Теперь благодаря двум новым комплексам десантники ещё до совершения прыжка могут прочувствовать поток воздуха при свободном падении и укрепить навыки работы с куполом, что обеспечивает их безопасность и стрессоустойчивость.
– Большой плюс аэродинамической установки и учебно-тренировочного комплекса по воздушно-десантной подготовке – это возможность непосредственного визуального и тактильного контакта инструктора с обучаемым, – продолжает Павел Толчильщиков. – Можно исправлять ошибки сразу же, а не ждать повторного прыжка и, как следствие, экономить ресурс авиационной техники, горюче-смазочных материалов и парашютных систем.
После того как десантники овладеют всеми этими навыками, их отправляют в небо. Первые прыжки военнослужащий совершает в свободном падении под контролем сначала двух инструкторов, а затем одного. Тот первое время его придерживает, а потом, убедившись в уверенности обучаемого, отпускает. По мере совершения прыжков задачи для десантников усложняются: добавляются ограниченные площадки, вооружение, грузовые контейнеры.
– Помимо всего этого, мы начали практиковать парашютные прыжки типа «тандем», когда к опытному десантнику прикреплён человек, не имеющий опыта прыжков. Это могут быть определённые военные специалисты, например врач или связист, учёный и корреспондент «Красной звезды», которых необходимо доставить на место события, – добавляет лейтенант Богданов с улыбкой. – Пока такие прыжки могут совершать только специалисты нашего центра, но в дальнейшем планируем обучать этому и других коллег по небу.

Рязань

Кристина УКОЛОВА, «Красная звезда»