В этом регионе госграница – на всех направлениях

image_print

Основными угрозами, которым в российском эксклаве противостоят наши пограничники, являются контрабанда и незаконная миграция.

Калининградский залив требует повышенного контроля пограничников.

Пограничное управление ФСБ России по Калининградской области осуществляет охрану Государственной границы Российской Федерации общей протяжённостью 648 километров 300 метров, из них на морской участок приходится 170,5 километра.

В общей сложности по периметру области рассредоточены более 20 пограничных застав, на охрану границы ежесуточно заступают свыше 180 пограничных нарядов. Самый короткий и самый западный участок сухопутной границы России протяжённостью менее 900 метров проходит по Балтийской косе – узкой полосе суши, отделяющей Калининградский залив от Балтийского моря. Общая её длина составляет 65 километров, 35 из которых принадлежат России, остальные – Польше, где коса называется Вислинской. На этом участке границы расположен радиотехнический пост «Западный». Российские пограничники, несущие здесь службу, осуществляют контроль не только за сухопутным участком границы, но и за соблюдением правил пограничного режима в акватории Балтийского моря и Калининградского залива. Нелишне отметить, что радиотехнический пост «Западный» является одним из элементов единой автоматизированной системы технического контроля за надводной обстановкой в регионе.
Общая протяжённость российско-польского участка государственной границы составляет 234 километра 710 метров, российско-литовского – 287 километров 490 метров. По всему этому периметру, а также и в самом Калининграде в настоящее время действуют 15 пунктов пропуска, 8 из которых – автомобильные, 4 – железнодорожные, один морской (Калининградский морской порт), один речной (посёлок Рыбачий) и один воздушный (аэропорт Храброво).

Самый короткий и самый западный участок сухопутной границы России протяжённостью менее 900 метров проходит по Балтийской косе

О пунктах пропуска следует сказать подробнее, поскольку основными угрозами, которым противостоят сотрудники Пограничного управления ФСБ России по Калининградской области, являются контрабанда (главным образом янтаря-сырца и подакцизных товаров) и незаконная миграция (в силу своего территориально-географического положения область привлекает мигрантов в качестве транзитного маршрута в страны Евросоюза).
Самым современным и крупным в Калининградской области пунктом пропуска через госграницу является автомобильный пункт пропуска в Мамоново (Гжехотка), введённый в эксплуатацию в 2010 году. Он оборудован 24 автомобильными полосами и способен «переварить» за сутки до 2600 легковых, 1250 грузовых автомашин и 150 автобусов. В распоряжении пограничников – современные системы светофорного регулирования и теленаблюдения, стационарная таможенная система по обнаружению радиоактивных материалов, рентгенотелевизионная досмотровая установка, способная «просвечивать» грузы любого габарита. Активно используются и традиционные помощники стражей границы – служебные собаки.
Об интенсивности работы на этих важных участках выразительно говорят цифры. Только в 2018 году пункт пропуска Мамоново пересекли свыше 1 100 000 человек. Всего же в пунктах пропуска, подконтрольных региональному пограничному управлению, в минувшем году было зафиксировано более 2,5 миллиона проездов транспортных средств (свыше 5,6 млн человек), при этом удалось выявить более 350 нарушителей режима государственной границы и свыше 2000 лиц с недействительными документами.
С контрабандой товаров, осуществляемой водным путём, незаконным пересечением госграницы на различных типах судов и незаконной добычей морских биоресурсов успешно борются подразделения береговой охраны, зона ответственности которой распространяется на акватории Балтийского моря, Калининградского и Куршского заливов, Виштынецкого озера и реки Неман. Береговая охрана оснащена современными пограничными сторожевыми кораблями и быстроходными катерами, в том числе катерами на воздушной подушке.
Особенности территориально-географического положения Калининградской области отражаются и на специфике охраны водных границ, прежде всего морских. За вычетом России все девять примыкающих к Балтийскому морю и его проливам государств являются членами Евросоюза, семь из них входят в НАТО. Акватория вод, где несёт службу береговая охрана, на юге и западе граничит с водами Польши, на севере и востоке – с водами Литвы, на северо-западе – с водами исключительной экономической зоны Швеции.
На относительно небольшой площади вод рядом с Калининградской областью ведётся активная добыча морских биоресурсов и нефти на континентальном шельфе РФ, осуществляется активное судоходство, в прибрежной зоне много яхт и катеров. Комплексное применение сил и средств подразделений береговой охраны, а также единой автоматизированной системы технического контроля за надводной обстановкой позволяет надёжно обеспечивать пограничную безопасность государства также и на Балтийском море.

Владислав ПАВЛЮТКИН, «Красная звезда»