Самолёт, решающий ударные задачи

image_print

Су-34 по праву завоевал солидный авторитет среди лётно-технического состава ВКС России.

Су-34 заходит на цель. В этот раз – наземную

Во время проведённого недавно Единого дня приёмки военной продукции временно исполняющий обязанности командира 2-го гвардейского бомбардировочного авиационного полка подполковник Дмитрий Карнаухов доложил министру обороны о поступлении в эксплуатацию шести многофункциональных истребителей-бомбардировщиков Су-34 производства Новосибирского авиационного завода (НАЗ) имени В.П. Чкалова.

Вехи большого пути

Специалисты и поклонники авиации знают, что Су-34, несмотря на свой короткий период существования, имеет довольно насыщенную историю. Проект несколько раз находился под угрозой закрытия. Однако судьба этого самолёта насколько драматична, настолько и счастлива.
История полка берёт своё начало в 1957 году с директивы начальника Генерального штаба ВС СССР о создании истребительно-бомбардировочной авиации. Наивысшей точкой успеха в создании для неё высокоэффективного авиакомплекса стал Су-34, но его получила уже оперативно-тактическая авиация России.
Разработка истребителя-бомбардировщика Су-34 была задана Постановлением ЦК КПСС и Совета министров СССР от 19 июня 1986 года. В соответствии с постановлением предполагалось использование планера двухместного самолёта Су-27УБ с расположением членов экипажа друг за другом и аналоговым комплексом бортового радиоэлектронного оборудования, унифицированного с БРЭО истребителя Су-27М, который создавался по этому же постановлению.
Однако генеральный конструктор ОКБ Сухого Михаил Симонов в самом начале разработки сформулировал концепцию совершенно нового авиакомплекса.
В выбранной модели при компоновке самолёта особое внимание уделялось обеспечению боевой живучести машины, и поэтому в полной мере был учтён боевой опыт ВВС СССР в Афганистане. Она имела ряд особенностей, в том числе по оборудованию самолёта цифровым комплексом БРЭО с мультиплексным каналом информационного обмена. Оригинальная компоновка кабины экипажа позволяла членам экипажа встать в полный рост.
Забегая вперёд, стоит отметить, что за счёт такой единственной в мире специальной кабины экипаж авиакомплекса может совершать беспосадочные полёты продолжительностью до 10 часов при сохранении своей работоспособности. Это позволяет в кратчайшее время выполнить задачу по перебазированию на угрожаемое направление.

Cамолёт обладает хорошей эргономикой, широкой автоматизацией полёта от взлёта и до посадки, в том числе и на этапе боевого применения, удобен в пилотировании

Разработанная концепция получила одобрение в Минобороны и Министерстве авиационной промышленности СССР. Главным конструктором машины был назначен Роллан Мартиросов, под непосредственным руководством которого проведены проектирование, стендовые и лётные испытания самолёта. Он же сформировал жизнеспособную кооперацию разработчиков, которая в сложных условиях переходного периода смогла осуществить разработку составных частей авиационного комплекса с заданными характеристиками.
Самолёт появился на свет в советское время. 13 апреля 1990 года состоялся первый полёт опытного экземпляра Су-27ИБ. Машину пилотировал заслуженный лётчик-испытатель СССР Анатолий Иванов, ставший впоследствии Героем России.
Летом 1990 года руководство страны наблюдало за учениями Черноморского флота и знакомилось с образцами новой военной техники. Тогда была выполнена имитация посадки Су-27ИБ на палубу тяжёлого авианесущего крейсера «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов», который вышел на заводские ходовые испытания после очередной достройки.
Имитация сильно взбудоражила сообщество иностранных экспертов. Несмотря на то, что самолёт не был оборудован посадочным гаком, зарубежные специалисты просчитали различные ориентировочные варианты размещения нового авиакомплекса на корабле и эффективность его боевого применения при различных условиях.
В декабре 1994 с аэродрома авиационного завода поднялся в воздух первый серийный экземпляр, уже имевший обозначение Су-34. Спустя 10 лет самолёт был передан заводом на совместные государственные испытания, после окончания которых – в 2005 году – Новосибирское производственное объединение имени В.П. Чкалова приступило к постройке первой серийной партии.
В 2012 году Минобороны заключило контракт на поставку 92 бомбардировщиков Су-34 на сумму около 100 млрд рублей. В рамках реализации гособоронзаказа 2019 года он выполнен в полном объёме.
Самолёт прошёл весь цикл требуемых проверок и государственные совместные испытания. В 2014 году многофункциональный истребитель-бомбардировщик Су-34 принят на вооружение в ВВС России.
По отзывам лётчиков и штурманов, самолёт обладает хорошей эргономикой, широкой автоматизацией полёта от взлёта и до посадки, в том числе и на этапе боевого применения, удобен в пилотировании.

Су-34 имеет беспрецедентную номенклатуру применяемого оружия: 16 видов высокоточного управляемого и 19 видов неуправляемого

Новые технологии – новые гособоронзаказы

Монтаж нового самолёта

Необходимо отметить, что одновременно со строительством авиакомплексов в несколько этапов реализовывалась программа государственных испытаний и при этом выполнялись конструкторские работы по приведению машины к современному облику. За время вынужденного простоя проекта в 1990-е годы были разработаны более современные авиационные системы, аппаратура и освоены новые технологии.
Параллельно с этим на предприятии осуществлялась программа по ремонту и реконструкции производственных мощностей. Инициатором работ выступило Минобороны. Военные в таких случаях преследуют вполне понятные цели. Прежде всего, они хотят получать более качественный продукт с меньшими производственными трудозатратами, а значит – по более низкой себестоимости.
Как понимаете, работы в этом направлении у производителей непочатый край. Только для планера Су-34 надо изготовить 57 000 деталей, а на процесс клёпки одной машины требуется около двух с половиной месяцев.
Какие практические результаты от использования новых технологий? Например, «тридцать четвёртый» имеет бронированную кабину из титана, которая представляет собой сварную конструкцию из 19 деталей. Суммарная длина швов — 21 метр. На начальном этапе основные операции по сварке деталей выполнялись вручную. Процесс далёкий от совершенства, очень трудозатратный и с большими финансовыми расходами.
Затем на производстве внедрили первую автоматизированную установку для электронно-лучевой сварки в вакуумной камере. При повышении качества выполняемых процедур изготовление первых кабин занимало порядка четырёх месяцев. Такие темпы производителей тоже не устроили. Совместно с партнёрами они создали инновационный комплекс оборудования, который кардинально изменил технологический процесс сварочного производства.
Новая установка позволяет в вакуумной камере сваривать детали толщиной от 2 до 200 мм за один проход луча. Причём сварка может производиться не по двум осям, как раньше (горизонтально и вертикально), а по шести координатам. Сваривать можно как стыковые, так и угловые соединения. Манипулятор по заданной программе обеспечивает перемещение электронной пушки по любой траектории, в любую точку камеры. Скорость сварки – 720 миллиметров в минуту. Теперь для изготовления титановой кабины Су-34 требуется лишь четыре операционные установки изделия в вакуумную камеру, тогда как раньше было необходимо произвести 26 установок в камеру.
Кроме того, в конструкции Су-34 применяются топливные баки тоже из титана. Их сваривают на этой же установке с минимальными припусками и последующей минимальной механической обработкой. При этом они конструктивно используются и в качестве силовых элементов всего самолёта.
Необходимо отметить, в Минобороны весьма внимательно отслеживают процессы по технологическому перевооружению предприятий. В данном случае эффективная работа завода не выпала из поля зрения заказывающих органов военного управления и положительно сказалось на его перспективах в рамках получения гособоронзаказов.

Су-34 предназначен для поражения наземных, надводных и воздушных целей

Эволюционное усовершенствование
На сегодняшний день у Су-34 беспрецедентная номенклатура применяемого оружия: 16 видов высокоточного управляемого и 19 видов неуправляемого, причём некоторые виды управляемого оружия авиакомплекс может применять в многоканальном режиме (до 6 целей одновременно). За простым перечислением возможностей по выполнению боевых задач стоит множество особенностей многофункционального авиакомплекса, что в полной мере показывает его роль и место в оборонительной концепции ВКС России.
В настоящее время Су-34 предназначен для поражения наземных, надводных и воздушных целей, объектов инфраструктуры, прикрытых средствами ПВО и расположенных на значительных удалениях от аэродрома базирования, при огневом и информационном противодействии противника, днём и ночью в простых и сложных метеорологических условиях, с применением неуправляемых и управляемых авиационных средств поражения, а также для выполнения задач по воздушной разведке, радиоэлектронной борьбе.
Однако к столь широкой многофункциональности авиакомплекс пришёл поэтапно. При создании Су-34 перед конструкторами стояла задача не просто сделать новый самолёт, а обеспечить долгие годы жизни машины, которая имела бы для этого большой модернизационный потенциал. Такое требование было обеспечено техническими решениями, которые создали запас по грузоподъёмности, по системам для наращивания нового функционала, а также увеличения имеющихся возможностей с точки зрения БРЭО, без кардинальной переделки.
По оценке специалистов ОКБ Сухого, Су-34 в первую очередь решает ударные задачи. Направления совершенствования самолётов этого класса вполне традиционны и понятны. Они заключены в применении новых типов подвесок для создаваемых боеприпасов, повышении точности применяемого вооружения, выживаемости экипажа и улучшении систем авиакомплекса.
В настоящее время, как показала практика, большое значение имеют и эргономичные конструктивные решения, позволяющие работать экипажу в максимально комфортных условиях.
Кроме того, имеющийся модернизационный потенциал позволил на базе отработанной конструкции самолёта реализовывать возможность решения новых функциональных задач. Например, если вначале была построена базовая модель Су-24М, а потом на её основе сделали отдельную модификацию разведчика Су-24МР, то Су-34 без каких либо доработок, за счёт возможностей своего оборудования может выполнять задачи по получению информации для её дальнейшей обработки и использования.
Стоит отметить, что на самолёте установлен эффективный комплекс радиоэлектронного подавления. При наличии такой аппаратуры авиакомплекс может защищать и другие летательные аппараты в группе, а значит, фактически выполнять функции постановщика помех.
Успешное выполнение этой задачи на Су-34 было продемонстрировано во время дебюта авиакомлекса во время проведения операции по принуждению Грузии к миру в 2008 году. Помехи ставились из боевых порядков, грузинские зенитные ракетные комплексы, в том числе и зарубежного производства, не смогли выполнить отстройку от них.
Работы по наращиванию функционала и конструктивных усовершенствований авиакомплекса продолжаются. Не остаются без внимания вопросы по модернизации имеющихся систем, комплексов и оборудования размещённого на многофункциональном истребителе-бомбардировщике.

Сирийский экзамен
Самолёты Су-34 были задействованы в операции по разгрому международного терроризма в Сирийской Арабской Республике (САР) с первых её дней. На начальном этапе авиакомплексы использовались очень интенсивно, на них совершалось более трёх боевых вылетов в день. Экипажи выполняли наиболее сложные боевые задачи, которые в том числе потребовали применения новых образцов управляемого высокоточного вооружения.
Кроме того, в ноябре 2015 года для нанесения ударов по инфраструктуре террористов в САР экипажи Су-34 совершили 16 дальних боевых вылетов с дозаправкой в воздухе.
В дальнейшем одной из особенностей сирийского экзамена стало использование с хирургической точностью свободнопадающих бомб. И это при том, что самолёт проектировался для массированного бомбометания по площадным целям. Конструкторы выполнили необходимые доработки и при этом повысили точность бомбометания со средних и больших высот. Были полностью выполнены и другие требования Минобороны, в отдельных случаях получены более высокие результаты без замены оборудования. Участники производственной кооперации для боевых комплексов разработали и внедрили новые алгоритмы, которые более полно учитывают аэродинамические параметры боеприпасов.
На сегодняшний день Су-34 служит своего рода ледоколом, идущим по заледеневшим старым стереотипам, на котором отрабатываются новые решения с точки зрения вооружения, аппаратуры радиоэлектронного противодействия и другого спецоборудования. Всё это в будущем может быть использовано на других самолётах оперативно-тактической авиации.
Не так давно на Дальнем Востоке на Су-34 выполнены полётные задания с практическим использованием противокорабельных ракет. Это стало финальным этапом проделанной работы по заданию Минобороны.
А на новостном поле о практическом использовании многофункционального истребителя-бомбардировщика фигурируют сообщения от Минобороны об авиаударах Су-34 по инфраструктуре международного терроризма в САР и о выполнении экипажами Западного военного округа тренировочных полётов по отработке наиболее сложного элемента лётной подготовки – дозаправки в воздухе. Она позволяет значительно увеличить боевой радиус действия авиации для решения боевых задач.
«Полёты пройдут как днём, так и ночью в составе пар и под прикрытием истребителей
Су-30СМ. Дозаправка в воздухе от воздушного танкера Ил-78 пройдёт на высоте от четырёх до шести тысяч метров на скорости более 700 километров в час. Расстояние между самолётами и воздушным танкером по условиям выполнения упражнений не будут превышать более 20 метров», – отметили в Департаменте информации и массовых коммуникаций Минобороны.

Юрий АВДЕЕВ, «Красная звезда»